Очная форма обучения. 3 курс
Фотография как феномен культуры. Cпецкурс
17 сентября 2018
Преподаватель: Гурьева Мария Михайловна, кандидат философских наук, доцент
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных и практических занятий

Занятия ведёт М.М.Гурьева

Занятие 1 (2 часа). Феномен фотографии. Теория фотографии как междисциплинарная область. Понятие «фотографии»: технология, объект, изображение, практики. Введение в методологию анализа фотографий.

Занятие 2 (4 часа). Фотография как проект модерна. Появление фотографии в историческом и культурном контексте эпохи модерна.

Занятие 3 (4 часа). Методология анализа фотографии: информация, смыслы, изобразительные средства, исторический контекст и оптика. Работа с текстом: «Самое время» Джеффа Дайера

Занятие 4 (2 часа). Социальные функции и социологическое измерение фотографии. Работа с текстом: «Фотография как общедоступное искусство» Пьера Бурдьё

Занятие 5 (2 часа). Феноменология фотографии: аффект, «пунктум», «студиум». Работа с текстом: «Камера люцида» Ролана Барта

Занятие 6 (4 часа). Семиотический анализ фотографии. Денотация, коннотация, языковое сообщение. Работа с текстом: «Риторика образа» Ролана Барта.

Занятие 7 ( 4 часа). Фотография как искусство. Искусствоведческая проблематика в исследовании фотографии. Критическая теория и социология искусства. Работа с текстом: «Искусство видеть» Джона Бергера

Занятие 8 ( 2 часа). Фотография как инструмент контроля. Режимы истины и власти и их манифестация через фотографические практики и изображения. Работа с текстом: «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко

Занятие 9 (4 часа). Этическое измерение фотографии. Этика взгляда, съёмки, показа. Границы этических норм в изображении. Работа с текстом: «Когда мы смотрим на боль других» Сюзан Сонтаг, «Фотография и её предназначение» Джона Бёрджера

Занятие 10 (4 часа) : коллоквиум-защита рефератов по выбранным темам

Внутрисеместровый контроль

В качестве формы внутрисеместрового контроля по дисциплине предусмотрено написание письменной работы (реферата) по теме, выбранной студентом из списка тем, предложенных преподавателем. Устная защита рефератов проводится в виде выступлений по 10-15 минут на коллоквиуме.

Критерии оценки

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы. Оценка «Хорошо» ставится, если студент способен детально осветить проблему, рассматриваемую в реферате, однако испытывает затруднения при изложении некоторых из упоминаемых вопросов. «Удовлетворительно» ставится в случае, если студент испытывает затруднения при изложении темы, но в состоянии представить общее понимание проблематики своей работы или уверенно отвечает на дополнительные вопросы. Обязательным условием допуска к участию в коллоквиуме является сдача текста реферата в письменном виде.

Предполагаемая продолжительность коллоквиума –в расчёте 30 минут на одного человека.

Возможные темы рефератов:

1.    Массовая фотография и суждения вкуса по П.Бурдье

2.    Семиотический анализ фотографии на примере рекламной кампании (рекламная кампания выбирается по согласованию с преподавателем)

3.    Фотография и аффект у Ролана Барта

4.    Социальная критика фотографии у Джона Бергера

5.    Современные массовые практики фотографии как паноптикон

6.    Фотография страданий: этический аспект

Список обязательной литературы

1.    Барт Р. Риторика образа // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989

2.    Барт Р. Camera lucida : Комментарий к фотографии : Пер. с фр. / Послесл. и коммент. М. Рыклина. - М. : Ад Маргинем, 1997

3.    Бергер, Д. Искусство видеть. - СПб: Клаудберри, 2012.

4.    Дайер, Д. Самое время. – СПб:Клаудбери, 2017.

5.    Сонтаг С. О Фотографии. Пер.с англ. Москва: Ад Маргинем и ЦСИ Гараж, 2012.

6.    Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. - М: Ад Маргинем, 2014

7.    Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: Ад Маргинем, 2015

Список дополнительной литературы

1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Берджер, Д. Фотография и ее предназначения. – М: Ад Маргинем, 2014

3. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – Н.Новгород: Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007

4. Новая история фотографии = Nouvelle histoire de la photographie / под ред. Мишеля Фризо. - СПб. : Machina : Андрей Наследников, Т. 1 / С. Александер .2008

5. Уильямс, Г. Как писать о современном искусстве. – М.: Ад Маргинем, 2017.

6. Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016.

Перечень иных информационных источников

1.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2.    Сайт photographer.ru

3.    Сайт monoskop.org

 просмотров: 118 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru