Очная форма обучения. 1 курс
Основы творческой деятельности журналиста
4 сентября 2018
Преподаватель: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филол. наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

8 сентября. Введение. Журналистика как профессиональная деятельность, стандарты и принципы современной журналистской работы. Журналистика в системе медиакоммуникаций. Типология источников информации. Критерии отбора новостей и информационная повестка.

15 сентября. Методы сбора информации и ее верификации. Факты, фейки, мнения.

22 сентября. Работа журналиста с документами и базами данных. Профессиональное общение журналиста.

29 сентября. Журналистский текст как носитель информации и как медиапродукт. Теории журналистских жанров и их критика. Современные форматы журналистских текстов в печати и онлайн.

План практических занятий

Занятие 1. Информационно-коммуникационная деятельность: этапы становления и развития. Обмен информацией: исторический ракурс. Творческие и профессиональные аспекты журналистики. Дискуссия с преподавателем.

Занятие 2. Информация и массовая информация. Отражение действительности в журналистском материале. Массовая информация на страницах газеты. Анализ информационных материалов. Тематический обзор печатных и онлайновых СМИ.

Занятие 3. Социальная информация. Отражение действительности в журналистском тексте. Подбор фактов. Выбор источников информации. Методы получения сведений. Планирование и организация подготовки журналистского текста.

Занятие 4. Политическая информация. Отражение действительности в журналистском тексте. Штамп и трафарет в информационном тексте. Анализ конкретных примеров. Составление «трафарета».

Занятие 5. Источники информации и работа с ними. Деловая игра «сбор информации». Изучение документов. Наблюдение. Интервью по телефону. Проверка информации. Информация в сети Интернет.

Занятие 6. Информационные жанры. Жанровые инварианты информационных текстов. Сравнительный анализ текстов информационных жанров.

Занятие 7. Свобода и ответственность журналиста. Дискуссия с преподавателем, подготовка к написанию контрольной работы.

Занятие 8. Анализ эссе на тему «Свобода и ответственность журналиста». Дискуссия с преподавателем.

Занятие 9. Деловая игра «пресс-конференция». Подготовка отчета. Обсуждение с преподавателем.

Занятие 10. Технология работы над репортажем. Отличие репортажа от отчета. Тренировка приемов репортерской подачи материала. Особенности сбора материала. Методы создания эффекта присутствия в репортаже. Концептуальное решение репортажа (хроника, путешествие и развитие доказательства). Варианты сильных позиций текста, с которых следует начать и завершить репортаж. Перспектива и бэкграунд. Понятие монтажа в репортаже. Авторское «я» в репортаже. Анализ репортажей В. Гиляровского, В. Пескова, С. Рейтер, Д. Соколова-Митрича, В. Панюшкина, Н. Радуловой, М. Ахмедовой и др. (цель, особенный аспект события, наличие деталей, приемы создания эффекта присутствия, наличие сильных сцен, реплики героев и т.д.). Выполнение творческих упражнений на развитие образного мышления и на тренировку приемов визуализации в репортаже.

Занятие 11. Жесткая и мягкая новость: жанровые особенности. Анализ журналистских текстов. Тематический обзор информационных материалов в печатных и онлайн СМИ. Сбор информации и подготовка жесткой новости. Обсуждение с преподавателем.

Занятие 12. Репортаж vs отчет. По выбору преподавателя студенты тренируют жанр отчета или репортажа. Варианты: а) Студенты готовят отчет об актуальных мероприятиях Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Материалы обсуждаются в группе, преподаватель комментирует, высказывает замечания, которые впоследствии устраняются студентом. б) Работа в полевых условиях – совместное посещение выставки, спортивного мероприятия и др. По итогам студенты готовят репортаж. в) Студенты пишут репортаж на тему, выбранную самостоятельно. Обсуждение материалов в группе.

Занятие 13. Интервью как метод журналистики. Техника проведения интервью: практические советы (особенности подготовки, место проведения интервью, правильный выбор типа интервью, интервью по электронной почте или в социальных сетях, Skype-интервью, диктофон vs блокнот, интервью не для записи, расшифровка, как начать и закончить интервью). Где найти героя и как общаться журналисту с разными по типу собеседниками? Интервью по публикации. Типа вопросов, шаблонные вопросы журналистов. Обсуждение кейсов (проблемы и ошибки интервьюера). Выполнение творческих заданий по выбору преподавателя. Д/З: найдите примеры удачного и неудачного интервью, аргументируйте свой выбор.

Занятие 14. Интервью как жанр. Проверка д/з. Виды интервью на конкретных примерах. Особенности текстопостроения. Ремарки в интервью. Работа в группах (составление вопросников для героев интервью). Логика в интервью, виды композиции. Понятие ракурса. Сравнительный анализ двух интервью, в которых один и тот же герой представлен по-разному. Тренировка интервью в группе.

Практические занятия ведут: Королев Е. А., канд. политич. наук, ст. преподаватель, Тимченко И. С., ст. преподаватель.

Внутрисеместровый контроль

К критериям внутрисеместрового контроля относятся:

- посещаемость (не менее 50 % лекционных и практических занятий);

- выполнение контрольной работы: задания составляют преподаватели, ведущие практические занятия.

Кроме того, во время семестра студенту необходимо опубликовать не менее одного материала (в любом жанре) в СМИ. Публикация является допуском к экзамену по дисциплине «ОТДЖ». Результаты внутрисеместрового контроля предоставляются лектору преподавателями практических занятий перед экзаменом. Результаты внутрисеместрового контроля учитываются при выставлении оценок за экзамен.

Письменный экзамен

Экзамен состоит из тестирования по теоретическим вопросам и выполнения творческого задания. На выполнение задания студенту дается 40 минут, тест рассчитан на 30 минут. Творческое задание предполагает получение студентом информационного повода, к которому необходимо составить три заявки на редакционные материалы, учитывающие следующие условия:

- поворот темы,

- аудитория текста,

- заголовок,

- жанр и формат,

- источники информации и герои,

- примерный объем,

- дополнительные элементы (иллюстрации или мультимедиа).

Критерии оценки

Оценка «Отлично» ставится, если студент предложил три полноценных заявки.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент предложил три заявки за исключением 1-2 элементов.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент предложил 2 и менее заявок.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент предложил 1 и менее заявок.

Использование различных технических средств (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, переводчики и т. д.), иных справочных материалов во время сдачи экзамена запрещается. При обнаружении у студента технических средств и справочных материалов в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».

Список обязательной литературы

1. Жанры, журналистика, творчество / Под ред. Н. Шевцова. М., 2015.

2. Бершидский Л. Д. Ремесло. М., 2013.

3. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М., 2017. URL: newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Kolesnichenko_-_Nastolnaya_kniga_zhurnalista.pdf

4. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации. М., 2012.

5. Основы журналистской деятельности / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Амзин А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. М., 2016.

2. Амзин А. Бессистемные советы. URL: aa.lifehacker.ru

3. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст. М., 2017.

4. Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. И. Румин. М., 2015. URL: documents.worldbank.org/curated/en/517871468162832962/pdf/449900PUB0RUSS0ublic0choice0Russian.pdf

5. Кен Доктор. Newsonomics: 12 новых трендов, которые изменят новости. М., 2013.

6. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. 15 мастер-классов. М., 2016.

7. Корнев М. С. Мультиплатформенные издательства: пять перспективных моделей СМИ // Журналист. 2015. № 6. С.54-56.

8. МакКуэйл Дэнис. Журналистика и общество. / пер. с англ. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.

9. Михайлова Д. Р. К вопросу возможности выражения авторской позиции как слагаемого профессиональной журналистской культуры в условиях становления системы новых медиа // Журналистский ежегодник. Томск, 2014. № 3. С.21-23.

10. Рэндал Д. Универсальный журналист. М., 1998.

11. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. – М.: АСИ, 2009.

12. Шостак М. И. Новостная журналистика. Новости прессы. М., 2016.

Перечень иных информационных источников

1. «Аргументы и факты»

2. «Ведомости»

3. «Власть»

4. «Деловой Петербург»

5. «Известия»

6. «Караван историй»

7. «Коммерсант»

8. «Комсомольская правда»

9. «Московский комсомолец»

10. «Новая газета»

11. Общественная коллегия по жалобам на прессу //http://www.presscouncil.ru/

12. «РБК»

13. «Русский репортер»

14. «Санкт-Петербургские ведомости»

15. «Город 812».

16. fontanka.ru

 просмотров: 684 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru