Очная форма обучения. 2 курс
История русской журналистики
4 сентября 2018
Преподаватель: Кругликова Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: истории журналистики

План лекционных занятий

1.    Периодизация второй половины XIX века. Общая характеристика первого периода нового царствования: общественное движение, расцвет рукописной литературы. Общая характеристика Великих реформ и их влияние на журналистику. Отражение хода реформ в искусстве (живопись, поэзия, беллетристика) и мемуарной литературе. Ход подготовки и сущность цензурной реформы 1865 г.

2.    Размежевание русской легальной прессы по идейно-политической концепции: леворадикальные, либеральные и консервативно-монархические издания. Возникновение нелегальной прессы. Деятельность Вольной русской типографии в Лондоне, биография и публицистическая деятельность А.И.Герцена.

3.    Журналы 1860-х гг. – развитие леворадикальной прессы, «Современник» Н. А. Некрасова и «Русское слово» Г. Е. Благосветлова. Биография и публицистическая деятельность Н. Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева.

4.    Славянофильская и западническая пресса 1860-х - нач. 1870-х гг. «Русская беседа» Кошелева и И. С. Аксакова, «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Отечественные записки» А. А. Краевского. Периодика почвенников - журналы братьев Достоевских "Время" и "Эпоха".

5.    Развитие газетной периодики в 1860-х гг. Общие тенденции рынка, технологические и социальные факторы развития. «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «День», «Биржевые ведомости». Развитие провинциальной прессы.

6.    Развитие сатирической прессы в 1860 гг. Журналы "Искра", "Будильник", "Гудок", сатирическое приложение к "Современнику" "Свисток".

7.    Рубеж реформ. Основные социально-политические тенденции 1870-х гг. Дополнения к цензурному уставу, усиление давления на прессу, закрытие леворадикальных изданий. Журнал «Дело» как продолжение «Русского слова», журнал «Отечественные записки» как продолжение «Современника».

8.    Газетное дело в последней четверти XIX в. Большая и малая пресса. «Биржевые ведомости» М. Проппера, «Новое время» А. С. Суворина. Журналистика как сфера предпринимательства. Становление репортерской профессии (деятельность Н. А. Животова, О. Шрейера, А. Бахтиарова, В. Гиляровского). Массовые издания для семейного чтения («Нива» А. Ф. Маркса).

9.    Журнальная пресса 1870-80х гг. «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича, "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского, «Северный вестник» А. Л. Волынского, «Русская мысль» В. А. Гольцева. Временные правила о печати 1882 г. Основные идейные направления в журналистике конца XIX века. Издания поздних народников и легальных марксистов. Русский религиозный ренессанс в культуре и прессе рубежа веков.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя (2)

Самостоятельная работа студентов с текстами публицистики второй половины XIX в., конспектирование текстов по плану, предложенному преподавателем, индивидуальное консультирование студентов по работе с текстами.

План практических занятий

В ходе практических занятий используется балльно-рейтинговая система. По итогам работы на каждом семинаре студенту присваивается определенное число баллов - от 5 до 20 - согласно критериям, указанным отдельно для каждого конкретного семинара, за отсутствие на семинаре снимается 10 баллов. Оценка за контрольную работу суммируется с баллами, полученными на семинарах, и по итогам всех занятий формируется общий рейтинг студентов. Положение студента в рейтинге учитывается при итоговой аттестации.

Занятие 1. Семинар-тренинг. Студенты по жребию делятся на команды по 6 человек. Команде выдается реквизит, необходимый для составления сопоставительной хронологической таблицы основных событий и явлений в сфере журналистики в России по второй половине XIX века. Через час каждая команда презентует свою таблицу, поясняя принцип сопоставления, принцип отбора событий и дат. Результаты работы команды оцениваются преподавателем и остальными участниками семинара в форме письменного голосования.

Присутствие - 5 баллов

Выступление в качестве спикера, презентующего таблицу своей команды - 10 баллов

Участники команды-победительницы - 20 баллов

Участники команды, занявшей второе место - 10 баллов

Занятие 2. Семинар-тренинг. Студенты по жребию делятся на команды по 6 человек. Команде выдается реквизит, необходимый для составления сопоставительной хронологической таблицы основных событий и явлений в сфере журналистики в России по второй половине XIX века и в странах Западной Европы. Через час каждая команда презентует свою таблицу, поясняя принцип сопоставления, принцип отбора государств для сравнения, событий и дат. Результаты работы команды оцениваются преподавателем и остальными участниками семинара в форме письменного голосования.

Присутствие - 5 баллов

Выступление в качестве спикера, презентующего таблицу своей команды - 10 баллов

Участники команды-победительницы - 20 баллов

Участники команды, занявшей второе место - 10 баллов

Занятие 3. Игра брейн-ринг. Студенты по жребию делятся на команды по 6 человек, задача команды дать правильный ответ на вопрос, касающийся материала лекционного курса. Максимальное время обсуждения каждого вопроса - 1 минута. Всего предлагается 25 вопросов. За каждый правильный ответ команде присваивается 1 очко.

Присутствие - 5 баллов

Участники команды-победительницы - 20 баллов

Участники команды, занявшей второе место - 10 баллов

Занятие 4. Семинар-дебаты. За две недели до семинара студентам предлагается для прочтения список статей публицистов XIX века, принадлежащих к различным общественно-политическим течениям. На семинаре студенты делятся по жребию на три команды, каждая из которых представляет одну из общественных групп: монархисты-консерваторы, умеренные либералы, революционные демократы. Опираясь на тексты прочитанных публикаций, команды вступают в дебаты относительно определенного события истории XIX века (о каком событии пойдет речь, оглашается только в начале семинара, предварительно не сообщается) с позиций публицистов указанного общественно-политического направления.

Работа команд и спикеров оценивается преподавателем от 5 до 20 баллов.

Контрольная работа. Студенты индивидуально выполняют письменное тестовое задание, состоящее из трех блоков вопросов. В первом блоке вопросы носят фактический характер, как правило, требуется указать дату, название издания или фамилию издателя. Во втором блоке вопросы построены по принципу исключения лишнего, требуется не только выявить в ряду явлений или объектов "лишний", но и указать критерий сопоставления. В третьем блоке вопросы, требующие развернутого ответа.

Тест оценивается от 0 до 90 баллов.

Вопросы к экзамену

1.    Правительственная политика и печать во второй половине 1850-х – начале 1860-х годов. Цензурная реформа 1865 года.

2.    Общественно-политические направления в журналистике 1860 – 1870-х годов.

3.    Типологическая характеристика периодики 1860 – 1870-х годов.

4.    «Современник». Журнально-публицистическая деятельность Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

5.    «Русское слово». Публицистика Д. И. Писарева.

6.    Издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева в эмиграции.

7.    «Колокол» в общественно-политической жизни России.

8.    Публицистическая деятельность А. И. Герцена.

9.    Русская эмигрантская пресса 1860 – 1870-х годов: имена, издания.

10.    Газетная периодика 1860 – 1870-х годов: особенности развития и общая типологическая характеристика.

11.    Сатирическая журналистика второй половины 1860-х годов.

12.    Журналы «Время» и «Эпоха». Ф. М. Достоевский – публицист.

13.    Журналистика славянофилов. И. С. Аксаков – редактор и публицист.

14.    Редакторская и публицистическая деятельность М. Н. Каткова.

15.    Газета «Голос». А. А. Краевский – редактор и издатель.

16.    «Отечественные записки» Н. А. Некрасова.

17.    Журналистика 1880 – 1890-х годов: основные направления и типологическая характеристика.

18.    Политика правительства в области печати в 1870 – 1880-е годы.

19.    Редакторская и публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина.

20.    Журнал «Нива» А. Ф. Маркса.

21.    «Северный вестник». Роль А. Л. Волынского в направлении журнала.

22.    «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича.

23.    «Русская мысль» В. А. Гольцева.

24.    «Русское богатство». Публицистика Н. К. Михайловского и В. Г. Короленко.

25.    Развитие газетного дела в России в 1880 – 1890-е годы. Общая характеристика.

26    Газета «Новое время». А. С. Суворин – редактор и издатель.

27.    Журнально-публицистическая деятельность А. П. Чехова.

28.    Развитие провинциальной прессы во второй половине XIX века.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – устная, каждый экзаменационный билет содержит два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент назвал факты и события, отражающие специфику проблемы или исторического периода, указанного в формулировке вопроса, смог выявить предпосылки названных событий и их последствия в связи с историческим контекстом, продемонстрировал знакомство с публицистическими текстами изучаемого периода. Оценка «Хорошо» ставится, если студент назвал факты и события, отражающие специфику проблемы или исторического периода, указанного в формулировке вопроса, но не смог выявить причинно-следственные связи между ними, испытывал затруднения в оценке последствий описываемых фактов и событий. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент неполно указал факты и события, отражающие специфику проблемы или исторического периода, указанного в формулировке вопроса, не смог выявить причинно-следственные связи между ними, не ознакомился с текстами периодики изучаемого периода.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – беседа с каждым отвечающим в течение 5-10 минут.

Список обязательной литературы

1.    Ахмадулин Е. В. Правительственная печать России. Ростов н/Дону, 2000.

2.    Грабельников А. А., История русской периодической печати (1703-2003). библиографический справочник. в двух томах – 2004

3.    Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. М., 2003

4.    Жирков Г. В. История цезуры в России XIX-XXв. М., 2001.

5.    Ивлев Д. Д., История русской журналистика XVIII - нач. XX в.. учеб. пособие - 2004

6.    История русской журналистики XVIII – XIX веков / под ред. проф. А. В. Западова. М., 1973.

7.    История русской журналистики XVIII-XIX в. /Под. ред. Громовой Л. П., СПб. 2002.

8.     История русской журналистики. Хрестоматия. М., 1991.

9.    Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.

10.    Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX в. СПб., 2004.

Список дополнительной литературы

1.    Боханов А. П. Буржуазная пресса и крупный капитал. М., 1984.

2.    В. Г. Короленко в воспоминаниях современников / Предисл., подгот. текста и примеч. Морозовой Т. Г. М.: Худож. лит. 1962

4.    Веревкин Б. П. Русская нелегальная революционная печать 70 – 80-х гг. XIX в. М., 1960.

5.    Громова Л. П. А. А. Краевский – редактор и издатель. СПб., 2001.

6.    Громова Л. П. А. И. Герцен и русская журналистика его времени. СПб., 1994.

7.    Динерштейн Е. А. А. С. Суворин: человек, сделавший карьеру. М., 1998.

8.    Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. СПб., 2007

9.    Кельнер В. Е. Человек своего времени (М. М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993.

10.    Киселев А. П. История оформления русской газеты. М., 1990.

11.    Корнилов Е. А., Дядюшенко В. С. Газета на бульваре. Ростов-на-Дону. 1997.

12.    Лапшина Г. С. Русская пореформенная печать 70 – 80-х годов XIX века. М., 1985.

13.    Лапшина Г. С. Женское лицо русской журналистики. М., 2012.

14.    Махонина С. Я. «Я наблюдаю и рассказываю свои впечатления» (А. С. Суворин «Маленькие письма»). М. 2012

15.    Панаев И. И. Литературные воспоминания. М., 1961.

16.    Панаева А. Я. Воспоминания / Вступ. ст., ред. текста и примеч. Чуковского К. М., 1956.

17.    Пирожкова Т. Ф., Славянофильская журналистика. М., 1997

18.    Публицистика русского зарубежья. М., 1999.

19.    Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания), М. 1978.

20. Экштут С. Н. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М., 2012.

21.    Ямпольский И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. Л., 1973.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 391 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru