Очная форма обучения. 3 курс
Стилистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

7 сентября. Речевой массив СМИ: особенности формирования. Медиатекст как коммуникативная единица, его основные особенности.

14 сентября. Система позиционирования медиатекста. Заголовочный комплекс. Определение, функции. Совокупный заголовочный текст.

21 сентября. Понятие о жанре. Речевая структура жанра. Классификация жанров. Информационные жанры. Речевая структура заметки. Лексико-грамматические особенности новостного текста.

28 сентября. Художественная речь в речевой практике СМИ. Образность как речевая категории. Речевая специфика очеркового текста.

5 октября. Комическое в современных СМИ. Фельетон. памфлет.

12 октября. Понятие о речевой концепции издания. Речевая концепция массового общественно-политического издания.

19 октября. Речевая концепция бульварного издания.

План практических занятий

Занятие 1. Заголовок. Строение заголовочного комплекса. Функции заголовка и других элементов заголовочного комплекса. Коллективный анализ совокупного заголовочного текста издания по выбору преподавателя.

Д/З Индивидуальные домашние задания. Специфика совокупного заголовочного текста издания. (Использовать издания: «Известия», «Коммерсант», «Ведомости», «Парламентская газета», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Санкт-петербургские ведомости», «Экспресс-газета», «Мегаполис-экспресс», «Деловой Петербург», «Советская Россия» и др.).

Занятие 2. Публичный анализ домашнего задания в виде коротких сообщений.

Д/З Дома каждый оформляет свой ответ с учетом обсуждения на занятии в письменном виде с приложением проанализированного текста.

Занятие 3. Речевая структура заметки. Зависимость речевого облика заметки от типа издания. Совместный анализ речевой структуры заметки небольшого объема.

Д/З Индивидуальные домашние задания. Специфика речевой структуры заметки в конкретном издания. (Использовать указанные выше издания).

Занятие 4. Публичный анализ домашнего задания в виде коротких сообщений. Затем дома каждый оформляет свой ответ с учетом обсуждения на занятии в письменном виде как с приложением проанализированного текста.

Занятие 5. Речевая структура репортажа. Совместный анализ текста, предложенного преподавателем. Сопоставление речевой структуры репортажа и расширенной информации.

Д/З Индивидуальные домашние задания: найти репортаж и объяснить, почему этот текст можно назвать репортажем, его индивидуальные особенности.

Занятие 6 Интервью. Специфика устной речи, записанной на диктофон в процессе интервью, ее расшифровка. Преобразование устной речи в письменную. Расшифровка магнитофонной записи и ее частичное преобразование в письменную речь.

Д/З Подготовить записанный текст к печати.

Занятие 7. Проблемная статья. Анализ речевых особенностей статьи, написанной профессионалом речи, и статьи, написанной специалистом. (Анализ примеров, подобранных преподавателем).

Д/З Индивидуальные домашние задания. Самостоятельно подобрать и произвести сопоставительный анализ статей указанных выше типов.

Занятие 8. Контрольная работа по материалам практических загнятий.

Практические занятия ведут:

Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент;

Малышев Александр Александрович, ст. преподаватель;

Щеглова Екатерина Александровна, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных занятий.

3. Проверка контрольных работ.

Вопросы к зачету

1.    Медиатекст как коммуникативная единица. Основные характеристики.

2.    Заголовочный комплекс. Его структура, основные функции.

3.    Речевая структура заметки. Особенности использования специальной лексики, аббревиатур, цифровой информации.

4.    Речевая структура репортажа.

5.    Речевая организация интервью. Его типы.

6.    Речевая структура проблемной статьи.

7.    Очерк как жанр. Образ в публицистическом тексте.

8.    Комическое в речевой практике СМИ.

9.    Речевая концепция массового общественно-политического издания.

10.    Речевая концепция бульварного издания.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – письменная. Обучающийся отвечает на предложенный вопрос по заранее подготовленным при самостоятельной работе текстам. Время на подготовку письменного ответа – 30 минут. Собеседование по письменному ответу – не более 15 минут

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал способность квалифицировать текст как тот или иной жанр и умение обосновать свой ответ.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не посещал практические занятия и не может определить жанр текста, тип концепции издания, их речевые параметры.

Продолжительность проведения устной беседы по письменному ответу – не более 15 минут на обучающегося.

Зачёт может быть поставлен автоматически при условии посещения 75 % практических и лекционных занятий и при положительной оценке в контрольных работах.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

2.    Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка. М., 2013.

3.    Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

4.    Солганик Г. Я. Дроняева Т. Стилистика и культура речи русского языка. М., 2012.

5.    Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М., 2010.

6.    Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. 4 изд., испр. и доп. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2.    Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

3.    Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

4.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

5.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

6.    Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

7.    Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

8.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

9.    Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

10.    Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

11.    Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

12.    Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

13.    Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

14.    Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

15.    Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

16.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

17.    Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

18.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

19.    Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

20.    Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

21.    Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

22.    Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

23.    Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

24.    Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

25.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

26.    Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

27.    Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

28.    Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998.

29.    Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 352 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru