Очная форма обучения. 1 курс
Устная речь
5 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

7 сентября. Устная речь как семиотический объект Устная и письменная речь в культурно-историческом аспекте. Функциональные разновидности устной речи. Оппозиция «устный – письменный»; «книжный – разговорный». Коммуникативное состояние говорящего.

Правила чтения.

14 сентября. Звуковая сторона устной речи. Сегментная фонетика. Система гласных и согласных звуков. Звуковые законы, вариантность и вариативность.

21 сентября. Понятие о фонеме. Система фонем русского языка.

28 сентября. Интонация. Компоненты интонации: пауза, мелодика, темп. Фоностилистические аспекты интонации. Основные особенности интонации простого повествовательного предложения.

5 октября. Понятие об орфоэпии. Горячие точки русской орфоэпии.

План практических / семинарских занятий

Занятие 1. Чтение художественного текста, состоящего из простых повествовательных предложений. Темп речи. Стихотворение «Правила чтения» (используется для тренировки чтения на всех последующих занятиях).

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: звуки, обозначаемые буквами О, А в позиции под ударением, в первом предударном, втором предударном и заударном слогах.

Занятие 2. Чтение художественного текста, содержащего экспрессивные средства.

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: звуки, обозначаемые буквами Е, Я в позиции под ударением, в первом предударном, втором предударном и заударном слогах. Звуки, обозначаемые буквой Е после шипящих и Ц.

Занятие 3. Чтение художественного текста, содержащего несколько речевых партий.

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: Буква Э в начале слова.

Занятие 4. Чтение поэтического текста.

Дикционный тренинг: звуки , . Звуки , , .

Орфоэпия: Буква И в начале слова. Сочетания гласных звуков.

Занятие 5. Чтение простейшего информационного текста.

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: сочетания ЧН, ЗЖ, ЖЖ. , перед зубными внутри корня перед суффиксом.

Занятие 6. Чтение информационного текста, состоящего из нескольких фоноабзацев.

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: слова с двойными согласными.

Занятие 7. Чтение информационных текстов разного типа с именами числительными.

Дикционный тренинг: звуки , .

Орфоэпия: чтение слов с возвратной частицей СЯ (СЬ).

Занятие 8. Чтение информационных текстов разного типа.

Дикционный тренинг: звуки , , .

Орфоэпия: Ударение: слова типа родИлся – родилсЯ, прОжил – прожИл; краткие формы имен прилагательных. Ударение: слова типа звонить, белить, варить; слова на -лог, -граф, -метр; слова на -ировать.

Практические занятия ведут:

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Проверка домашних заданий.

Контроль посещаемости занятий.

Проверка конспектов лекций и практических занятий.

Вопросы к зачету

1.    Устная речь. Многоканальность, спонтанность, необратимость как свойства устной речи.

2.    Понятие о кодифицированной речи. Ее особенности.

3.    Просторечие как форма устной речи и ее особенности.

4.    Устная и письменная речь в культурно-историческом аспекте

5.    Звуковые законы.

6.    Понятие произносительной нормы. Вариантность и вариативность.

7.    Произносительные стили (фоностили).

8.    Актуальные акцентологические процессы.

9.    Интонация. Компоненты интонации: пауза, мелодика, темп.

10.    Интонация простого повествовательного предложения.

11.    Интонация при инверсии.

12.    Особенности чтения букв А, О, Е, Ю, Я в ударной, первой предударной, второй предударной и заударной позициях.

13.    Особенности чтения слов с двойными согласными.

14.    Произношение согласных звуков перед буквой Е.

15.    Особенности чтения слов, заканчивающихся на =СЯ и =СЬ.

16.    Особенности чтения слов с сочетаниями ЖЖ, ЗЖ, ЧН.

17.    Числительные в устной речи.

18.    Русское ударение: активные процессы.

19.    Чтение текста, состоящего из простых повествовательных предложений.

20.    Чтение эмоционально окрашенного текста.

21.    Чтение текста с несколькими речевыми партиями

22.    Чтение информационного текста.

23.    Прочитать 10 слов в соответствии с нормами русской орфоэпии из орфоэпического минимума и объяснить особенности произношения.

Критерии оценки

Форма проведения зачета - устная. Обучающийся читает 1) предложенные преподавателем тексты, 2) тексты, подобранные самостоятельно, 3) 10 слов из орфоэпического минимума.

Время на подготовку обучающемуся не дается.

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал полное или частичное умение читать тексты разного типа, а также показал знание орфоэпического минимума.

Оценка «Незачет» ставится, если обучающийся не посещал практические занятия и не смог прочесть предложенные тексты.

Продолжительность проведения зачета – зависит от степени подготовки обучающегося, количества обучающихся в группе. На ответ обучающемуся отводится не более 15 минут.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 2015.

2.    Аннушкин В. Техника речи. М., 2013.

3.    Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХІ века: норма и ее варианты. М., 2012.

4.    Практикум по устной речи. СПб., 2015.

5.    Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. СПб., 2016.

Список дополнительной литературы

1.    Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М., 1978.

2.    Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. Л., 1976.

3.    Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи / Отв. ред. М. А. Шелякян. Тарту, 1978.

4.    Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.. 1978.

5.    Земская Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981.

6.    Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979.

7.    Костомаров В. Г. О разграничении терминов "устный" и "разговорный", "письменный" и "книжный" // Проблемы современной филологии / Под ред. М. Б. Храпченко. М., 1965.

8.    Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976.

9.    Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

10.    Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., 1983.

11.    Федянина К. А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

12.    Хазагеров Т. Г. Ударение в русском словоизменении. Ростов н/Д., 1985.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 242 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru