Очная форма обучения. 2 курс
Основы творческой деятельности журналиста
12 сентября 2018
Преподаватель: Бережная Марина Александровна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Аудиовизуальные возможности телевизионной и радиожурналистики. Коммуникативные свойства телевидения и радио. Литература о телевизионной и радиожурналистике.

Занятие 2. Аудиальная природа и возможности радиовещания. Выразительные средства радио: речь, музыка, шумы. Природные и стилеобразующие группы выразительных средств. Роль слова как выразительного средства радиожурналистики, особенности радиоречи. Требования к эфирным текстам.

Занятие 3. Выразительные средства телевидения. Визуальность информации – основа воздействия на зрителя. Эффекты визуальной информации. Соотношение слова и изображения в телеинформации.

Занятие 4. Понятие персонификации информации в аудиовизуальной журналистике. Человек в кадре и у микрофона: особенности восприятия информации. Уровни и факторы персонификации. Развитие и современные тенденции персонификации информации. Специфика деятельности журналиста в современных электронных СМИ. Основные требования к деятельности журналиста. Этапы творческого процесса и профессиональная специализация. Журналистские профессии на радио и ТВ. Влияние технологий на творческую деятельность журналиста.

Занятие 5. Система жанров радио- и тележурналистики: информационные, аналитические, художественная публицистика. Принципы существующей систематизации. Трансформация жанров в аудиовизуальной журналистике.

Занятие 6. Социальные функции аудиовизуальных СМИ. Группы функций. Дисфункциональные явления в телерадиожурналистике.

Занятие 7. Этапы становления радиожурналистики. Этапы становления тележурналистики.

План практических занятий

Занятие 1. Знакомство с группой. Знакомство с планом работы на семестр. Тренинг: визуализация информации, презентация в кадре. (Любой иной тренинг, настраивающий группу на совместную работу и выявляющий ее потенциал).

Занятие 2. Звучащее слово как выразительное средство аудиовизуальной журналистики. Редактирование текста для радио/ТВ.

Занятие 3. Редактирование информационных текстов для радио. Усложненный вариант. Начитка готовых отредактированных текстов. Прослушивание и обсуждение звукового материала.

Занятие 4. Роль видеоряда: просмотр и обсуждение учебного фильма. Соединение слова и изображения. Тренинг: озвучание видеоряда. Подготовка закадрового текста на основе исходной информации.

Занятие 5. Тренинг: озвучание видеоматериала (усложненный вариант). Источники информации. Подготовка закадрового текста на основе самостоятельного информации.

Занятие 6. Выступление в кадре. Просмотр методических материалов с их обсуждением. Тренинг: Работа перед камерой/с микрофоном.

Занятие 7. Продолжение тренинга: работа перед камерой, с микрофоном. Двойное ведение, работа в парах.

Практические занятия ведут: И.В.Паукшто, Т. Е. Орлова, О.В.Яхонтов, М.Ю.Великосельский. В каждой группе план проведения практических занятий может корректироваться преподавателем в зависимости от поставленных для студентов задач, рекомендуемых методов и сроков выполнения заданий. Тренинги, упражнения, сюжеты и передачи готовятся студентами для форматов телевизионного или радиоэфира.

Вопросы к экзамену

1.    Литература о радиожурналистике (структурно-содержательный анализ не менее 5 изданий).

2.    Литература о телевизионной журналистике (структурно-содержательный анализ не менее 5 изданий).

3.    Коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ.

4.    Аудиальная природа радиовещания.

5.    Аудиовизуальная природа телевидения.

6.    Выразительные средства радиожурналистики.

7.    Выразительные средства тележурналистики.

8.    Психологические условия восприятия аудиовизуальной информации.

9.    Типы восприятия эфирной информации.

10.    Роль слова как выразительного средства радиожурналистики.

11.    Функции музыки на радио.

12.    Принципы соединения слова и изображения в тележурналистике.

13.    Требования к эфирным текстам.

14.    Система жанров радио- и тележурналистики.

15.    Социальные функции ТВ и их современные особенности.

16.    Социальные функции радио и их современные особенности.

17.    Информационная функция радио и ТВ.

18.    Интегративная функция радио и ТВ.

19.    Культурно-просветительские функции радио и ТВ.

20.    Этапы развития радиожурналистики.

21.    Этапы развития тележурналистики.

22.    Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.

23.    Журналист и диктор на радио и ТВ.

24.    Корреспондент в аудиовизуальных СМИ: личностные качества и профессиональные требования.

25.    Творческие профессии на радио и телевидении.

26.    Редактор на радио и ТВ.

27.    Современные форматы радиовещания.

28.     Классификация и типология современных теле - и радиокомпаний.

Второй вопрос в каждом билете: Процесс подготовки информационной телерадиопрограммы на примере собственного выпуска учебной передачи.

Критерии оценки

1.    Экзамен проходит в форме устного ответа.

2.    На подготовку к ответу студенту отводится не менее 20 минут (за исключением случаев, когда студент заявляет, что готов отвечать раньше). На ответ по билету – не менее 5 минут.

3.    Студент приносит на экзамен все творческие работы, подготовленные в ходе освоения дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», которые могут быть истребованы преподавателем в качестве иллюстративного материала при ответе на теоретические вопросы.

4.    Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов.

5.    Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов.

6.    Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов.

7.    Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов.

8.    В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене письменными записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Список обязательной литературы

1.    Волынец М. М. Профессия: оператор. М., 2011.

2.    Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

3.    Клюев Ю.В. Радиожурналистика: основы профессии. СПб., 2015.

4.    Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

5.    Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

6.    Магронт М. Новости как профессия. М., 2015.

7.    МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество / Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

8.    Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

9.    Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: Учеб. пособие. СПб., 2015.

10.    Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. М., 2012.

11.    Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

12.    Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. М., 2015.

13.    Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013.

Список дополнительной литературы

1.    Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2.    Васильева Т. В., Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

3.    Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

4.    Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / Под ред. С.Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004.

5.    Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

6.    Зарва М. В. Слово в эфире. М., 2011.

7.    Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

8.    Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

9.    Каминский А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.

10.    Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2: Основы мастерства: опыт, практические советы / Под ред. Г. А. Шевелева. М., 2007.

11.    Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001. URL: evartist.narod.ru/text1/09.htm

12.    Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

13.    Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

14.    Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

15.    Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

16.    Петров Г. Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

17.    Познин В. Ф. От пиктограммы до интернета. СПб., 2008.

18.    Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

19.    Радиожурналистика / под ред. проф. А. А. Шереля. М.: МГУ, 2000. URL: evartist.narod.ru/text5/44.htm

20.    Светана С. В. Телевизионная речь. Функции и структура / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1976.

21.    Саппак В. С. Телевидение и мы. М., 2008.

22.    Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. URL: evartist.narod.ru/text9/40.htm

23.    ТВ - времена перемен? / Сост. С. А. Муратов, М. Б. Топаз. М., 2010.

24.    Телевизионная журналистика / редколлегия Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: МГУ, 2002. URL: evartist.narod.ru/text6/23.htm

25.    Служба общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы / Под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне (русское издание). ЮНЕСКО, 2006.

26.    Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

27.    Фортунатов А. Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород, 2007.

28.    Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М., 2010.

29.    Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

30.    Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010.

31.    Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 624 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru