Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 2 курс
Этикет и международные отношения
13 сентября 2018
Преподаватель: Ковалева Татьяна Викторовна, к. филос. н., доцент
Кафедра: этики

План лекционных занятий

6 сентября. Предмет курса, цели, задачи. Основные виды, принципы и функции этикета и протокола (1 час).

Деловой этикет, назначение и особенности. Современный деловой этикет, его тенденции. Понятие корпоративной культуры. Нравственные качества личности. Этикет в мире бизнеса (1 час).

13 сентября.. Роль имиджа в деловом этикете. Имиджеология. Создание облика делового человека, правила и различные приемы (1 час).

Служебный этикет. Визиты в офис. Прием посетителей. Ответный визит. Правила для посетителей. Ранг и субординация. Взаимоотношения с коллегами. Стиль отношений с коллегами. Деловая встреча: ее подготовка, ведение, управление конфликтом, подготовка интегративного решения, завершение встречи (1 час).

20 сентября. Речевой этикет. Приветствие, представление, обращение. Корреспонденция. Публичное выступление. Ведение разговора. Телефонный разговор. Автоответчик. Привила сотового телефона. Телеконференция. Телефакс. Этикет в Интернете (Нэтикет). Этикет и электронная почта (1 час).

Дипломатический этикет. Этикет официальных мероприятий. Виды приемов. Дневные и вечерние официальные приемы. Приемы с рассадкой и без нее. Сроки проведения официального приема. Приход делегации на прием и уход с приема. Поведение на дипломатических приемах. Схемы рассадок на дипломатическом приеме. Международный этикет. Национальная и региональная специфика этикета в странах Европы, Азии, Америки – введение. Особенности культур и религий, их влияние на этикетные нормы (1 час).

27 сентября. Сопоставительный анализ общерегиональных специфических этикетных норм. Учет разнообразия культур. Правила поведения на улице. Лифт и лестница. Машина и нормы поведения. Умение вести себя в гостях. Приглашение в гости и ответ на приглашение. Этикет застолья. Обязанности хозяина и хозяйки. Проблема незваных гостей (2 часа).

План семинарских занятий

Занятие 1. Предмет курса, цели, задачи. Основные виды, принципы и функции этикета и протокола (1 час).

Деловой этикет, назначение и особенности. Современный деловой этикет, его тенденции. Понятие корпоративной культуры. Нравственные качества личности. Этикет в мире бизнеса (1 час).

Занятие 2. Роль имиджа в деловом этикете. Имиджеология. Создание облика делового человека, правила и различные приемы (1 час).

Служебный этикет. Визиты в офис. Прием посетителей. Ответный визит. Правила для посетителей. Ранг и субординация. Взаимоотношения с коллегами. Стиль отношений с коллегами. Деловая встреча: ее подготовка, ведение, управление конфликтом, подготовка интегративного решения, завершение встречи (1 час).

Занятие 3. Речевой этикет. Приветствие, представление, обращение. Корреспонденция. Публичное выступление. Ведение разговора. Телефонный разговор. Автоответчик. Привила сотового телефона. Телеконференция. Телефакс. Этикет в Интернете (Нэтикет). Этикет и электронная почта (1 час).

Дипломатический этикет. Этикет официальных мероприятий. Виды приемов. Дневные и вечерние официальные приемы. Приемы с рассадкой и без нее. Сроки проведения официального приема. Приход делегации на прием и уход с приема. Поведение на дипломатических приемах. Схемы рассадок на дипломатическом приеме (1 час).

Занятие 4. Организация деловых переговоров. Подготовка помещения для переговоров. Встреча делегации. Визит вежливости. Обмен подарками . Самопредставление. Техника рукопожатия. Когда следует пожимать руку. Представление на вечеринках. Ритуал обмена визитными карточками (2 часа).

Занятие 5. Международный этикет. Национальная и региональная специфика этикета в странах Европы, Азии, Америки – введение. Особенности культур и религий, их влияние на этикетные нормы (2 часа).

Занятие 6. Сопоставительный анализ общерегиональных специфических этикетных норм. Учет разнообразия культур. Правила поведения на улице. Лифт и лестница. Машина и нормы поведения. Умение вести себя в гостях. Приглашение в гости и ответ на приглашение. Этикет застолья. Обязанности хозяина и хозяйки. Проблема незваных гостей (2 часа).

Занятие 7. Как вести себя во время деловой поездки. Преодоление языковых барьеров. Как вести себя в других странах. Поведение в самолете, корабле, автомобиле, поезде, отеле, аэропорту. Спортивный этикет. Обряды и торжественные события. Свадебная традиция. Юбилей. Похоронная церемония. Поведение в церкви (2 часа).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Форма промежуточной аттестации: экзамен. Критерии оценивания: учет посещений, аудиторная работа. Экзамен по дисциплине состоит из устных ответов на вопросы билета. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса для проверки уровня теоретических знаний. Время на подготовку ответа – 30 минут.

Вопросы к зачету / экзамену / текущий контроль

1. Конфликт: как себя вести?

2. Способы и правила разрешения конфликтов.

3. Служебный этикет и правила телефонного разговора.

4. Правила деловой переписки.

5. Невербальные средства общения (язык жестов).

6. Визуальные, акустические, тактильные средства в деловом общении.

7. Влияние индивидуально-психологических особенностей партнера на стиль общения.

8. Особенности международного этикета.

9. Культура устной речи.

10. Этика служебного поведения.

11. Этикет делового общения в США и Канаде.

12. Этикет делового общения в Арабских странах.

13. Типичные ошибки партнеров во время переговоров.

14. Дипломатический этикет.

15. Что такое дипломатический протокол?

16. Служебный этикет и правила телефонного разговора.

17. Правила деловой переписки.

18. Этикет деловых переговоров в Европе.

19. Этикет делового общения в Китае.

Критерии оценки

Оценка «отлично»

- ответ построен логично в соответствии с планом;

- обнаружено максимально глубокое знание профессиональных терминов, понятий,

категорий, концепций и теорий;

- выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры;

- обнаружен аналитический подход в освещении различных концепций;

- сделаны содержательные выводы;

-продемонстрировано знание обязательной литературы.

Оценка «хорошо»

- ответ построен в соответствии с планом;

- представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно;

- выдвигаемые положения обоснованы, однако наблюдается непоследовательность анализа;

- выводы правильны;

- продемонстрировано знание обязательной литературы.

Оценка «удовлетворительно»

- ответ недостаточно логически выстроен;

- план ответа соблюдается непоследовательно;

- недостаточно раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории;

- выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются;

- продемонстрировано знание обязательной литературы.

Оценка «неудовлетворительно»

- не раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории;

- научное обоснование проблем подменено рассуждениями обыденно-повседневного

характера;

- ответ содержит ряд серьезных неточностей;

- выводы поверхностны или неверны;

- не продемонстрировано знание обязательной литературы.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 118 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00370-3. proxy.library.spbu.ru

2. Родыгина, Н. Ю. Этика деловых отношений : учебник и практикум для СПО / Н. Ю. Родыгина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 430 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8975-5. proxy.library.spbu.ru

3. Колышкина, Т. Б. Деловая культура : учебное пособие для СПО / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00996-5. proxy.library.spbu.ru

4. Спивак, В. А. Деловая этика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Спивак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 522 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00847-0. proxy.library.spbu.ru

Список дополнительной литературы

1. Алексеев И.С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить: из истории конфликтов, .. правила этикета, как преодолеть «рознь мира всего»? М., 2011

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2005.

4. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. СПб.-М., 2001.

5. Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. М., 2004.

6. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет. М., 2012.

7. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2004.

8. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов. М., 2011.

9. Кляйн Н. NO LOGO: Люди против брендов. М., 2003.

10. Корпоративная этика и ценностный менеджмент. Сб.ст. М., 2003.

11. Кузнецов И.Н. Современный этикет – 2-е изд. – М., 2005.

12. Лутс Р.А. 7 законов «Крайслер». М., 2003.

13. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2004.

14. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2004.

15. Пиз А. Язык жестов. Перевод с английского – Воронеж 1992

16. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник. – Под ред. В.Я.Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

17. Рогожин Ю.М. Современное деловое письмо: (Учеб.пособие) – М., 2006.

18. Романова Н.Г. Деловой этикет на Востоке. – М., 2006.

19. Семенов А.К. Этика менеджмента. М., 2006.

20. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М., 2006.

21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.

22. Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 2003.

23. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

24. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 2005.

25. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни: Учеб-практ. пособие.-М., 2006.

26. Ясперс Дж. Деловой этикет. М., 1994.

27. Boylan M. Business ethics. New Jersey, 2001.

28. McNamara C. Complete Guide to Ethics Management: An Ethics Toolkit for Managers // managementhelp.org/ethics/ethxgde.htm

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы НБ СПбГУ library.spbu.ru

Российская государственная библиотека rsl.ru

Российская национальная библиотека nlr.ru

Библиотека Академии наук rasl.ru

Научная электронная библиотека elibrary.ru

http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)

http://psychology.net.ru/ (Мир психологии)

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС): scholar.google.com (поисковая система по академическим публикациям от Google)

http://dic.academic.ru (Каталог энциклопедий)

http://www.slovary.yandex.ru (Электронный ресурс «Яндекс. Словари»)

http://www.ras.ru (Сайт РАН – Российской академии наук)

 просмотров: 138 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru