Очная форма обучения. 3 курс
Профессионально-творческие студии: Фотожурналистика
10 сентября 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План практических занятий

Занятие 1. Обзор курса. Одиночное фото, репортаж, фотоистория, серия, проект. Современные медиа и новые возможности, мультимедийность. Обсуждение работ учащихся за предыдущий учебный год. Поиск тем и сюжетов для stand alone. Задание 1: Standalone (репортажный снимок и расширенная подпись).

Занятие 2. Съёмка фоторепортажа. Жанровые и художественные особенности. Съемка жанра street photo или feature. Репортажные фотографии и подписи к ним. Особенности работы над комплексом «фотография + текст».

Обсуждение первого творческого задания stand alone. Задание 2: рецензия на фотовыставку.

Занятие 3. Сюжетно-серийные жанры фотожурналистики в современной прессе. Особенности работы над фоторепортажем: опыт современных российских фотографов. Поиск информационного повода, работа с источниками информации. Проверка выполнения первого творческого задания (презентации студентов). Проверка рецензий.

Занятие 4. Особенности работы над фоторепортажем: опыт современных отечественных и зарубежных фотографов. Композиционное строение кадра и выбор объекта съёмки, форма и содержание.

Занятие 5. Особенности работы над фотоисторией: опыт современных отечественных фотографов. Драматургия визуального повествования. Задание 3: Фоторепортаж, фотосерия. Репортаж, состоящий из трёх снимков, и журналистский материал в одном из предложенных жанров, максимум 5 тыс. знаков.

Занятие 6. Обсуждение задания 3. Первичный и вторичный отбор фотографий, работа над структурой текста.

Занятие 7. Обсуждение заключительного этапа выполнения задания. Финальный отбор и монтаж фотографий. Анализ написанных текстов.

Занятие 8. Студенты представляют рецензию на работы друг друга (должна быть представлена в форме короткой презентации, в которой раскрываются основные положительные стороны и недочёты проделанной работы).

Занятие 9. Фотокниги, что это такое, в каких случаях могут издаваться авторами. Особенности работы над фотокнигой. Фотокнига, как результат документальной фотографии, фото-исследования. Задание 4: Сверстанная фотокнига, макет в PDF или InDesign.

Занятие 10. Работа над визуальной составляющей фотокниг. Обсуждение верстки, layout, работа над макетом. Обсуждение работ студентов - фотокниги и написание рецензии на работы коллег.

Занятие 11. Мультимедиа, что это такое, история возникновения. Мультимедиа для СМИ, из чего состоят, линейные и нелинейные. Программное обеспечение. Работа над практическим созданием мультимедиа. Обсуждение. Завершение работы. Задание 5: Мультимедиа.

Занятие 12. Работа над практическим созданием мультимедиа. Обсуждение. Завершение работы.

Занятие 13. Презентации итоговых мультимедийных работ. Обсуждения, в которых раскрываются основные положительные стороны и недочёты творческих работ.

Занятие 14-15. Творческая доработка и переработка проектов по результатам презентаций. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 16. Коллоквиум. Подведение итогов работы над творческими заданиями. Проводится в форме публичной защиты.

Занятие 17. Отбор работ для итоговой студенческой выставки. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 18. Выполнение итоговой контрольной работы. Защита работ.

Текущий контроль: Часовая экспресс съемка

Промежуточная аттестация: Разбор фотосерий. Подготовка к сдаче экзамена.

Требования к защите:

Студент представляет творческие задания в виде презентации, в которую включены снимки, текст написанного студентом материала, фотокнига или мультимедиа, а также описание следующих параметров:

•    актуальность материала,

•    какой зрительской аудитории и почему он может быть интересен,

•    краткое описание хода работы над заданием,

•    трудности, с которыми встретился студент,

•    перечень и краткая характеристика источников информации (устных и письменных).

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль (группа старшего преподавателя А. И. Беленького)

Включает в себя контроль посещаемости занятий, выполнения заданий и иных внеаудиторных работ.

Номер задания    Название задания    Балл за выполнение задания без нарушений    Балл за выполнение задания с нарушениями

Задание 1.    

Standalone (репортажный снимок и расширенная подпись).    При выполнении 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0.

Задание 2.    

Рецензия на фотовыставку.     При выполнении 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0.

Задание 3.    

Фоторепортаж, фотосерия. Репортаж, состоящий из трёх снимков, и журналистский материал.    При выполнении 10.    Задержка более чем на неделю – 5. Задержка более чем на две недели – 0.

Задание 4.    

Сверстанная фотокнига, макет в PDF или InDesign, лонгрид.    При выполнении 30.    Задержка более чем на неделю – 10. Задержка более чем на две недели - 0

Задание 5.    

Мультимедиа.    При выполнении 30.    Задержка более чем на неделю – 5.

Всего 90 баллов. При рейтинге 70 баллов и выше – допуск к зачету

Критерии оценки (зачёт)

Оценка «Зачет» ставится, если студент по итогам выполнения всех промежуточных заданий и творческих работ получил от 70 до 100 баллов.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не сдал в срок итоговую контрольную работу (четвертое и пятое творческие задания) и по результатам выполнения всех промежуточных заданий получил менее 60 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Форма проведения зачета – письменная: оценка формируется на основе экспертизы творческих работ за семестр. Оценка «Зачет» ставится, если сделаны и сданы все текущие фотоработы по заданиям в семестре и фотокнига или мультимедиа. Пропуск занятий не более четырех.

Оценка «Незачет» ставится, если пропущено более четырех занятий и не приняты 3 и более задания, или не сдана фотокнига или мультимедиа.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа

Список основной литературы

1.    Беленький А. И. Практическая фотография / Учебное пособие, СПбГУ, ВШЖМК, Спб.: 2013. -116 с.

2.    Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб., 2011

3.    Беленький А. И. Фотосъемка в сложных условиях. СПб.: Питер 2013 – 128 с.

4.    Ефремов А. Фотография. От азов к мастерству СПб., 2007

5.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М.,1974. 323 с.

6.    Лапин А. Фотография как… М.:Эксмо 2011. 306 с.

7.    Лессиг Л. Свободная культура М., 2007

8.    Никитин В. А. Вторая реальность: Сб. Статей. Вып. 2. под ред. В. А. Никитина. СПб. 2008 184 с.

9.    Сонтаг С. О фотографии. – М. ООО «Ад Маргинем Пресс» 2014 - 272 с.

10.    Стил Э. Фотожурналистика, лучшие фотографы мира М., 2007

11.    Стигнеев В., Липков А. Мир фотографии М., 1989

12.    Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. – СПб.: Лимбус Пресс, «Издательство Тублина», 2010. – 416 с.

13.    Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016. – 456 с.

Список дополнительной литературы

1.    Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии/ М.: Aд Маргинем Пресс, 2011. – 272 с

2.    Ефремов А. Фотография и Photoshop Секреты мастерства. СПб., 2005

3.    Ингенблек В. Все о мультимедиа: Учебное пособие Издательство: BHV, 1996 г. ISBN 5-7733-0022-2

4.    Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство Тублина» 2015.- 128 с Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. СПб., 2006

5.    Кирмайер Михаель. Мультимедиа. : Пер. с нем. -- СПб.: BHV 1994г. 185 с.

6.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. – М., 1974.

7.    Кульчицкая Диана Юрьевна, Мультимедиа и СМИ Издание МГУ УДК 070ББК 76.0

8.    Сибрук Джон, Nowbow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. –М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015.- 240с.

9.    Celby Scott Photoschop SC5 Справочник по обработке цифровых фотографий М., 2011

Перечень иных информационных источников

1.    www.Photographer.ru, июнь 2001 Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня»,

2.    www.photographer.ru/cult/theory/383.htm Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы

3.    www.photographer.ru/columnists/ тексты по теории фотографии, колумнисты.

4.    Нахтвей Дж. Каково это: быть военным фотографом // Esquire, 2006, апрель, с. 94-102

5.    http://www.prophotos.ru/articles/7831 Беленький А. Съемка репортажа //

6.    http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?rubrika=64&id=591 Васенина Е. Андрей Поликанов: «Я – профессиональный любитель фотографии»

7.    http://photo-element.ru/philosophy/bresson/decisive-moment.html Картье-Брессон А. Решающий момент. Перевод В. Жарова

8.    http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=567 Климов О. Сколько пикселей достаточно для фотожурналистики

9.    http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?rubrika=64&id=387 Сорин. А. Фотожурналистика: точка зрения фотографа

10.    Глобализация и развитие фотожурналистики, КиберЛенинка - научная электронная библиотека: cyberleninka.ru

11.    Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий. КиберЛенинка-научная электронная библиотека:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-fotozhurnalistiki-v-kontekste-progressa-tsifrovyh-fotograficheskih-tehnologiy

 просмотров: 94 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru