Очная форма обучения. 3 курс
История мировой и российской рекламы: тенденции и особенности развития. Cпецкурс
4 сентября 2018
Преподаватель: Ущиповский Сергей Николаевич, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: истории журналистики

План лекционных занятий (28 часов)

5 сентября / Занятие 1. Реклама как форма коммуникации (введение в круг понятий): предмет и задачи изучения курса «История рекламы». Реклама в философско - историческом контексте.

12 сентября / Занятие 2. (Продолжение).

19 сентября / Занятие 3. «Протореклама» в античности и европейском средневековье. «Цеховые статуты» как первые образцы регулирования рекламы (проблема этики рекламы). Текстовая реклама в средневековье, коммерческая информация в первых «информационных бюро».

26 сентября / Занятие 4. Реклама в ранней европейской журналистике: параллельное развитие процессов в журналистике и рекламе как формах массовой коммуникации, их взаимовлияние.

3 октября / Занятие 5. Истоки рекламы в России: «протореклама» в русском средневековье. «Петровское время»: рождение русской прессы - газета «Ведомости» и её роль в «прорыве» общей информационной ситуации в России. Развитие жанров «рекламной афиши» и «вывески» в России XVIII-XIX вв.

10 октября / Занятие 6. (Продолжение).

17 октября / Занятие 7. Развитие рекламы в СМИ России в XVIII - начале XX вв. Характер рекламных текстов в русских газетах на рубеже XIX-XX вв.

24 октября / Занятие 8. (Продолжение).

31 октября / Занятие 9. Эпоха становления рекламной деятельности в США (XVIII в.- 1915 г.): формирование основных принципов современной американской рекламы.

7 ноября / Занятие 10. Эпоха совершенствования рекламного бизнеса в США (1915 – нач. XXI в.): усиление рекламного воздействия на потребителей.

14 ноября / Занятие 11. Развитие рекламного мастерства в XX в., формирование основных рекламных школ: становление школы «рекламы доводов» («лобовой рекламы») в начале 1900-х гг. Рекламное мастерство А. Ласкера, Д. Э. Кеннеди, К. Хопкинса.

21 ноября / Занятие 12. Развитие рекламного мастерства в XX в., формирование основных рекламных школ: Т. Макманус и формирование школы «имиджевой («атмосферной») рекламы» («рекламы образа») в 1920-е гг.

28 ноября / Занятие 13. Развитие рекламного мастерства в XX в., формирование основных рекламных школ: «смешанный» рекламный стиль С. и Х. Резор. Развитие творческих рекламных приёмов в 1950-1960-е гг.: мастерство Р. Ривса, Р. Рубикема, Л. Бернета, Д. Огилви.

5 декабря / Занятие 14. Развитие рекламного мастерства в XX в.: новейшие тенденции в рекламном творчестве 1980-х - нач. 2000-х гг. - «позицианирующая» и «корпоративная» реклама, реклама в стиле «я поколение», рекламная «тактика демаркетинга».

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

12, 19 декабря / Занятия 1- 2. Рекламные объявления в зарубежных и российских СМИ XIX-XXI вв. (Опыт анализа и презентации студентами рекламных объявлений, рекламных компаний на выбор).

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачёту

1. Реклама как форма коммуникации. Социальные сферы рекламной деятельности.

2. Процесс рекламной деятельности. Участники рекламного процесса.

3. Реклама в философско-историческом контексте. Закономерности возникновения.

4. «Протореклама» в античности.

5. «Протореклама» в европейском средневековье.

6. Реклама в ранней европейской журналистике.

7. Истоки рекламы в России.

8. Развитие рекламы в СМИ России в XVIII- начале XX вв.

9. Эпоха становления американской рекламы (XVIII-1880-е гг.): тенденции, отличительные особенности, первые агентства и печать.

10. Эпоха становления американской рекламы (1880-1915 гг.): тенденции и характерные черты развития в период индустриального бума.

11. Совершенствование рекламы в США в ХХ в.: новые возможности, формы и методы рекламы.

12. Совершенствование рекламы в США в ХХ в.: проблема злоупотреблений в рекламном бизнесе и её решение.

13. Рекламное мастерство - школа «рекламы доводов» («лобовой рекламы») А. Ласкера, Д. Кеннеди, К. Хопкинса.

14. Рекламное мастерство – школа «образной (имиджевой) рекламы», рекламный стиль Т. Макмануса.

15. Рекламное мастерство – становление «смешанной» школы рекламы, развитие рекламных приёмов в творчестве С. и Х. Резор, Р. Ривса.

16. Рекламное мастерство – стиль и методы Р. Рубикема. Л. Бернета, Д. Огилви.

17. Рекламное мастерство - новейшие тенденции (рубеж XX / XXI вв.).

Текущий контроль (зачёт)

Зачёт (с оценкой «зачтено») ставится при условии посещения большинства (не менее 75%) занятий. В случае недостаточного фактического количества посещений, пропущенные темы занятий сдаются в виде отработок.

Критерии оценки (зачёт)

Зачёт проводится в устной форме, по списку контрольных вопросов (2 вопроса на выбор преподавателя). Время на подготовку 30 мин. Продолжительность ответа – не более 15 мин. Студенты, проявившие активность на самостоятельных занятиях в присутствии преподавателя и посетившие не менее 75% лекций, получат право отвечать на один, а не на два вопроса. Оценка «зачтено» предполагает: 1) всестороннее раскрытие вопроса, аргументированный ответ на дополнительные вопрос; 2) если студент внятно излагает суть вопроса, но не вполне точен в его конкретизации; 3) если студент знаком с материалом, но не убедителен в изложении специфики конкретных аспектов предмета. Оценка «не зачтено» ставится в случае общей неосведомлённости студента о сути вопроса.

Список обязательной литературы

1.    Сляднева О. В. Очерки истории российской рекламы. СПб., 2001

2.    Ученова В. Н. История отечественной рекламы. 1917-1990. М. 2004.

3.    Ущиповский С. Н. История рекламы. (Краткий курс. Учебное пособие для студентов рекламных специализаций). Владивосток, 2000.

4.    Шестаков Ю. А. История рекламы. Учебное пособие. М., 2016.

Список дополнительной литературы

1.    Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина ХIХ- начало ХХ вв. Л.,1988.

2.    Бейда П. Краткая история рекламы // Америка. 1991. N 419.

3.    Боханов А. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец ХIХ – 1914 г. М., 1984.

4.    Дударева А. Рекламный образ: мужчина и женщина. М., 2004.

5.    Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М.,1990.

6.    Двести лет печатной рекламы (отрывки из кн. Х. Абрамса «Реклама в Америке») // Америка. 1991. N 419.

7.    Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама. Тольятти, 1995.

8.    Лачаева М. «Приглашается вся Россия…» М. ,1997.

9.    Мезенин В. Парад всемирных выставок. М., 1990.

10.    Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996.

11.    Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Учебник для вузов. В 2-х ч. М., 1998.

12.    Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало ХХ вв. Л.,1988.

13.    Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991.

14.    Ровинский Д. Русские народные картинки . В 5 т. М.,1881.

15.    Савельева О. Живая история российской рекламы. М., 2004.

16.    Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. (История американской рекламы). СПб., 2002.

17.    Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989.

18.    Ученова В. Н., Старых Н. И. История рекламы: детство и отрочество. М., 1994.

19.    Ученова В. Н., Старых Н. И. «Философский камешек» рекламного творчества. М., 1996.

20.    Ученова В. Н., Старых Н. И. История рекламы, или метаморфозы рекламного образа. М., 2000.

21.    Ученова В., Гринберг Т., Конаныхин К. и др. Реклама: палитра жанров. М., 2004.

22.    Ущиповский С. Н. Приморская газетная реклама в контексте развития российских печатных СМИ на рубеже XIX-XX веков // Вопросы журналистики. Вып. 11: Материалы науч.-практ. конф. Владивосток, 2005.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 115 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru