Очная форма обучения. 3 курс
История зарубежной журналистики
30 ноября 2018
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

06 сентября. Зарождение периодической печати в Германии. Первые печатные газеты.

Зарождение книгопечатания и периодической печати в Германии. Иоганн Гуттенберг. Фуггер-газета как феномен журналистики. Непериодические (религиозные листовки) и периодические («Ярмарочные новости») издания. Ярмарочные газеты. «Релатьон» в Страсбурге и «Авизо» в Аугсбурге – первые периодические газеты.

Тридцатилетняя война (1618-1648). Разделение страны на княжества. Первая в мире ежедневная газета – «Айнкомменде Цайтунг» («Поступающие новости», 1650 г.) Тимотеуса Ритцше.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

13 сентября. Журналистика Германии эпохи Просвещения.

XVIII век – «век журналов». Еженедельник «Умник» (1741 г.), морализаторский журнал «Веселая молва» (1748 г.).

Политическое направление в журнальной публицистике: журнал «Немецкий меркурий» (Веймар, 1773 г.). Литературные журналы. Журнал «Хёрен» («Послушайте») Шиллера и «Пропилеи» Гете. Шиллер, Гете, Лессинг как журналисты.

Газетная периодика. Появление прототипов издательских домов.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент..

20 сентября. Журналистика Германии первой половины XIX века.

Немецкая журналистика эпохи наполеоновских войн: роль печати в формировании национального сознания. Региональные центры печати. Карлсбадская конференция 1819 года и ужесточение цензуры. Политизация печати в 1840-е годы. Карл Маркс – редактор «Райнише цайтунг». Революция 1848 года и журналистика.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

27 сентября. Журналистика Германии второй половины XIX века.

Эпоха Бисмарка и его отношения с прессой. «Культурная борьба» с католицизмом, гонения на социалистов (закон 1878 года). Расцвет журналистики политических партий. Развитие массовой печати и концентрация прессы. Концерны Моссе, Шерла и Ульштайна.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

04 октября. Предшественники печати в Европе. Протожурналистика. Раннехристианские проповеди.

Первые письменные культуры и элементы массовой коммуникации. Древняя Греция и Древний Рим как примеры культур, использующих массовую коммуникацию. Римские протогазеты. Средневековая европейская культура и массовая информация.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

11 октября. Журналистика Великобритании в XV – XVII веках.

Предшественники печати в Британии. Первые британские газеты. Цензура и деятельность Звездной палаты. Британская журналистика времен Английской буржуазной революции, Реставрации и «славной революции».

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

18 октября. Журналистика эпохи английского просвещения (конец XVII-XVIII вв.)

Английское просвещение. Противоречивые действия властей в отношении печати. «Гербовый сбор». Деятельность писателей-журналистов. Дефо и Свифт как журналисты. Борьба за открытие Парламента для прессы. Влияние идей Великой Французской революции на позицию английских изданий.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

25 октября. Английская пресса в условиях борьбы за отмену налогов на знание (1800-1861 гг.) и во второй половине XIX века

Идеологическое противостояние в обществе и проблема свободы печати. Дифференциация английской прессы и появление «дешевых газет». Уильям Томас Стид, Джордж Ньюнес, Альфред и Гарольд Хармсворты. Артур Пирсон.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

01 ноября. Ранний период истории американской журналистики (1690-1783 гг.)

Первые американские ежедневные газеты. Бостон и Филадельфия как центры издательского дела. Появление первых американских журналов.

Развитие американской журналистики в 1783-1833 годах. Ежедневные газеты. Развитие партийной прессы. Официальные издания. Журналы США первой половины XIX века.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

08 ноября. «Коммерческая революция» в печати США. Желтая пресса.

Сущность понятия «коммерческая революция» на примере газетной прессы Америки (1830-1840-е годы). «Пенни-пресс» и «жёлтая пресса». Начало качественной прессы. «Нью-Йорк таймс» (1851).

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

15 ноября. Отражение противостояния Севера и Юга в американской журналистике начала XIX в. Влияние гражданской войны 1860-1865 гг. на журналистику США.

Репортер как центральная фигура в американской журналистике. Превращение журналистики в крупный бизнес.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

22 ноября. Зарождение печати во Франции.

Предпосылки зарождения и непосредственные предшественники периодической печати во Франции. «Газетт» Теофраста Ренодо. Франция – родина журнальной периодики. «Меркюр галан» и причины популярности французской периодики во Франции и в Европе. «Журналь де Пари» - первая французская ежедневная газета. Режим печати в феодальной Франции.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

29 ноября. Печать Франции и буржуазная революция.

Печать трех периодов Великой Французской буржуазной революции. Выдающиеся французские революционные публицисты и их работы. Декларация прав человека и гражданина и ее роль в развитии прессы во Франции и в мире.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

06 декабря. Печать Франции в XIX веке: политический режим и режим печати.

Печать при Наполеоне: режим печати, важнейшие издания. Печать при реставрации монархии Бурбонов. Пресса периода Июльской монархии. Эмиль де Жирарден и создание «удешевленной» печати. Временный расцвет прессы при Второй республике (1848 – 1851). Пресса Второй Империи. Своеобразие режима печати периода Парижской коммуны.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

13 декабря. Печать периода Третьей республики – «золотой век» французской периодики.

Закон «О свободе печати» 1881 года – триумф либерализма. Сильная и слабая стороны закона и его роль в модернизации французской прессы.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Во время занятия студенты выполняют письменную работу.

Занятие ведет: Громова Тамара Михайловна, ст. преподаватель.

План семинарских занятий

Занятие 1. Вводное занятие. Аудиторная практическая работа № 1 (отчет с обобщением результатов проведенной работы сдается в письменном виде в конце занятия).

Занятие 2. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 3. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 4. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 5. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 6. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 7. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 8. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Требования к работе на семинарских занятиях

Каждый студент в ходе семинарских занятий должен:

- выполнить аудиторную практическую работу (на семинарском занятии 1);

- во время самостоятельной внеаудиторной работы написать эссе (5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный), посвященное анализу документа (первоисточника) – об историческом событии, личности публициста, публикации в периодическом издании и др.; эссе должно являться авторским текстом – в случае установления факта прямого плагиата, работа не засчитывается;

- к эссе прикладывается текст проанализированного источника, копии проанализированных документов и т.д. с указанием выходных данных;

- выступить с сообщением, посвященным теме эссе в рамках семинарских занятий (занятия 2, 3, 4,5, 6, 7, 8);

- подготовить презентацию в формате Power Point., которой должно сопровождаться устное выступление в аудитории.

Задания для выполнения практической работы в аудитории студенты получают перед началом соответственно семинарского занятия. Содержание работы связано с изучением документов, сравнительным анализом исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики, подготовкой письменного отчета по результатам работы. Письменный отчет о результатах проделанной работы сдается студентом в конце занятия.

При написании эссе обязательным требованием является работа с первоисточником, анализ документов (журналистских текстов, речей государственных и общественных деятелей, публикаций в СМИ и т.д.). На базе аналитической работы с первоисточником, студент должен сделать выводы об основных направлениях в творчестве журналиста, политике того или иного издания, позиции журналиста или издания.

Студент должен выбрать один из предложенных первоисточников, либо предложить собственный. Документ (первоисточник) для анализа должен быть предварительно согласован с преподавателем. При отсутствии такого согласования студент не допускается к выступлению, эссе, написанные на на основе документов, которые не были предварительно согласованы, не принимаются. В семинарской группе не допускается дублирование тем.

Текст документа (первоисточника) с полным и корректным библиографическим описанием студент сдает вместе со своей работой.

Содержание эссе озвучивается на одном из занятий, выступление сопровождается презентацией, выполненной в формате Power Point., либо иных. Продолжительность выступления – не менее 10 минут.

В начале семинарских занятий составляется график выступлений студентов, в котором определяется, на каком занятии студент должен представить результаты своего анализа, обозначается документ, который взят для анализа (преподавателем может быть рпедложен ограниченный перечень документов)..

При нарушении графика (неготовность выступить с презентацией, пропуск занятия по неуважительной причине) при наличии возможности выступление может быть перенесено на резервный день. В случае отсутствия такой возможности и отсутствия у преподавателя информации о причинах пропуска занятия до начала зачетной недели студент не допускается к промежуточной аттестации. Соответственно, студент, не выступивший с устным сообщением в рамках практических занятий, и не сдавший необходимые письменные работы, не допускается к промежуточной аттестации.

Таким образом, для прохождения текущего контроля необходимы:

- аудиторная письменная работа, выполненная на первом семинарском занятии (выполняется на основе раздаточного материала, сдается в конце занятия);

- эссе (самостоятельный анализ первоисточника – 5-6 тыс. знаков с пробелами);

- текст, который был проанализирован, копии проанализированных документов с выходными данными;

- презентация в формате Power Point, отражающая основные мысли эссе и выступления в аудитории.

Эссе, проанализированный документ с выходными данными и презентация сдаются в электронном виде. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем (как правило, не позднее 7 дней после выступления на занятии). Выступление в аудитории с презентацией является обязательным требованием.

Задание, выполненное во время часов самостоятельной работы в присутствии преподавателя, может быть зачтено вместо письменной работы на 1 или 5 семинарском занятии.

Примерные направления (темы) для подготовки эссе

ПРОТОЖУРНАЛИСТИКА

Ораторское искусство Древней Греции:

1.    Горгий (485-380 гг. до Р.Х.) («Похвала Елене»)

2.    Лисий (459-380 гг. до Р.Х.) («Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена»)

3.    Исократ (436-338 гг. до Р.Х.) («Панегирик»)

4.    Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.) («За Ктесифонта о венке»)

Ораторское искусство Древнего Рима:

1.    Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.) (речи против Луция Сергия Каталины)

Раннехристианская публицистика:

1.    Амвросий Медиоланский (340-397) («Письмо об алтаре Победы» и др.)

2.    Иероним Стридонский (340-420) («Письмо к Магну, великому оратору города Рима» и др.)

3.    Василий Великий (329-379) («О пресмыкающихся» и др.)

4.    Иоанн Златоуст (344-407) («Слово согласительное», «Письма к Олимпиаде» и др.)

ФРАНЦИЯ

Документы:

1.    Деларация прав человека и гражданина 1789 г.

2.    Закон о печати 29 июля 1881 г.

Личность:

1.    Революционные деятели (Ж.-П. Марат, О. Мирабо, Ж.-П. Бриссо, Ж.Р. Эбер, К. Демулен)

2.    Писатели и журналистика (Э. Золя, В. Гюго, О. Бальзак)

3.    Издатели (Э. де Жирарден, Ж. де Вильмессан, Ж. Валле)

4.    Бальзак - La Revue Parisienne (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32861034t/date.r=La+Revue+parisienne.langEN)

Издания:

1.    Фигаро с 1826 г. (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34355551z/date.r=Figaro+%3A+journal+non+politique.langEN)

2.    Пти журналь с 1863 г. (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32895690j/date.r=Le+Petit+Journal.langEN + приложения gallica.bnf.fr

3.    Пти Паризьен (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34419111x/date.r=Le+Petit+Journal.langEN)

4.    Мируар Паризьен - женский журнал (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32816751h/date.r=Le+Miroir+parisien.langEN)

События:

1.    Великая буржуазная революция 1789 г.

2.    Пресса эпохи Наполеона

3.    Июльская революция 1830 г. – «революция журналистов»

4.    Дело Дрейфуса

ГЕРМАНИЯ

Документы:

1.    Тезисы Мартина Лютера

2.    «Основные права» (1848 г.)

3.    Материалы Карлсбадской конференции (1819 г.)

4.    Закон о печати от 7 мая 1874 года

Личность:

1.    Мартин Лютер

2.    Йозеф Геррес

3.    Генрих Гейне

4.    Карл Маркс

5.    Бисмарк и печать

Издания:

1.    «Рейнский Меркурий»

2.    «Гамбургская Драматургия»

3.    «Газета Фосса»

4.    «Рейнская газета»

5.    «Новая прусская газета»

События:

1.    Реформация

2.    Эпоха Просвещения

3.    Революция 1848 - 1849 гг.

4.    Объединение Германии

5.    Появление газетных магнатов на рубеже XIX и XX вв.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Документы:

1.    Ареопагитика (Речь к английскому парламенту Джона Мильтона)

Личность:

1.    Даниэль Дефо (1660-1731) («Опыт о проектах», «Простейший способ разделаться с диссидентами», «Гимн позорному столбу» и др.)

2.    Джонатан Свифт (1667-1745) («Письма суконщика», «Скромное предложение» и др.)

3.    Ричард Стил (1672-1729) («История удивительных приключений Александра Селькирка, потерпевшего кораблекрушение моряка»)

4.    Чарльз Диккенс (1812—1870) («Американские заметки»

Издания:

1.    Журнал «Спектэйтор» («Зритель») (публикации Джозефа Аддисона // Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. С. 277-282)

2.    Журнал «Домашнее чтение» («Обращение к читателя Ч. Диккенса в первом номере «Домашнего чтения» и др. // Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004. С. 386 – 390)

3.    «Джентльменз Мэгэзин»

4.    Агентство «Рейтер» (период: 1851 г. - конец XIX в.)

События:

1.    Деятельность Звездной палаты

2.    Введение и отмена «налогов на знание» (Закон «О штемпельном сборе»)

3.    Борьба за освещение работы Парламента

США

Документы:

1.    Билль о правах (поправки к Конституции США)

2.    Закон о подрывной деятельности (1798 г.) (Sedition act of 1798 - constitution.org/rf/sedition_1798.htm constitution.org/rf/alien_1798.htm

Личность:

1.    Томас Джефферсон (1743-1826)

2.    Томас Пейн (1737-1809)

3.    Бенджамин Франклин (1706-1790)

4.    Нелли Блай (Элизабер Кокрейн) (1864-1922) («Вокруг света за 72 дня» и др.)

5.    Марк Твен (1835 – 1910) («Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Разнузданность печати» и др.)

Издания:

1.    «Федералист» (публицистика Александра Гамильтона и Джеймса Мэдисона // Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. С. 390-434)

2.    «Пенсильванская газета»

3.    «Нью-Йорк Уорлд» (издатель – Дж. Пулитцер)

4.    «Нью-Йорк Джорнэл» (издатель – Уильям Рэндольф Хёрст)

5.    Агентство «Ассошиэйтед пресс» (1848 г. – конец XX в.)

События:

1.    Становление американской государственности и партийная журналистика (конец XVIII – начало XIX вв.)

2.    «Бостонское чаепитие» (1773 г.)

3.    Противостояние Севера и Юга (1861-1865 гг.)

4.    Коммерческая революция в газетной прессе США (вторая половина XIX в.)

Рекомендуемые источники для практических занятий

1.    История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г. В. Прутцков. М., 2007. – 397 с.

2.    История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского; Сост. Г. В. Прутцков. М., 2008. – 222 с.

3.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том первый. М., 2003. – 416 с.

4.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. – 464 с.

5.    Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004.

Семинарские занятия ведут: Данилова Юлия Сократовна, кандидат полит. наук, доцент; Громова Тамара Михайловна, ст. преподаватель.

Вопросы к зачету

Темы для подготовки итоговой письменной работы

1.    Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях. Протожурналистика.

2.    Средневековая европейская культура и массовая информация.

3.    Первые британские газеты. Цензура и деятельность Звездной палаты.

4.    Журналистика эпохи английского Просвещения. Влияние идей Великой французской революции на позицию английских изданий.

5.    Общественно-политические движения Британии в начале XIX в. и их печать.

6.    Борьба английских СМИ за отмену налогов на знание: основные этапы.

7.    Дифференциация английской прессы и появление «дешевых газет» во второй половине XIX столетия.

8.    Предшественники печати и первые газеты в Германии.

9.    Многообразие журнальной периодики Германии в эпоху Просвещения. Тематика, политическая направленность, авторский состав.

10.     Роль печати в формировании национального сознания немцев. Печать Германии в эпоху наполеоновских войн.

11.    Отто фон Бисмарк и режимы печати.

12.    Немецкая политическая пресса во второй половине XIX века.

13.    Первые французские журналы и газеты.

14.    Печать в период Великой Французской буржуазной революции.

15.    Наполеоновский режим печати во Франции. Газета «Монитер».

16.    Политический режим и режим печати: французская пресса в XIX веке.

17.    «Золотой век» французской печати. Закон «О свободе печати».

18.    Первые американские ежедневные газеты. Бостон и Филадельфия как центры издательского дела.

19.    Отражение противостояния Севера и Юга в американской журналистике XIX в.

20.    Коммерческая революция в печати США. Идея «penny press» и начало качественной прессы.

21.    Пресса США конца XIX века. Пулитцер и Херст.

22.     Агентства новостей в западноевропейских странах и США, их влияние на журналистику XIX века.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения промежуточной аттекстации (зачет) – письменная.

Итоговая письменная работа по материалу курса выполняется в виде теста с вопросами открытой и закрытой формы.

Время для выполнения задания – 90 минут.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «незачет».

Общая оценка складывается из совокупности баллов, полученных за выполненные задания в семестре и итоговую письменную работу во время сессии.

Задание 1: аудиторная контрольная работа (0 – 10 баллов).

Задание 2: эссе (текст эссе и источника для анализа, выступление на занятии с презентацией) (0-40 баллов).

Задание 3: письменная работа по материалу курса во время сессии (0-50 баллов).

Оценка «Зачтено» выставляется при условии, если обучающися набрал 70-100 баллов; оценка «Незачтено» выставляется, если обучающийся набрал менее 70 баллов.

Требования к заданиям

Аудиторная контрольная работа (задание 1) предполагает анализ текстов, предложенных преподавателем. Критерии для анализа озвучиваются перед началом работы. Баллы за задание снижаются, если при анализе обучающийся не руководствуется предложенными критериями, раскрытие отдельных или всех позиций в соответствии с установленными для анализа критериями, является неполным или отсуствует, в работе имеются орфографические и стилистические ошибки. При отсутствии работы обучающийся получает 0 баллов.

Эссе (задание 2). 5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный. Посвящено анализу документа (первоисточника) – об историческом событии, личности публициста, публикации в периодическом издании и др.; эссе должно являться авторским текстом – в случае установления факта плагиата, работа не засчитывается;

.Баллы за задание снижаются, если не выдерживаются сроки выполнения задания, не соблюдаются требования к работе (к объему работы, тематике и т.д.). В случае, если не выполнено все задание, либо его отдельная часть (например, не представлен текст эссе, либо текст выбранного для анализа первоисточника, либо не было выступления на занятии, либо не подготовлена презентация), задание не засчитывается, обучающися полчает 0 баллов. При обнаружении в тексте эссе неправомерных заимствований задание считается невыполненным, выставляется 0 баллов.

Итогоая письменная работа по материалу курса (задание 3).

Обучающимся предлагается ответить на 3 вопроса. Два из них связаны с теоретическим материалом курса, в том числе с материалом лекционных занятий (см. мопросы для подготовки к итоговой письменной работе). Один предполагает проверку знаний хрестоматийных текстов, относящихся к периоду и странам, изучаемым в рамках курса.

Время для выполнения задания – 90 минут.

При оценке письменной работы учитываются следующие критерии:

- знание специальной терминологии и точность формулировок,

- глубина освоения материала, предусмотренного Программой курса,

- умение ориентироваться в материале, навык ясно, четко, последовательно его излагать,

- стройность, точность, непротиворечивость, логичность письменной речи.

41-50 баллов выставляется за полный, хорошо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете. Смысловые неточности могут явиться причиной для снижения оценки.

31-40 баллов выставляется за полный, но плохо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете.

1-30 баллов выставляется, если ответ на вопрос характеризуется определенными смысловыми неточностями.

0 баллов выставляется в случае, если ответ на вопрос характеризуется значительными неточностями, свидетельствующими о некомпетентности обучающегося в соответствующей области.

По итогам проверки выводится средний балл за три вопроса.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. М.– Ростов-на-Дону, 2003.

2.    История зарубежной журналистики / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов / под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014.

3.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., 2003.

4.    Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики (1800-1929). М., 2010.

5.    Серия учебных пособий «Периодическая печать…» (Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990-2000-е гг.).

Список дополнительной литературы

Журналистика Великобритании:

1.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

2.    Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002.

3.    Матвеев В. А. Империя Флит-стрит. Современная печать Англии. М., 1961.

4.    Соколов В. С, Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.

Журналистика Германии:

1.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). – 2-е изд. М., 1999.

2.    Вороненкова Г. Ф., Чесанов А. А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

3.    Kassautzki C. Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 2000.

4.    Meyn H. Massenmedien in Deutschland. Freiburg, 2001.

5.    Zeitungsjournalismus: empirische Leserforschung / Hrsg. v. Rager G., Graf-Szczuka K., Hassemer G., Süper S. Dortmund, 2006.

Журналистика Франции:

1.    Попов Ю. В. Публицисты Великой Французской революции. М.,1989.

2.    Писарев Д. И. Очерки по истории печати во Франции / Писарев Д. И. Полн. собр. соч. В 6-ти томах. СПб., 1894. Т. 2. С. 422-496.

3.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб.,1994.

4.    Соколов B.C. Печать Народного фронта и прогрессивная французская литература. Л., 1969.

5.    Шарончикова Л. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

6.    Albert P., Terrou F. Histoire de la presse. Paris, 1985.

7.    Chauveau A. Le paysage audiovisuel français: histoire, acteurs, évolutions récentes. Paris, 2009.

8.    Histoire generale de la presse francaise / En 5 volumes. Paris, 1969-1972.

Журналистика США:

1.    Власов Ю. М. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации США. М., 1982.

2.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

3.    Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

4.    Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М., 1995.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.evartist.narod.ru/journ.htm (подборка учебных пособий и хрестоматий по истории журналистики)

 просмотров: 282 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru