Очная форма обучения. 3 курс
Теория и практика телерадиожурналистики
12 сентября 2018
Преподаватель: Маевская Марина Игоревна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

1 занятие. Телерадиожурналистика как вид журналистского творчества. Коллективный характер деятельности. Роль журналиста и его амплуа в телерадиопроизводстве. Технологические особенности творческого процесса. Телерадиокомпания: структура и функционирование. Организация вещания. Сетка вещания канала. Специфика федерального и местного вещания. Рейтинги каналов.

2 занятие. Информационные программы на радио и телевидении. Информационная политика канала. Организация деятельности информационной службы. Особенности планирования. Верстка информационного выпуска. Рубрикация. Региональные телерадиокомпании: специфика информационного вещания.

3 занятие. Жанры информационной телерадиожурналистики: заметка, сюжет, интервью, прямое включение, репортаж (прямой, событийный, тематический, специальный), опрос. Событие (тема) и жанр в информационной программе: принципы отбора. Инфотеймент как новый тренд в информации. Работа над сценарными материалами: заявка, сценарный план, сценарий. Правила оформления. Работа с источниками информации. Форма подачи новостей (жесткая, мягкая). Работа над закадровым текстом.

4 занятие. Технологический цикл производства информационного сюжета. Подготовка выезда. Работа с телефоном. Проведение съемки. Взаимодействие с оператором до и во время съёмки. Стендап. Подготовка к монтажу. Монтаж.

5 занятие. Интервью в информационной телерадиожурналистике. Герой как источник информации, выбор героя. Этапы подготовки к интервью. Технология общения. Особенность проведения съемки. Работа с отснятым материалом, подготовка к монтажу.

6 занятие. Прямое включение. Структурные и сценарные особенности. Взаимодействие с ведущим выпуска. Включение с собеседником. Репортаж в информационной программе. Методы репортажа: наблюдение, включенное наблюдение. Событийный и тематический виды репортажа. Журналист наблюдатель, участник, исследователь, расследователь. Особенности подготовки и проведения съемки. Сценарный план.

План практических занятий

Занятие 1. Структура информационного выпуска. Сравнительный анализ выпусков федеральных, региональных и городских телеканалов (радиостанций). Особенности информационных программ студенческого интернет-канала (на примере канала «МОСТ»). Группа делится на 2 редакции, которые в течение всего семестра будут готовить новостные материалы для

Занятие 2. Информационные жанры, используемые для создания телевизионных (радийных) новостных материалов. Видеосообщение (устное радийное сообщение) и репортаж – схожесть и различия. Просмотр иллюстративного аудио- и видеоматериала, демонстрирующего особенности данных жанров.

Занятие 3. Виды телерадиорепортажа. Место и роль событийного репортажа в новостной программе.

Занятие 4. Основные компоненты репортажа и роль каждого из них в сюжете. Варианты их использования в драматургическом решении материала: удачные и неудачные варианты – в сюжетах новостных выпусков СМИ (просмотр/прослушивание и обсуждение).

Занятие 5. Методы журналистской работы при подготовке событийного репортажа: возможные варианты их использования (на примере репортажей разных корреспондентов, освещавших одни и те же события).

Занятие 6. Инфотейнмент в новостных материалах. Информационный текст с элементами инфотейнмента. Студентам предлагается, воспользовавшись сообщениями информационных агентств, выбрать новость и написать текст, предназначенный для устного произнесения для условной информационно – развлекательной программы.

Занятие 7. Обсуждение и оценка качества текстов, подготовленных для условной информационно – развлекательной программы.

Занятие 8. Стэнд-ап как особый компонент репортажа. Варианты стэнд-апа в событийном репортаже и технологические особенности их съемки. Отработка навыков съемки стэнд-апа (в павильоне студии или открытом пространстве) Просмотр отснятого материала, оценка качества работы в кадре.

Занятие 9. Студенты выбирают «событие дня» и разрабатывают предварительный план съемки, пишут варианты текста предполагаемого стэнд-апа.

Занятие 10. Освещение выбранного ранее «события дня» в новостях местных СМИ. Просмотр/прослушивание и обсуждение этих новостных материалов, сравнение авторских решений с вариантами, предложенными студентами.

Занятие 11. Прямое включение в информационной программе. Съемка «прямого включения» с места события в режиме прямого эфира (каждый студент отрабатывает свой вариант).

Занятие 12. Просмотр отснятого материала, оценка качества работы в «прямом эфире».

Занятие 13. Подведение итогов работы студенческих редакции в телепрограмме «Самое время» (или радиопрограмм) интернет-канала «МОСТ».

Примечание. Кроме отработки заявленных тем, каждое из занятий предполагает проведение в эти часы практических работ, связанных с подготовкой новостных материалов для информационной программы «Самое время» (или радиопрограмм) интернет-канала «МОСТ». Итоги работы редакций подводятся на последнем занятии, рассчитанном на 2 часа. В результате каждый студент должен подготовить не менее двух новостных материалов, вышедших в эфир. Эти сюжеты (телевизионные или радиопередачи) в обязательном порядке должны быть включены в творческое досье.

Практические занятия ведут преподаватели кафедры телерадиожурналистики. В каждой группе план проведения практических занятий может корректироваться преподавателем в зависимости от поставленных для студентов задач, рекомендуемых методов и сроков выполнения заданий.

Вопросы к экзамену (контрольные вопросы)

1. Специфические особенности радио и телевизионной журналистики. Опыт, традиции и тенденции развития. Место журналистики в современном обществе.

2. Федеральные, региональные и местные телеканалы (на примере Санкт-Петербурга): краткий обзор, специфика функционирования и особенности формирования информационной повестки.

3. Обзор федерального и местного радиовещания (на примере Санкт-Петербурга). История, роль и современное состояние. Актуальные проблемы вещания.

4. Телерадиокомпания: структура и организация вещания. Творческий и технический персонал. Права и обязанности журналиста (штатного и нештатного работника ТРК). Ответственность сторон.

5. Рейтинги. Бизнес-интерес. Социальный запрос массовой аудитории. Проблемы и поиск путей решения на примере информационного вещания ТВ и радио.

6. Особенности создания эфирных текстов для ТВ и радио. Технологический и творческий аспекты работы современного журналиста. Конвергенция и унификация контента.

7. Информация и новость, критерии отбора новостей на ТВ и радио. Формы подачи новостей. Уникальность, сенсация и эксклюзив.

8. Информационные жанры в аудиовизуальных СМИ. Исторический аспект, современность и тенденции.

9. Устное сообщение и видеоинформация на ТВ. Проблемы визуализации контента.

10. Стендап и его виды. Значение, необходимость, цель, место и роль стендапа в творческом материале.

11. Телевизионный репортаж: виды, элементы, выразительные средства. Традиции российского ТВ и мировой опыт. Взаимовлияние. История и тенденции. Анализ примеров из опыта российского ТВ, ВВС, CNN.

12. Событийный телерепортаж: технология создания. Особенности работы журналиста при освещении ЧС. Оперативность и качество материала. Критерии оценки.

13. Проблемный (тематический репортаж): технология создания. Актуальность темы и уникальность идеи сюжета, этапы изучения проблемы, баланс интересов и ответственность журналиста.

14. Радиорепортаж: современные особенности. Специфика подготовки прямого включения с места события на радио.

15. Технология работы съемочной группы. Роль и функции журналиста, оператора, режиссера, продюсера и т.д.

16. Видеоинформация: технология создания. Проблема визуализации, права и ответственность при использовании видеоматериалов.

17. Характеристика сценарных материалов. Качество сценария и его трансформация в ходе реализации творческой идеи журналиста во время работы над репортажем.

18. Информационная политика канала или радиостанции. Специфика и особенности федерального, регионального и местного вещания. Взаимодействие с учредителем, ответственность сторон.

19. Новостные программы на ТВ и радио. Современные тенденции и перспективы. Баланс факта и комментария, право на оценку.

20. Технология подготовки информационной программы. Планирование. Верстка. Место и роль журналиста. Ответственность.

21. Функционально-ролевая структура редакции, взаимодействие в творческом коллективе. Критерии оценки эфирного материала.

22. Современные тенденции развития информационной радиотелевизионной журналистики. Проблемы, исторический и мировой опыт.

23. Телевизионное и радиоинтервью: правила создания. Роль журналиста, визуального ряда, аудиосопровождения.

24. Прямое включение в информационной программе. Значение, роль, технологические особенности визуализации места события.

Критерии оценки (промежуточная аттестация, контрольная работа или экзамен)

1. Промежуточная аттестация, контрольная работа или экзамен проходит в письменно-устной форме.

2. Для ответа в письменной части экзамена студент получает билет из двух вопросов. На написание ответов дается до 40 минут. После сдачи работы она сразу же проверяется экзаменатором.

3. Затем студент приглашается для устной части экзамена. Основой для устной части экзамена становятся все творческие работы, подготовленные в ходе освоения дисциплины «Теория и практика телерадиожурналистики», а также самостоятельно во время сотрудничества в СМИ.

4. Наличие творческих работ позволяют экзаменатору выставить в качестве итоговой оценки экзамена оценку за письменную часть. В случае отсутствия творческих работ или их очевидного невысокого качества и малого количества, оценка за письменную часть, а, следовательно, и итоговая, могут быть снижены на 1 (один) балл.

5. «Отлично» за письменную часть – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из практики телерадиовещания, допускается не более 2 несущественных недочетов.

6. «Хорошо» за письменную часть – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из практики телерадиовещания, допускается не более 3 несущественных недочетов.

7. «Удовлетворительно» за письменную часть – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов. В случае отсутствия творческих работ итоговая оценка за экзамен «неудовлетворительно».

8. «Неудовлетворительно» за письменную часть – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов. Наличие творческих работ не может компенсировать данную оценку до уровня «удовлетворительно».

9. В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене конспектами лекций, материалами по учебной дисциплине, средствами коммуникации и связи.

Список обязательной литературы

1. Волынец М. М. Профессия: оператор. М., 2011.

2. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

3. Каминский А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.

4. Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

5. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

6. МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество / Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

7. Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

8. Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

9. Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. М., 2012.

10. Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

11. ТВ - времена перемен? / Сост. С. А. Муратов, М. Б. Топаз. М., 2010.

12. Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках: методические материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. СПб., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

3. Васильева Т. В., Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

5. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Рукавишников Л. А. Теле- и радиоинформация. Л., 1987.

6. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / Под ред. С.Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004.

7. Дмитриев В. Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972.

8. Егоров В. В. Основы государственной политики в области электронных СМИ. М., 2001.

9. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

10. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

11. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

12. Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

13. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. СПб., 2010.

14. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

15. Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2: Основы мастерства: опыт, практические советы / Под ред. Г. А. Шевелева. М., 2007.

16. Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

17. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

18. Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

19. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

20. Палладин П. А., Зегер М. Г., Вьюник А. А. Ленинградское радио: от блокады до «оттепели». М., 1991.

21. Петров Г. Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

22. Познин В. Ф. От пиктограммы до интернета. СПб., 2008.

23. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

24. Рохлин A. M. Так рождалось дальновидение. Части I и 2. М., 2000.

25. Светана С. В. Телевизионная речь. Функции и структура / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1976.

26. Саппак В. С. Телевидение и мы. М., 2008.

27. Служба общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы / Под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне (русское издание). ЮНЕСКО, 2006.

28. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

29. Фортунатов А. Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород, 2007.

30. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

31. Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

Перечень иных информационных источников

Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 181 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru