Очная форма обучения. 4 курс
Психология журналистики
31 августа 2018
Преподаватель: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

10 сентября. Предмет, задачи, терминологический аппарат психологии журналистики, её место в системе журналистских наук и практической деятельности. Журналистика как инструмент формирования сознания, образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения и картины мира.

17 сентября. Психология личности и журналистика. Типы личности, темперамент, характер. Эмоционально-волевые характеристики личности журналиста. Профессиональные знания, умения, навыки, компетенции. Человек и психологическая специфика редакционного коллектива. Личность читателя.

24 сентября. Психология творчества журналиста. Способности. Способности журналиста. Профессиограмма журналиста. Феномен бессознательного. Воображение и фантазия. Интуиция. Роль личностной направленности. Мотивационные факторы. Психологическая установка. Влияние эмоций. Творческое задание-тест.

1 октября. Психология общения в журналистике. Профессиональное общение в журналистской деятельности. Культура профессионального общения. Коммуникативная компетентность журналиста. Правила успешного взаимопонимания и условия эффективного слушания. Синдром эмоционального выгорания в коммуникационных специальностях.

8 октября. Психологические методы изучения журналистики. Использование данных диагностики и тестирования в работе журналиста. Основные методы психологического исследования медиатекста. Первичные исследования. Соотнесение аргументационно-риторической структуры медиатекста с коммуникативными признаками речевой деятельности. Интент-анализ и его роль в журналистике.

15 октября. Социо- и психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия текстов СМИ. Психологические механизмы речевой деятельности. Психолингвистика, паралингвистика и экстралингвистика в изучении и создании текстов СМИ. Функционально-коммуникативный анализ текста.

12 ноября. Основные психологические теории и журналистика. Зарубежные психологические школы и направления исследования психологии массовых информационных процессов. Концепции отечественной школы психологии.

19 ноября. Психологический профиль аудитории СМИ. Психология больших социальных общностей. Социально-психологические особенности различных групп аудитории и методы их изучения. Целевая аудитория. Построение психологического профиля желаемого читателя (творческое задание-тест).

26 ноября. Психологические особенности воздействия СМИ: убеждение, влияние, внушение, манипулирование. Психологические эффекты массовой коммуникации. Исторические и современные технологии информационного воздействия. Информационно-психологические войны и журналистика. Информация как инструмент информационно-психологического воздействия. Экспертиза информационного продукта.

3 декабря. Журналист в экстремальной ситуации. Конфликты и кризисы в деятельности журналиста. Понятие психологической травмы и стрессогенных обстоятельств. Соблюдение правил психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе сбора информации. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах.

План семинарских занятий

Занятие 1. Методы психологии журналистики. Работа с основным терминологическим аппаратом, подходами к исследованию массовых информационных процессов, формирование представления о взаимосвязи психологии и журналистики. Упражнения.

Занятие 2. Профессионально-психологические качества журналиста. Анализ журналистских (преимущественно аналитических и художественно-публицистических) материалов. Основная тема - психологические особенности создания материалов, проявление авторской позиции и личности автора.

Занятие 3. Психология общения в журналистике. Природа, формы и средства общения в журналистике; эффективные способы взаимодействия. Деловая игра (встреча в редакции).

Занятие 4. Психология больших социальных общностей. Информационное сопровождение мероприятий и кампаний, государственных акций. Сетевая среда. Коллоквиум по литературе, обсуждение материалов сетевых изданий и интернет-публикаций.

Занятие 5. Конфликты и кризисы в деятельности журналиста. Синдром эмоционального выгорания. Обсуждение творческих работ студентов.

Семинарские занятия ведут: Воскресенская Марина Аркадьевна, профессор, доктор исторических наук; Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

1.    Творческое задание-тест в процессе изучения лекционного материала (две работы).

2.    Контроль посещаемости семинарских занятий.

3.    Проверка выполнения домашних заданий на семинарских занятиях.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

1.    Основные вопросы психологии в журналистике:

•    общественное воспитание (через влияние...);

•    общественное сознание и коллективное бессознательное;

•    психология идеологического воздействия на массы;

•    коллективная активность масс.

Вопрос: назовите конкретные СМИ по каждому пункту.

2.    Творчество журналиста и способности журналиста.

Вопрос: Журналист работает в сетевом СМИ большого города. Назовите способности и качества, важные в данном случае.

3.     Личность журналиста сквозь призму его произведений.

Кто из журналистов, на ваш взгляд, «узнается» по своим произведениям? Какие личностные качества проявляются в текстах?

Вопросы к зачету

1.    Предмет, задачи, терминологический аппарат психологии журналистики, её место в системе журналистских наук и практической деятельности.

2.    Журналистика как инструмент формирования сознания, образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения и картины мира.

3.    Психологические методы изучения журналистики. Использование данных диагностики и тестирования в работе журналиста.

4.    Основные методы психологического исследования медиатекста. Первичные исследования.

5.    Интент-анализ и его роль в журналистике.

6.    Типы личности, темперамент, характер. Эмоционально-волевые характеристики личности журналиста.

7.    Психологическая специфика редакционного коллектива.

8.    Психология творчества журналиста. Способности. Способности журналиста.

9.    Профессиограмма специальности: сущность и составляющие. Профессиограмма журналиста.

10.    Культура профессионального общения в журналистике: стили и формы общения. Коммуникативная компетентность журналиста.

11.    Синдром эмоционального выгорания в коммуникационных специальностях.

12.    Психолингвистика, паралингвистика и экстралингвистика в изучении и создании текстов СМИ.

13.    Функционально-коммуникативный анализ медиатекста: назначение и применение.

14.    Психология масс и профилактика речевых угроз в массмедиа, в сетевом пространстве.

15.    Основные психологические теории и журналистика.

16.    Зарубежные психологические школы и концепции отечественной школы психологии: краткая характеристика.

17.    Психология больших социальных общностей: психология толпы и медиатексты.

18.    Психологические особенности воздействия СМИ: убеждение, влияние, внушение, манипулирование. Краткая характеристика, примеры из СМИ.

19.    Экспертиза информационного продукта: цели, виды, формы.

20.    Журналист в экстремальной ситуации. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах.

21.    Конфликты и кризисы в деятельности журналиста. Понятие психологической травмы и стрессогенных обстоятельств.

22.    Использование основных подходов теории бихевиоризма и теории социального научения в средствах массовой коммуникации.

23.    Когнитивная психология и СМИ.

24.    Гештальт-психология, ассоциативная психология и СМИ.

25.    Психоаналитические концепции массовой коммуникации.

26.    Психологизм в журналистике: сущность, возможности использования метода.

27.    Отечественные подходы к исследованию психологии массовых информационных процессов.

28.    Журналистское творчество как реализация природных способностей.

29.    Имидж журналиста: практика формирования и развития.

30.    Психология работы в прямом эфире.

31.    Психология работы в сетевых СМИ.

32.    Парадигмы медиапсихологии в работах Е. Прониной.

33.    Проблема эмоционального выгорания в профессии.

34.    Способы и виды психологической защиты.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – устная. Билет состоит из одного вопроса. На подготовку ответа дается 20 минут.

Критерии оценивания по дисциплине в баллах:

выполнение проверочных работ в процессе лекционных занятий – 2 работы по 5 баллов (10);

посещаемость семинарских занятий – 15 (3 балла за занятие без опоздания),

выступления на семинарских занятиях – 25 (5 баллов за занятие),

результаты ответа на вопрос к зачету – 50 баллов.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за изученный курс, составляет 100.

Отметки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Отметка «незачет» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, отметка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Студент, получивший отметку «незачет», на пересдаче сдает зачет по билетам. Форма ответа – устная.

Список обязательной литературы

1.    Виноградова С. М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. – М.: Юрайт, 2014.

2.    Виноградова С. М., Смирнова И. С. Риторика. – М.: Юрайт, 2015.

3.    Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики / Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

4.    Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. – М.-Екатеринбург, 2014.

5.    Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. Конспект лекций и практикум. – СПб., 2013.

6.    Олешко В. Ф. Психология журналистики. – М.: Юрайт, 2015.

7.    Гришанина А. Н. Психология политической журналистики // Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Юрайт, 2015.

Список дополнительной литературы

1.    Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб., 2001.

2.    Андреева Г. М. Психология социального познания. – М., 2005.

3.    Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. – СПб., 2005.

4.    Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – М., 1985.

5.    Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – М., 2003.

6.    Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. – СПб., 2011.

7.    Глухов В. П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

8.    Денет Д. С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. – М., 2004.

9.    Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб., 2003.

10.    Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2000.

11.    Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия: монография / ред. Д. П. Гавра. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

12.    Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 2005.

13.    Ольшанский Д. В. Психология масс. – М., 2002.

14.    Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб.,2003.

15.    Рогов Е. И. Психология познания. – М., 2001.

16.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.

17.    Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

2.    Психологическая газета //http://psy.su/

3.    Психологический журнал // www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

4.    Русское психологическое общество // www.rps-arbat.ru

5.    СМИ и прикладная психология // fb.ru

 просмотров: 186 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru