Очная форма обучения. 3 курс
Теория и практика визуальной журналистики
10 сентября 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция Введение, обзор курса. Роль Фотографии в СМИ. Жанры Фотографии в СМИ (Новости, feature, документальная фотография, standalone, profile, иллюстрация, пресс-фото, репортаж) Перспектива развития средств визуальной информации. Пессимисты и оптимисты. Борьба за полосу. Конвергенция в журналистике. Пресса и интернет. Основные направления и тенденции в современной фотожурналистике. Каким должен быть фоторепортер. Профессиональные обязанности фотожурналиста в периодических изданиях. Сумма составляющих: художественная, изобразительная, техническая. Литература и фильмы по теме Фотожурналистика. Составляющие прогресса в творчестве фотожурналиста, бильдредактора, исследователя: образование, самообразование, практика, критика. Работа фоторепортера – как происходит на практике. Принципы нравственного поведения фотожурналиста. Аккредитации – преимущество или недостаток.

2 лекция Специфика фотографического языка, его изменения. Уровни изобразительной речи. Знаковые имена. История от Ньепса-Даггера-Тальбота-Корнелиуса до сегодняшнего дня. Знаковые фотоснимки, которые изменили мир: Д. Ланг, Э. Адамс, Н. Ут, Д. Маккалин, и др.

3 лекция Формы фотопубликаций в СМИ. Серийные жанры в фотожурналистике. Структура, и место серийных жанров на полосе, в интернете. Издания, работающие с сериями. Фотоистория, фоторепортаж, фототема, фоторасследование. Документальность и режиссура. Примеры серийных жанров.

Знаковые имена в зарубежной фотожурналистике. А. Стиглиц, А. К. Брессон, Ю. Смит, А. Адамс, Р. Дуано, М. Рей, Р. Капа, Юджин Смит, С.Максимишин.

4 лекция Знаковые имена в отечественной фотографии: К. Булла, А. Родченко, Б. Игнатович, Д. Бальтерманц, И. Мухин, В. Вяткин, А. Гронский.

Современные Петербургские фотожурналисты: Д. Ловецкий, С. Максимишин, А. Мальцев, А. Петросян, П. Маркин.

5 лекция Основы фотосъемки в сложных условиях. Фотосъемка движения, спортивная. Особенности. Аппаратура и экипировка. Объективы, монопод. Точка съемки. Выдержка и чувствительность. Съемка с проводкой. Zoom burst. Практические советы. Вечерняя и ночная фотосъемка при недостаточном освещении. Фейерверки. Штатив и аксессуары. Выбираем штатив. Длинная выдержка, чувствительность, серые фильтры.

6 лекция Основы фотосъемки в сложных условиях. Портрет. Портрет как один из видов журналистской работы. Деловой, психологический, гламур, репортажный. Оптика и камера. Точки съемки. Психология. На улице или дома. Бизнес портрет, групповой портрет, семейный портрет в интерьере, распространенные ошибки. Тональные решения, схемы освещения, подсветка на глаза. Аксессуары. Маленькие хитрости. Как снимать пожилых. Какие портреты любят в глянцевых журналах. Standalone, vox-pop, profile.

План практических занятий

1 занятие. Атрибутирование фотоснимков и создание архива. Как работать с базами данных. Программы для работы с базами данных. Что можно и нельзя делать журналисту в программах обработки изображений. Скандальные случаи из практики. Определение темы для фотоистории. Работа над фотосерией, поиск информации.

Задание – тема для фотоистории.

2 занятие. Репродукция. Как правильно делать. Расположение камеры и оригинала. Освещение оригинала. Световая схема. Репродуцирование живописи. Паразитный свет. Репродуцирование глянцевых оригиналов, через стекло. Цветовая температура источника света. Репродукция объемных надписей на граните. Макросъемка особенности и практика применения в журналистской работе. Оборудование (камеры, насадочные линзы, удлинительные кольца, светофильтры, освещение), основные приёмы

3 занятие. Практическое репродуцирование в студии, работа со светом.

4 занятие. Фотосъемка движения, спортивная. Особенности. Аппаратура и экипировка. Объективы, монопод. Точка съемки. Выдержка и чувствительность. Съемка с проводкой. Zoom burst. Практическая съёмка.

5 занятие. Вечерняя и ночная фотосъемка при недостаточном освещении. Фейерверки. Штатив и аксессуары. Выбираем штатив. Длинная выдержка, чувствительность, серые фильтры.

Задание: практическая съемка, вечерний городской пейзаж. Работа над фотоисторией или мультимедиа.

6 занятие. Отбор снимков после съемки. Природа фотографического образа. Критический подход к фотоизображению. Эстетический и семиотический анализ. Документальность и художественность

7 занятие. Работа в студии: студийный свет, характеристики студийного света, синхронизация, фоны, лайтбоксы, характеристики, каталожная съемка. Флешметр, замер, свет падающий, отраженный.

8 занятие. Практическая съемка в студии: стекло, бумага, работа над композицией.

Задание: бумажная фигура.

9 занятие. Композиция кадра. Визуальный центр, момент съемки, передний и задний планы. Свет, контраст, ритм, линии в кадре, световой рисунок, тени, силуэты. Практическая работа в студии.

10 занятие. Портрет, виды портрета для СМИ. Практическая работа в студии. Автопортрет, портрет студента.

11 занятие. Обсуждение результатов работы портрет. Критика фоторабот, отбор.

12 занятие. Программа Lightroom, панели навигации и обработки. Программа Photoshop и браузер Adobe Bridge. Обработка снимков в Photoshop.Обработка портрета.

13 занятие. Обработка фотоснимков для печати. Программа Lightroom, панели навигации и обработки. Особенности обработки портрета.

14 занятие. Обработка фотоснимков для печати. Программа Photoshop и браузер Adobe Bridge. Особенности обработки снимков в Photoshop. Панели инструментов.

15 занятие. Обработка фотографий Photoshop: уменьшение и увеличение размеров, уровни, кривые, Создание фотоархива, базы данных фотографий. Программы Photoshop, Picasa. Атрибутирование.

16 занятие. Сложные методы обработки фотоснимков для печати: пакетная обработка, ретушь портретов.

17 занятие. Работа над фотоисторией. Особенности визуального повествования.

18 занятие. Работа над фотоисторией. Промежуточная проверка результатов.

19 занятие. Мультимедиа, что это такое, история возникновения. Мультимедиа для СМИ.

20 занятие. Мультимедиа, линейные и нелинейные. Каналы коммуникации Программное обеспечение для создания мультимедиа. Практическое занятие по созданию мультимедиа.

21 занятие. Площадки в сети для размещения мультимедиа. Юридические аспекты мультимедиа публикаций. Проверка работ студентов за семестр. Доработка проектов.

22 занятие. Окончание работ над фотоисторией. Итоговая проверка всех работ, отбор для размещения в сети. Разбор контрольных работ, рефератов (фотосерий, слайд шоу, мультимедиа) Подготовка к сдаче экзамена.

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль (группа старшего преподавателя А. И. Беленького)

Включает в себя контроль посещаемости занятий, выполнения заданий и иных внеаудиторных работ.

Задание 1.    

эссе на предложенную тему из списка.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 2    

Фотосъемка с проводкой или zoom burst.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 3    

Вечерняя съемка.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 4    

Творческая съемка на улице, жанр.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 5    

Портрет деловой, психологический, репортажный.

Задание 6    

Экспресс съемка и отбор жанровой фотографии. Выполняется только в присутствии преподавателя.    При выполнение в срок 10.     Задержка более чем на неделю – 5. Задержка более чем на две недели – 0.

Задание 7    

Рейтинговое задание: проект фотосерия, фотоистория, слайд шоу.    При выполнении 40.     Задержка более чем на неделю – 20. Задержка более чем на две недели - 0.

Обучающийся должен выполнить не менее 7 заданий. При выполнении в срок студент получает: 1-6 задание – по 10 баллов, 7 задание – 40 баллов. Всего 100 баллов. В случае, если студент задержал сдачу задания на неделю, его работа оценивается: 1-6 задание – 5 баллов. При сдаче работы сроком более, чем на неделю и выявлении плагиата все задания оцениваются в 0 баллов. В случае, если 7 задание не было выполнено в срок, студент не допускается к экзамену.

Наличие 60 баллов обязательно (допуск к экзамену или зачету)

Рекомендуемые темы эссе для задания 1

1.    Факт или образ, реальность или вымысел. Об обработке репортажных снимков.

2.    Основные тренды в журналистике и фотожурналистике

3.    Победители WPP 2016 рецензия на результаты конкурса

4.    Победители POY 2016 рецензия на результаты конкурса

5.    Фотоконкурс Best of Russia 2016 рецензия на результаты конкурса

6.    Фотоконкурс «Золотое перо» 2016 рецензия на результаты конкурса

7.    Обзор лучших фото мировых фотографических агентств.

8.    Фотожурналистика и постановочная фотография, границы допустимого.

9.    Обзор фотоблогов и блогерской фотографии.

10.    Применение мультимедиа в современных СМИ

11.    Фотожурналистика и социальные сети

12.    Современный визуальный язык фотожурналистики

13.    Фотожурналистика на сетевых ресурсах les.media и Takiedela

14.    Современные платформы для работы фотожурналиста

Описание процедуры письменного экзамена

Письменный экзамен проводится по экзаменационным билетам, где сформулированы два вопроса. На ответ дается 30 минут. Учащийся отвечает письменно в объеме не менее 500 знаков (один лист формата А4). Полный ответ включает в себя раскрытие содержания по вопросу и предоставления выполненных в ходе обучения в семестре заданий, включая рейтинговое.

•    В случае полного ответа на оба вопроса и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «отлично».

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 - оценка «хорошо»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «хорошо»

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 баллов – оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «неудовлетворительно»

При сотрудничестве с порталом и газетой «1 Линия», городскими или районными СМИ, выдающимися результатами в выполнении заданий, проектов, экзаменационная оценка повышается на 1(один) балл

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

1.    История фотожурналистики. Мировые имена в фотожурналистике (А. К. Брессон, Ю. Смит, Д. Ланг, Р. Капа, Э. Адамс, Н. Ут, Д. Маккалин), два на выбор обучающегося.

2.    Российские фотожурналисты, опыт российских фотографов: К. Булла, А. Родченко, А.Шайхет, два на выбор обучающегося.

3.    Современные петербургские фотожурналисты: Д. Ловецкий, С. Максимишин, А. Мальцев, А. Петросян, П. Маркин, два на выбор обучающегося.

4.    Призеры WPP и анализ работ победителей на конкретном примере, на выбор обучающегося.

5.    Профессиональные обязанности фотожурналиста в периодических изданиях. Сумма составляющих: художественная, изобразительная, техническая.

6.    Выбор темы для серийных жанров. Критерии выбора.

7.    Документальность и режиссура в работе фотожурналиста. Противоречия и их преодоление. Принципы нравственного поведения фотожурналиста.

8.    Формы серийных фотопубликаций в медиа.

9.    Фототема, фотоистория, фоторепортаж, различия жанровых построений, стилистические и фактические

10.    Фотопроект. Обзор площадок для публикаций. Этапы работы фотожурналиста. Выбор формы и визуального решения.

11.    Межкадровый монтаж и драматургия серийных жанров.

12.    Атрибутирование снимков, создание архива. Программы для работы с базами данных.

13.    Программы для обработки фотоснимков, подготовка фото к публикации в прессе, Интернете, различия.

14.    Обработка журналистских снимков и возможности редактирования. Допустимые пределы в редактировании фотоснимков для медиа.

15.    Фоторепортаж, как серийный жанр фотожурналистики.

16.    Портретная съемка в фотожурналистике, особенности.

17.    Жанры портретной фотосъемки и их особенности

18.    Портрет, как один из видов журналистской работы.

19.    Работа со вспышками

20.    Вечерняя съемка, что это такое. Основные приемы и правила фотожурналиста при недостаточном освещении.

21.    Съемка при разной цветовой температуре источников.

22.    Фотосъемка в условиях слабой освещенности. Возможные решения фотожурналиста.

23.    Фотосъемка с проводкой. Технические особенности и практическое применение.

24.    Особенности спортивной фотосъемки. Возможные визуальные решения.

25.    Репродуцирование, задачи и постановка света.

26.    Особенности фотосъемки в студии, возможная постановка света для разных задач.

27.    Современные платформы для работы фотожурналиста, сетевые ресурсы les.media, Takiedela и другие. Особенности и различия.

28.    Что такое конвергентная журналистика и многозадачность в современных условиях.

Список основной литературы

1.    Беленький А. И. Практическая фотография / Учебное пособие, СПбГУ, ВШЖМК, Спб.: 2013. -116 с.

2.    Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб., 2011

3.    Беленький А. И. Фотосъемка в сложных условиях. СПб.: Питер 2013 – 128 с.

4.    Ефремов А. Фотография. От азов к мастерству СПб., 2007

5.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М.,1974. 323 с.

6.    Лапин А. Фотография как… М.:Эксмо 2011. 306 с.

7.    Лессиг Л. Свободная культура М., 2007

8.    Никитин В. А. Вторая реальность: Сб. Статей. Вып. 2. под ред. В. А. Никитина. СПб. 2008 184 с.

9.    Сонтаг С. О фотографии. – М. ООО «Ад Маргинем Пресс» 2014 - 272 с.

10.    Стил Э. Фотожурналистика, лучшие фотографы мира М., 2007

11.    Стигнеев В., Липков А. Мир фотографии М., 1989

12.    Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. – СПб.: Лимбус Пресс, «Издательство Тублина», 2010. – 416 с.

13.    Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016. – 456 с.

Список дополнительной литературы

1.    Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии/ М.: Aд Маргинем Пресс, 2011. – 272 с

2.    Ефремов А. Фотография и Photoshop Секреты мастерства. СПб., 2005

3.    Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство Тублина» 2015.- 128 с Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. СПб., 2006

4.    Сибрук Джон, Nowbow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. –М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015.- 240с.

5.    Харрис Р. Психология массовых коммуникаций СПб., 2002

6.    Celby Scott Photoschop SC5 Справочник по обработке цифровых фотографий М., 2011

Перечень иных информационных источников

1.    www.Photographer.ru, июнь 2001 Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня»,

2.    www.photographer.ru/cult/theory/383.html Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы

3.    www.photographer.ru/columnists/ тексты по теории фотографии, колумнисты.

4.    Статья «Выживет ли фотожурналистика в эпоху Инстаграма» tupi4ok.ru

5.    Глобализация и развитие фотожурналистики, КиберЛенинка - научная электронная библиотека: cyberleninka.ru

6.    Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий. КиберЛенинка-научная электронная библиотека: cyberleninka.ru

 просмотров: 267 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru