Очная форма обучения. 3 курс
Социология журналистики и массовых коммуникаций
31 августа 2018
Преподаватель: Сидоров Виктор Александрович, доктор философских наук, профессор
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

4 сентября. Социология журналистики и массовых коммуникаций как научная и учебная дисциплина. Цели и задачи изучения. Структура курса и его место в обществоведении и системе журналистских дисциплин. Журналистика и социология: область взаимодействия. Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики.

11 сентября. Смысл и назначение прессы: ретроспектива научного дискурса. Генезис журналистики и газетного дела. Свобода печати в научном и политическом дискурсе. Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль). Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин). Социокультурное воздействие массовых коммуникаций на жизнь общества (М. Маклюэн, Т. Адорно). Восстановление свободной от принуждения коммуникации (Ю. Хабермас). Новая информационная реальность конца ХХ – начала XXI вв. (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман).

18 сентября. Социальный контроль и социальное управление в журналистике. Журналистика как средство социального общения и самопознания общества. Журналистика – «инструмент» настройки социальных системы общества. Аксиологические аспекты журналистики как медиасистемы в социальной структуре общества. Социальный контроль: особенности проявления в обществе и журналистике. Журналистика как объект управления: социальная сущность, классовое содержание, правовое оформление. Партийность в журналистике: актуализация проблематики. Личность журналиста как фактор социального управления.

25 сентября. Журналистика – СМИ – аудитория: социальные и творческие связи. Понятие аудитории. Социальная сущность взаимодействия журналистики, СМИ и аудитории. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (Г. Тард, У. Липпман, Г. Малецке). Массовое сознание, «массовая культура» и СМИ: противоречия социокультурного взаимодействия. Коммуни¬катор, информатор, медиатор и реципиент, социальный контекст информационных процессов. Формы обнародования обратной связи.

2 октября. Социальные аспекты творческого труда журналиста. Социальные аспекты личности журналиста. Самоидентификация журна¬листа. Сущность эффективности журналистской деятельности и функционирования СМИ. Критерии эффективности. Факторы эффективности журналистской деятельности. Методы и средства изучения. Социологические исследования деятельности СМИ (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, отечественные специалисты и др.)

9 октября. Массовые коммуникации как среда функционирования журналистики. Возникновение массовых коммуникаций как социальной коммуникативной системы. Структура массовых коммуникаций. Место и роль печати, телевещания и радиовещания в массовых коммуникациях. Печать, телевещание и радиовещание как среда функционирования журналистики. Массовые коммуникации и модернизация общества. Государственное регулирование массовых коммуникаций. Массовые коммуникации как канал политического дискурса.

16 октября. Современные массовые коммуникации в Интернет: особенности журналистской деятельности. Интернет как пространство социальных коммуникаций. Интернет-СМИ: местоположение, отличительные признаки, взаимодействие с другими каналами массовых коммуникаций. Сетевые ресурсы журналистики: отличительные признаки и структура. Газеты в Интернете. Интернет-радио. ТВ-Интернет. Содержание сетевых ресурсов медиа и сетевых СМИ: общее и особенное. Социальные сети и возникновение сетевых сообществ. Свобода личности в массовой коммуникации.

23 октября. Социологическая культура журналиста. Понятие социологической культуры журналиста. Социологическое мышление журналиста как показатель его профессионализма. Познание социальной действительности и сущность общественного бытия журналиста. Культура журналистского анализа действительности. Интуитивный и социологический анализ – продуктивные методы работы журналиста.

30 октября. Социологическая журналистика. Социологическое информирование аудитории: источники, методы, формы. Социологическая аргументация журналистского текста в эфире и на газетной полосе. Социологическая публицистика ученого и журналиста. Журналист как социолог: параметры исследовательской деятельности и социологический инструментарий.

План семинарских занятий

Занятие 1. Общественное мнение и его значение для журналистской практики.

1.    Общественное сознание и общественное мнение: содержание, структура, функции.

2.    Общественное мнение в структуре социального управления.

3.    Журналистика, СМИ и общественное мнение: особенности взаимодействия.

4.    Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио).

5.    Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Литература:

•    Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

•    Демидов А. М. Общественное мнение на пути институализации // Социол. исслед. 1992. № 2.

•    Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

•    Игнатов Н. Г., Мотков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1997. № 1.

•    Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

•    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

•    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник / 7-е изд., испр. и доп. М., 2007.

•    Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / пер. с франц. М., 1997.

•    Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / пер. с англ. М., 1980.

•    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Занятие 2. Журналистика и СМИ как субъекты социального контроля и инструменты его осуществления.

1.    Социальный контроль в системе управления.

2.    СМИ как подсистема социального управления.

3.    Журналистика как институт и средство социального контроля: цели и методы реализации контролирующей функции.

4.    СМИ в качестве объекта социального контроля. Внешняя среда и автономность журналистики.

5.    Профессиональные этические кодексы как инструмент социального контроля в средствах массовой информации и журналистике.

Литература:

•    Воронова О. А. Журналистское произведение: итог и процесс нравственного выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1992. № 6.

•    Корконосенко С. Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

•    Сидоров В. А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология´99: Журналистика и социальный контроль: Материалы науч.-практ. семинара, 2 дек. 1999 г. / редкол. СПб., 2000.

•    Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

•    Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1995.

Занятие 3. Социологическая культура журналиста.

1.    Социологические публикации в прессе. Социологическая информация в журналистском произведении и оценка ее достоверности.

2.    Наблюдение и эксперимент как социологические методы труда журналиста.

3.    Социологический опрос: виды, цели, возможности применения в редакционной практике.

4.    Экспертный опрос как важнейший социологический метод труда журналиста. Понятие эксперта. Организация и проведение экспертизы.

Цель занятия – знакомство с творческой лабораторией ведущих журналистов. Студент анализирует формы и методы социологического обеспечения доказательной базы журналистских выступлений.

Литература:

•    Журналистика и социология / под ред. И. Д Фомичевой. М., 1995.

•    Монастырская А. А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

•    Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

•    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

•    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Занятие 4. Контент-анализ в журналистской практике и исследованиях СМИ.

Основная цель занятия – выработка студентом практических навыков изучения больших объемов текстовых документов для получения искомой информации. На занятии составляется программа исследования, проводится формализованный анализ документа, пишется соответствующая отчетная аналитическая записка, подводятся итоги.

Литература:

•    Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Журналистика и социология / под ред. И Д Фомичевой. М., 1995.

•    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

Занятие 5. Социологический этюд.

Студент самостоятельно разрабатывает выбранную им тему, воплощая свой замысел, свои логические и образные представления по проблеме, которая его интересует, в жанре социологического этюда. В качестве «ориентиров» можно использовать выступления Г. Успенского, В. Гиляровского, А. Аграновского, А. Рубинова и др. Подразумевается, что студент выполняет учебное задание по теме, которой он давно занимается и которая его волнует более всего. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях. Интересные и профессионально зрелые этюды могут быть рекомендованы для публикации в учебной газете или в других изданиях факультета.

Семинарские занятия ведут: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент; Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Формы внутрисеместрового контроля: учет посещаемости, оценка работы на семинарских занятиях.

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика в социальной системе общества.

2.    Социология журналистики как научная и учебная дисциплина.

3.    Журналистика и социология: область взаимодействия.

4.    Генезис журналистики и газетного дела.

5.    Свобода печати в научном и политическом дискурсе.

6.    Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс).

7.    Пресса и становление демократии: исторический опыт (А. де Токвиль).

8.    Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин).

9.    Медиа и культура общества (М. Маклюэн, Т. Адорно).

10.    Журналистика и демократия (Ю. Хабермас).

11.    СМИ и новое политическое пространство (П. Бурдье, П. Шампань).

12.    Журналистика – «инструмент настройки» социальной системы.

13.    Социальный контроль в журналистике.

14.    Журналистика как объект управления: классовое содержание и правовое оформление.

15.    Профессиональный этический кодекс и саморегулирование СМИ.

16.    Журналистика и общественное мнение: особенности взаимодействия.

17.    Журналистика, пресса, аудитория: социальные и творческие связи.

18.    Обратная связь в журналистике: сущность и формы.

19.    Анализ и учет обратной связи в редакционной практике.

20.    Аудитория как объект и субъект воздействия СМИ (Г. Тард, У. Липпман, Г. Малецке).

21.    Массовое сознание, «массовая культура» и СМИ.

22.    Эффективность журналистской деятельности: методы и средства изучения.

23.    Социологические исследования деятельности СМИ (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд).

24.    Понимание массмедиа в социологии П. Лазарсфельда и Р. Мертона.

25.    Социальная ответственность журнали¬ста.

26.    Принцип объективности в труде журналиста.

27.    Личность журналиста: мировоззренческие, нравственные и профессиональные начала.

28.    Партийность в журналистике: актуализация проблематики.

29.    Печать, радиовещание и телевещание в качестве среды функционирования журналистики.

30.    Сетевые ресурсы журналистики: отличительные признаки и структура.

31.    Интернет-коммуникации: Интернет-СМИ и социальные сети.

32.    Журналист в Интернет-среде: особенности функционирования и творчества.

33.    Социологическое мышление журналиста.

34.    Понимание в журналистике. Культура журналистского анализа.

35.    Социологическая информация в СМИ: источники, формы репрезентации.

36.    Социологическая публицистика ученого и журналиста.

37.    Журналист как социолог.

38.    Социологический опрос в редакцион¬ной практике.

39.    Наблюдение – социологический метод труда журналиста.

40.    Эксперимент как социологический метод труда журналиста.

41.    Экспертный опрос в журналистике.

42.    Анализ документов как метод труда журналиста.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается – 40 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: по результатам выступлений на практических занятиях – 20%; по результатам написания социологического этюда – 20%; по результатам ответа на вопросы к экзамену – 60%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Для получения оценки «отлично» по итогам внутрисеместровой работы необходимо:

а) посетить не менее 70% занятий и выступить с докладом на семинаре;

б) своевременно подготовить две письменные работы (контент-анализ материалов СМИ и социологический этюд) и представить их на соответствующем семинарском занятии.

Все остальные оценки выставляются с учетом ответа на экзамене.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 3 дня по 6 часов.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2015.

2.    Сидоров В. А. 10 рассуждений о социологии журналистики. СПб., 2012.

3.    Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

4.    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995 (этим учебником можно пользоваться любого года издания)

Список дополнительной литературы

1.    Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень, 2002.

2.    Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М., 2011.

3.    Блохин И. Н. Цель и результат в журналистской деятельности // Журналистика и социология’97: Журналист: личность, должность, долг. Мат-лы науч.-практ. семинара / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1998.

4.    Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. М., 2006.

5.    Больц Н. Азбука медиа / пер. с нем. М., 2011.

6.    Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. М., 2002.

7.    Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 2011.

8.    Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ. М., 2003.

9.    Дебор Ги. Общество спектакля / пер. с фр. М., 2000.

10.    Интернет-СМИ: теория и практика : учеб. пособие. М., 2010.

11.    Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе: Пер. с англ. Екатеринбург, 2004.

12.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М., 2000.

13.    Кин Д. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.

14.    Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. М., 2007.

15.    Манчини П., Халлин Д. Сравнивая медиасистемы. Три модели СМИ и политика / пер. с англ. М., 2010.

16.    Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

17.    Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

18.    Медиа накануне постсекулярного мира / под. ред. В. А. Сидорова. СПб., 2014.

19.    Назаров М. М. Массовая информация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002.

20.    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания / пер. с нем. М., 1996.

21.    Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005.

22.    Сетевые СМИ российского мегаполиса: кол. монография / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

23.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб., 2010.

24.    Сидоров В. А. СМИ как лаборатория общественной мысли // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 2001. Выпуск 4.

25.    Система средств массовой информации России : учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

26.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие : кол. монография / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

27.    Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М., 2002.

28.    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

29.    Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. М., 2007.

30.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / пер. с франц. М., 1997.

Перечень иных информационных источников

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 941 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru