Очная форма обучения. 3 курс
Ведущий на радио и телевидении: проблемы мастерства. Cпецкурс
12 сентября 2018
Преподаватель: Почкай Елена Петровна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

Занятие 2. Манипулятивные технологии в речевом поведении современных ведущих.

Занятие 3. Конфликт как драматургический элемент передачи. Провокационное интервью – жанр или имидж ведущего.

Занятие 4. Креативное интервью. Формирование образа героя и образа ведущего.

Занятие 5. Ведущий в диалоговой передаче. Гендерные особенности поведения журналиста в кадре

Занятие 6. Персонификация. Профессионально-личностные характеристики ведущих.

Занятие 7. Имидж, амплуа, роль. Факторы управления имиджем.

Занятие 8. Классификации имиджей ведущих. Телеведущий как индивидуальный бренд.

Занятие 9. Ведущий в информационной передаче. Диктор или ведущий. Современные подходы к подаче новостей.

Занятие 10. Журналист в кадре. Стенд-ап как один из основных элементов журналистского материала. Особенности стенд-апа. Задачи, виды.

Занятие 11. Ведущий в аналитической передаче. Усиление влияния мировоззренческих установок на характер творчества современного журналиста

Занятие 12. Ведущий в развлекательной передаче. Человек играющий.

Занятие 13. Роль ведущего в организационной структуре познавательной передачи. Специалист, журналист, актер.

Занятие 14. Ведущий ток-шоу. Поведенческие стратегии радио- и тележурналиста: этические проблемы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Расширенный поиск источников информации в Интернете о выбранных для доклада ведущих (рецензии, отзывы, интервью, форумы передач и пр.) в оборудованных аудиториях как в индивидуальном порядке, так и на занятиях в группе.

Занятие 2. Расширенный поиск в Интернете специальной литературы по теме доклада

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль по самостоятельной работе в присутствии преподавателя проводится по итогам выступлений студентов с докладами по теме спецкурса или написания рефератов, а также по итогам посещения занятий. Пропуски занятий (три занятия) студентом увеличивают количество докладов (рефератов), которые готовит студент. Темы докладов согласовываются с преподавателем.

Вопросы к зачету /текущий контроль

1. Имидж спортивного журналиста как средство популяризация спорта.

2. Ведущий в передачах о кино на телевидении.

3. Ведущий в информационно-аналитической программе (на выбор)

4. Телевидение в поисках звездных ведущих. Ведущий или актер.

5. Журналист и ведущий познавательной программы ( на выбор)

6. Авторская позиция в специальных репортажах.

7. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

8. Конфликтно-манипуляторские технологии в поведенческих стратегиях ведущих.

9. Учет жанровой специфики в поведении ведущих в кадре.

10. Ведущий или ди-джей? Особенности работы радиоведущих в прямом эфире.

11. Провокационные интервью: жанр или имидж ведущего?

12. Специалист-ведущий научно-популярной передачи.

13. Телеведущий как идеальный манипулятор сознанием.

14. Журналист в авторской программе.

15. Специфика работы журналиста в социальных программах.

16. Этические проблемы поведенческих стратегий радио-, тележурналиста.

17. Творческий портрет ведущего.

18. Журналист в диалоговой передаче.

Доклады сопровождаются показом видеоматериала. Презентация должна продемонстрировать популярность данного ведущего, примеры освещения на ТВ или радио, сопоставление публичного имиджа журналиста с его персонифицированными (личностными) характеристиками, информацию о которых можно почерпнуть из опубликованных интервью с героем сообщения и других публикаций в СМИ.

Студент обязан демонстрировать знание не только теоретической литературы, но и современной телевизионной практики. В своих докладах студенты ориентируются преимущественно на комплексный подход к анализу творчества ведущих, на исследование их творческих портретов.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в форме коллоквиума, когда в свободной коллективной беседе студенты демонстрируют знания по тому или другому вопросу, предложенному преподавателем для каждого студента. Основным материалом для зачета является презентация доклада, проведенного студентом на занятиях.

Оценка «зачет» ставится:

-если студент активно участвовал в обсуждении того или иного вопроса;

- если материал презентации показательно демонстрирует особенности поведения того или иного ведущего на телеэкране или в эфире;

- если в материале доклада достаточно полно использованы теоретические разработки исследователей поведения телевизионных или радиоведущих;

-если студент, пропустивший более 25% занятий, подготовил дополнительный доклад.

Доклады начинают презентоваться по графику, согласованному с преподавателем, начиная с 7-го занятия (то есть с середины курса).

Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентации (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос. Без презентации на занятии (или на зачете) студенту не зачитывается доклад, сданный преподавателю.

Список обязательной литературы

1.    Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: учеб.пособие /под редакцией М. А.Бережной. М.,2015.

2.    Журналистика сферы досуга. Учебное пособие. СПб., 2012.

3.    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб., 2016

4.    Познер В. В. Прощание с иллюзиями : монография . М. : АСТ, 2013

5.    Шестеркина Л. П. Методика телевизионной журналистики : учебное пособие . М. : Аспект Пресс, 2012.

6.    Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ.ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013.

Список дополнительной литературы

1.    Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ. Эволюция и современное состояние. СПб., 2003.

2.    Аникеева Т. Я. Личные особенности телекоммуниканта. - М.: РИП: Холдинг . - 2000.

3.    Братышев, А. Имиджеология. М.: Искусство 1999.

4.    Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003.

5.    Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

6.    Ведущий или ди-джей? / Под ред. В. Г. Осинского. СПб., 2000.

7.    Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991

8.    Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия или как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.

9.    Караганова, Ж. В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук . М., 2005.

10.    Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

11.    Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004

12.    Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда – Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

13.    Криницын, Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов : сборник .М. : "Альпина Паблишер", 2010.

14.    Кузин В. И.Психологическая культура журналиста. СПб.,2001

15.    Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

16.    Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.

17.    Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

18.    Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

19.    Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб.,2004.

20.    Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003.

21.    Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004

22.    Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

23.    Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

24.    Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

25.    Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация М.,2001.

26.    Парфёнов Л. Г. Намедни. Наша эра : историческая литература. 1991-2000 - М. : КоЛибри, 2010.

27.    Попова Т. И. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи информационного общества // СМИ в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2006.

28.    Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 2-е изд., испр. и доп. М., Киев, 2002.

29.    Раззаков Ф. Досье на звезд. Тайны телевидения. М., 2000.

30.    Рэндалл Д. Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

31.    Шипова, Е. В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект .Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук . СПб., 2006.

32.    Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.

33.    Этика речевого поведения российского журналиста / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2009

Перечень иных информационных источников

1.    Дискурс-Пи www.madipi.ru

2.    Официальные сайты телевизионных каналов и радиостанций.

3.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 170 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru