Очная форма обучения. 1 курс
Современный русский язык
5 сентября 2018
Преподаватель: Редькина Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

Современный русский язык

Преподаватель:

Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

3 сентября. Введение. Язык как система знаков. Язык и речь. Понятие о современном русском литературном языке. Понятие нормы в языке. Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка.

10 сентября. Лексическая семантика. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова. Компонентная структура лексического значения слова. Прямое и переносное значение слова. Парадигматические отношения в лексике. Полисемия. Омонимия. Способы разграничения полисемии и омонимии.

17 сентября. Синонимия. Типы синонимов. Употребление синонимов в медиатекстах. Антонимия. Типы антонимов. Употребление антонимов в медиатекстах. Паронимия. Лексико-семантическое поле. Лексико-семантическая синтагматика. Узуальные и неузуальные словосочетания.

24 сентября. Лексическая типология. Исконно русская и заимствованная лексика. Использование иноязычной лексики в медиатекстах. Лексика активного и пассивного словарного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Использование лексики пассивного словарного запаса в медиатекстах.

1 октября. Социальная дифференциация лексики. Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика. Эвфемизмы и дисфемизмы. Слова ограниченного использования в медиатексте.

8 октября. Стилистическая дифференциация лексики. Книжная и разговорная лексика. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика. Лексика с функционально-стилистической окраской. Стилистические возможности нейтральной лексики в медиатексте.

15 октября. Лексикография. Энциклопедические и лингвистические словари. Способы толкования лексического значения слова. Русские толковые словари. Аспектные словари. Морфемика как учение о минимальных значимых единицах языка. Классификация морфем. Экспрессивно-стилистические функции морфем. Словообразование, способы современного русского словообразования.

22 октября. Грамматика и ее объект. Грамматические и функционально-семантические категории. Понятие о части речи. Система частей речи современного русского языка. Грамматическая семантика. Использование грамматических форм в переносных значениях.

План практических занятий

Занятие 1. Текстовый орфографический диктант/тест (текст подбирает преподаватель, ведущий практические занятия в группе) с грамматическим заданием (определение частеречной принадлежности указанных преподавателем слов и выделение грамматической основы в указанных преподавателем предложениях). Информация о сдаче орфографического минимума и внутрисеместрового зачета по орфографии и культуре речи.

Занятие 2. Понятие орфографической нормы СРЛЯ. Графика и орфография. Принципы русской орфографии. Правописание гласных: в корнях слов, после шипящих и «ц». Правописание согласных, твердого и мягкого знака.

Занятие 3. Понятие пунктуационной нормы СРЛЯ. Знаки препинания СРЛЯ.

Занятие 4. Нормы словоупотребления СРЛЯ. Лексическое значение слова. Типы лексических значений слова (прямое и переносное, свободное и несвободное). Типы переносных значений слова. Структура словарной статьи в толковом словаре как отражение структуры лексического значения слова. Имена собственные как особый тип слов. Употребление прописной буквы.

Занятие 5. Парадигматические отношения в лексике: полисемия и омонимия, их разграничение. Типы омонимов. Использование многозначных слов и омонимов в медиатексте. Паронимия. Правописание приставок; трудные случаи правописания наречий.

Занятие 6. Парадигматические отношения в лексике: синонимия и антонимия (энантиосемия) (коллоквиум с анализом собранного студентами материала). Типы синонимов и антонимов. Использование синонимов и антонимов в медиатексте.

Занятие 7. Словосочетание как номинативная единица. Составные наименования и фразеологизмы. Узуальные и неузуальные словосочетания. Неузуальные словосочетания в медиатексте как следствие нарушения литературной нормы или средство реализации языковой игры.

Занятие 8. Имя существительное как часть речи. Категории рода, одушевленности, падежа и числа существительных в культурно-речевом и семантическом аспекте.

Занятие 9. Заимствованная и исконная лексика. Типы заимствованных слов. Кальки. Неологизмы, окказионализмы и устаревшие слова в медиатексте. Использование лексики указанных типов в медиатексте.

Занятие 10. Способы современного русского словообразования. Правописание сложных слов (в том числе аббревиатур).

Занятие 11. Внутрисеместровый зачет по орфографии и культуре речи.

Занятие 12. Имя прилагательное как часть речи. Субстантивация прилагательных. Степени сравнения, полные и краткие формы прилагательных в культурно-речевом и семантическом аспекте. Н и НН в кратких и полных прилагательных.

Занятие 13. Местоимение как часть речи. Дейктическая и анафорическая функция местоимений в речи. Прямые и переносные значения личных местоимений. Слова других частей речи с местоименными (дейктическими) значениями. Категории рода, числа и падежа местоимений в культурно-речевом и семантическом аспекте.

Занятие 14. Глагол как часть речи. Категории спряжения, времени и наклонения глагола в культурно-речевом и семантическом аспекте. Переносные значения глагольных форм. Причастие и деепричастие. Правописание частицы «не» с глаголами. Н и НН в кратких и полных причастиях.

Занятие 15. Нейтральная и стилистически маркированная лексика. Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечие и обсценная лексика в медиатексте.

Занятие 16. Подведение итогов, сдача задолженностей.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

25 декабря. Выполнение индивидуальных заданий по материалам преподавателя.

Внутрисеместровый контроль

Помимо контроля посещаемости занятий, формами внутрисеместрового контроля по дисциплине являются в совкупности:

- 2 части орфографического минимума

- внутрисеместровай зачет по орфографии и культуре речи

- контрольная работа «Системные отношения в лексике»

1. Орфографический минимум (2 части).

Сдача орфографического минимума проводится в форме словарного диктанта на занятиях. Орфографический минимум представляет собой список словарных слов, написание и значение которых студенты обязаны знать (см. Приложение 1). С целью проверки знания слов проводятся 2 словарных диктанта (первая и вторая половина списка), во время которых студенты пишут под диктовку по 15 слов из соответствующей части списка (по выбору преподавателя) и письменно формулируют значения 5 из них (также по выбору преподавателя).

2. Внутрисеместровый зачет по орфографии и культуре речи проводится в группах на практических занятиях по билетам, имеющимся на кафедре. Билет содержит теоретическую часть (сформулировать одну из 15 орфограмм и привести примеры) и практическое задание по орфографии (вставить пропущенные буквы) и культуре речи (выбрать соответствующую норме форму) — см. Приложение 2.

3. Аудиторная контрольная работа «Системные отношения в лексике» (2 часа) выполняется в письменной форме и оценивается преподавателем по пятибалльной шкале.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – письменная (зачет за написание 2-х орфогорафических минимумов и за письменное выполнение задания внутрисеместрового зачета по орфографии и культуре речи).

Оценка «зачет» ставится, если у обучающегося зачтены 2 части орфографического минимума и внутрисеместровый зачет.

Оценка «незачет» ставится, если у обучающегося не зачтен 1 или более из названных выше компонентов (2 части орфографического минимума и внутрисеместровый зачет).

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Редькина Т. Ю. Русский язык и культура речи. Ч. 1. СПб., 2007.

2. Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб, 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

2. Гак В. Г. Языковые преобразования: Некоторые аспекты лингвистической науки в конце XX века. От ситуации к высказыванию. Изд. 2, испр. М., 2009.

3. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М., 1992.

4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

5. Котелова Н. З. Значение слова и его сочетаемость. Л., 1975.

6. Краснова Т. И. Основы русской грамматики. Языковая норма. Слово и предложение. СПб., 2007.

7. Кронгауз М. А. Семантика. Учебник для студентов лингв. фак. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.

8. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 2012.

9. Павлов В. М. Понятие лексемы и проблема отношений синтаксиса и словообразования. Л., 1985.

10. Редькина Т. Ю. Активные лексико-семантические процессы в медиатексте Филология и человек. Научный журнал. 2013, №2. С. 29 – 38.

11. Редькина Т. Ю. Оптимизация как вектор развития современной русской речи Русская речевая культура и текст: материалы VIII Международной научной конференции (17-18 апреля 2014 г.)/Под общей редакцией проф. Н.С.Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2014. С. 34 – 39.

12. Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 1. СПб., 2006.

13. Русская грамматика. Т. 1. М., 1982.

14. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996.

15. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразова¬ния. Л., 1985.

16. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ – ХХI веков. М., 2008.

17. Стернин И. А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, 2003.

Словари и энциклопедии

1. Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка, М., 2007.

2. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка.СПб., 2003.

3. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

4. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка/ Под ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М., 1984.

5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник/Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2001.

7. Русский язык: энциклопедия/гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

8. Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковина. М., 2006.

9. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения/Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998.

10. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. М., 1985.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ - www.library.spbu.ru

2. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

Сборники упражнений, рекомендуемые для проведения практических занятий

Основные

1. Дускаева Л. Р., Прохорова К. В., Щеглова Е. А. Русский язык в таблицах и схемах. СПб.: Питер, 2015.

2. Современный русский язык: практикум/В. В. Васильева, М. Ю. Казак, В. И. Коньков, А. А. Малышев, К. В. Прохорова, Т. Ю. Редькина, Н. С. Цветова, Е. А. Щеглова; под общ. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Т. Ю. Редькина. – СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, Ин-т «Высш.шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014.

Дополнительные

1.    Современный русский литературный язык. Часть 1. Упражнения по орфографии и пунктуации / сост.: Коньков В. И., Краснова Т. И., Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. СПб., 1997.

2.    Современный русский язык. Часть 2. Практикум по основам русской грамматики / сост.: Козинцева Н. А., Краснова Т. И., Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. СПб., 1999.

3.    Современный русский язык: сборник упражнений / под ред. В. А. Белошапковой. М., 1990.

Приложение 1.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1 часть (129 слов)

    Абонемент, агентство, агрессор, адекватный, адъютант, ажиотаж, аккомпанемент, аккорд, аккредитив, аксессуар, акциз, аллергия, аллея, алюминий, анналы, аннексия, аннотация, аннулировать, апелляция, аппетит, аппликация, апробация, аранжировка, ассигнование, аудиотехника, аутентичный, аутсайдер.

    Баллада, балласт, баллотироваться, бармен, барокко, баррикада, батальон, бацилла, безалаберный, белиберда, беллетристика, бельэтаж, бессребреник, бифштекс, богадельня, бриллиант, брокер, брошюра, бутерброд, бюллетень.

    Вакуум, винегрет, високосный, впоследствии, в продолжение, в течение, времяпрепровождение, вследствие.

    Галлюцинация, геенна огненная, генеалогия, геноцид, гигиена, горилла, гроссмейстер.

    Двухъярусный, дегенерат, дезавуирование, дезинфекция, деликатес, демпинг, депозит, депрессия, десерт, де-факто, де-юре, джентльмен, дивиденд, дирижер, дискуссия, диссертация, диссидент, дифференциация, дрессировать, дьявол, дьякон.

    Ей-богу.

    Жужжать, жюри.

    Идиллия, иллюминация, иллюстрация, имитация, иммигрант, иммунитет, импрессионизм, инаугурация, инвестиция, индифферентный, интеллект, интеллигенция, интерпретация, интерьер, интриган, искусственный, искусный, исступление.

    Кампания (действие), кают-компания, квинтэссенция, клише, коллега, коллизия, коллоквиум, колоннада, колосс, коммерсант, коммуникация, компакт-диск, компания (общество, фирма), комплимент, компромисс, консенсус, конъюнктура, корректура, коррупция, косный, коттедж, коэффициент, кристалл, кристальный, купе.

2 часть (102 слова)

    Лейтмотив, либретто, лобби.

    Макияж, манекен, маршал, менеджер, менеджмент, меридиан, метрдотель, миниатюра, мини-юбка, можжевельник, мониторинг, мошенник, мэр.

    Нарцисс, нивелировать, новелла.

    Оккупация, оппозиция, оппонент, отель.

    Паблик рилейшнз, паблисити, палисадник, паллиатив, панно, парадокс, параллельный, пассажир, пасьянс, пацифизм, пенсне, перипетия, периферия, перрон, пертурбация, пессимизм, пируэт, пиетет, плебисцит, подтрунивать, по истечении, поликлиника, попурри, постскриптум, преамбула, превалировать, пресс-атташе, пресс-конференция, пресс-релиз, прецедент, привилегия, приоритет, проецировать, пропаганда, протеже, пьедестал.

    Радиоаппаратура, резюме, реквием, репрессия, ресурс, рэкет.

    Сандвич, сенбернар, сентиментализм, сеньор (Испания), сертификат, симметрия, синьор (Италия), сирокко, стагнация, стеллаж, стерилизация, суверенитет, суррогат, сэр.

    Фельдмаршал, фортепьяно.

    Целлофан, целлюлоза.

    Шалопай, шампиньон.

    Эвфемизм, эксклюзивный, эксплуатация, экстрасенс, эксцесс, электрификация, эмигрант, эпиграмма, эскалатор, эффект.

    Яства.

Приложение 2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНУТРИСЕМЕСТРОВОГО ЗАЧЕТА ПО ОРФОГРАФИИ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Орфография

1. Чередующиеся гласные в корнях слов

2. Гласные после шипящих и Ц

3. Употребление прописных букв

4. Разделительные Ь и Ъ

5. Приставки на –З и –С; гласные И и Ы после приставок

6. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

7. Суффиксы имен существительных и прилагательных

8. Сложные существительные и прилагательные

9. Личные окончания и суффиксы глаголов; Ь в глагольных формах

10. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

11. Правописание наречий

12. Правописание служебных частей речи

13. Частица НЕ с существительными, прилагательными и наречиями

14. Частица НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями

15. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий

Культура речи

1. Колебания в роде имен существительных и родовых названий лиц женского пола

2. Выбор падежных окончаний (Им. пад. мн. числа; Род. пад. ед. числа; Род. пад. мн. числа; Предл. пад. ед. числа)

3. Употребление форм глагола

5. Варианты форм имени прилагательного

6. Употребление местоимений

 просмотров: 1296 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru