Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 2 курс
Речевая практика в арт-журналистике
11 сентября 2018
Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

16 октября - Отечественная культурно-просветительская журналистская традиция.

23 октября - Структура современного журналистского арт-медиадискурса (АМД).

30 октября - Жанровая система АМД.

6 ноября - Речевые особенности АМД.

13 ноября - Речевое воздействие и манипулирование в АМД.

План семинарских занятий

27 ноября - Использование имен собственных в АМД.

4 декабря - Особенности функционирования прецедентных феноменов в АМД.

18 декабря - Речевая форма сильных позиций арт-медиатекста.

25 декабря - Актуальные приемы речевого воздействия.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

11 декабря - Контрольная работа.

Примеры контрольных вопросов и заданий.

Задание 1. Какую функцию выполняют иноязычные слова в тексте Н. Ставицкого «Как смотреть авторское кино» и обозрении «Литературной газеты» «Краудсорсинг в действии»? Общее и различия?

1.    Mubi.com (бывший Auters.net) задуман цивилизованным миром как онлайнпрокат авторского кино с репертуаром, напоминающим знаменитую Criterion collection (сriterion.com). Каких-то удивительных редкостей здесь не найти, но фильмографии Бергмана, Антониони, Вонга, Кар-Вая, Линча, фон Триера присутствуют в полном объеме. Применительно к нашей родине, как обычно, выясняются не самые приятные нюансы: на территории России большая часть синематеки Mubi недоступна. Отечественным пользователям в основном предлагается смотреть кино Восточной Европы (преимущественно какой-нибудь румынский авангард и раннего Поланского) и архивный азиатский кинематограф для сильных духом. Российские пользователи гордо проигнорировали это обстоятельство и взялись использовать Mubi неуставным образом, превратив его в удобное, сплоченное и хорошо организованное кинематографическое комьюнити в интернете. F5. 2010. № 42. С. 24.

2.    В середине октября 2015 года Правительство Москвы запустило краудсорсинговый проект «Моя библиотека», главной целью которого стало превращение библиотек в популярные и современные общественные пространства - культурные центры интеллектуального развития. На протяжении месяца жители столицы высказывали свои предложения и идеи, лучшие из которых легли в основу плана развития библиотек Москвы. Бесплатный Wi-Fi, услуги по копированию документов, кафетерий, пуфы и подушки на подоконниках - в дополнение к читальному залу, курсы каллиграфии и видеопоказы - вместо скучных. Похожих на школьные уроки библиотечных вечеров. Только самые новые подходы смогут вернуть в библиотеки человека, погрязшего в гаджетах и развлекательном досуге. Удобные и актуальные форматы работы, качественный книжный фонд и профессиональные сотрудники - все это сокращает расстояние между литературой и читателем. ЛГ. 2018. № 49 (6624). С. 6.

Задание 2. Назовите основные сегменты современного российского медийного арт-дискурса. Дайте определение культурно-просветительской журналистики.

Вопросы к экзамену

1.    Феноменальность российской художественно-просветительской журналистики.

2.    История российской культурно-познавательной журналистики.

3.    Современные концепции арт-журналистики.

4.    Современная российская арт-журналистика: жанровая система.

5.    Дискурс классического искусства в современном медийном пространстве.

6.    Речевой облик современного российского печатного арт- издания (по выбору студента).

7.    Речевые особенности современной телевизионной арт-журналистики.

8.    Принципы аналитического описания речевого облика произведения искусства в медийном тексте.

9.    Принципы и приемы речевого воздействия в журналистском арт-тексте.

10.    Принципы и приемы манипулятивного воздействия вжурналистском арт-тексте.

11.    Речевая специфика русской литературной критики ХХ1 века.

12.    Речевая специфика русской театральной критики ХХ1 века.

13.    Арт-журналистика: проблема адресата и речевой облик арт-произведения.

14.    Арт-текст: речевая репрезентация категории авторства.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена - устно-письменная.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена - 3 часа.

В билет включается два вопроса. Первый – теоретический. Второй – практическое задание, предполагающее анализ жанровых особенностей и речевой структуры конкретного журналистского арт-текста.

На подготовку ответа обучающемуся дается 30-40 минут.

Оценки «Отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «Отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «Хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «Хорошо» выставляется слушателям, продемонстрировавшим способность к самостоятельному пополнению знаний и их обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «Удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной рекомендованной для изучения литературой. Как правило, оценка «Удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «Неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 20 минут на одного экзаменующегося.

Список обязательной литературы

1.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки славянской культуры. 1998. 560 с.

2.    Гаранина Н. С. Стиль русской театральной критики. Учебно-методическое пособие. М: МГУ, 1970. 80 с.

3.    Говорухина Ю. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХI веков. Красноярск: Сиб. Фед. Ун-т, 2012. 358 с.

4.    Журналистика сферы досуга. Учебное пособие. Под общей редакцией Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. 303 с.

5.    Перхин В.В. «Открывать красоты и недостатки…» Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. СПб: «Лицей», 2001. 256 с.

6.    Цветова Н. С. Дискурс искусства в современной российской журналистике / Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012, № 1. С. 231-237.

7.    Цветова Н.С. Арт-портрет: интенционально-стилистическая характеристика жанра // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа. СПб, 2014. С. 162-165.

8.    Цветова Н. С. Федор Абрамов: эстетика слова писателя // Поморские чтения по семиотике культуры: Сб. науч. ст. и матер. Архангельск, 2016. С. 216-221.

9.    Цветова Н. С. Александр Мелихов: поэтика публицистики //

10.    Дискурсология и медиакритика СМИ. Сборник научных работ. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 222-226.

11.    Цветова Н. С. «Делать художественное общедоступным…» /Актуальные проблемы стилистики. Ежегодный международный научный журнал. 2017. № 3. С. 168-179.

Список дополнительной литературы

a.    Арт-журналистика в современном медиапространстве. Сборник научных статей. Казань: КФУ. 2016. 195 с.

2.    А.С. Пушкин об искусстве. М.: Искусство. 1990. 679 с.

3.    Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7-ми т. Т. 5. М., 1997. С. 159-206.

4.    Березин В. Рождение нового слова // Текст и традиция. Альманах. № 1. СПб: Росток, 2013. С. 305-312.

5.    Вакурова Н.В. Жанр рецензии как форма PR: Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. М.: МедиаМир, 2009. С. 443-444.

6.    ВарченкоВ. В. Цитатная речь в медиа-тексте. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 240 с.

7.    Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 224 с.

8.    Волошин М. Листки из записной книжки // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Эллис Лак, 2007. 928 с.

9.    Галимова Е.Ш., Цветова Н.С. Динамика медиапрезентации одного литературного феномена / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Русский язык и литература (Филология. Востоковедение. Журналистика). 2017. № 4. С. 650-664.

10.    Гегелова Н. С. Культура на телевидении: миф или реальность? // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2008. № 4. С. 55-60.

11.    Геллер Л. Воскрешение понятия, или слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М.: изд-во «Мик», 2002. 216 с.

12.    Денисов А. В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб: Наука, 2003. 207 с.

13.    Дубровин В.Б. К истории советского радиовещания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 76 с.

14.    Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Изд. 2-е. СПб: филологический факультет, 2012. 274 с.

15.    Дускаева Л. Р. Понятие речевого медиажанра (статья находится в печати).

16.    Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Автор медиатекста: интенционально-стилистическая характеристика //Вестник СПбГУТ. Серия 2. Искусство. Филологические науки. 2017. № 1. С. 110-114.

17.    Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М.: Высшая школа, 1989. 370 с.

18.    Elsom J. Post-war British theatre criticism. London: Routledge & Kegan Paul, 1981. 270 р.

19.    Каверина Е.А. Событийные коммуникации в культуре: философская пропедевтика и маркетинговая практика. СПб: СПбГПУ им. Герцена, 2011. 187 с.

20.    Каверина Е.А. Художественные журналы начала и конца ХХ столетия: к вопросу актуальности культурного диалога / Эстетика сегодня: состояние, перспективы. СПб: СПбГПУ им. Герцена, 2000. С. 37-40.

21.    Каган М. С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. СПб: Петрополис, 2001. 527 с.

22.    Кадырова С. В., Немцева Е. А., Тульчинский Г. Л. Self-management в сфере культуры и искусства. СПб: «Лань» - «Планета музыки», 2013. 224.

23.    Карден П. Мережковский и английский эстетизм // Д.С. Мережковский: мысль и слово. М.: Наследие, 1999. С. 224-235.

24.    Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза ХХ1 века в критике. Рефлексия. Оценки. Методика описания. М., 2010.

a.    Крылов В.Н. Русская литературная критика. Проблемы теории, истории и методики изучения. М.: Флинта-Наука, 2016. 237 с.

25.    Кулка И. Психология искусства. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 560 с.

26.    Лапшина Г. С. Искусство глазами журналиста. Монография. М.: Флинта-Наука, 2016. 280 с.

27.    Литвинцев А. С. Канал «Культура»: на перекрестке телевизионных традиций. Ч. 1.М.: ИПК, 2007. 65 с.

28.    Малыгина Л.Е. Телевизионный анонс: лингвостилистическая трансформация жанра. М.: МГУ, 2013. 310 с.

29.    Медиатекст и культура. Под ред. Т.П. Карпилович. Минск: МГЛУ, 2015. 168 с. Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия. Львов: ПАИС, 2013.

30.    Мильдон В. И. Эстетика Гоголя. М.: ВГИК, 1998. 127 с.

31.    Набиева Е. А. Рецензия как публицистический жанр. Монография. М.: Флинта-Наука, 2015. 156 с.

32.    Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации. Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. Гос. пед. ун-т, 2011. 276 с.

33.    Новикова А. А. Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом / Век информации. 2018. № 2. Т. 1. С. 85-86.

34.    Политизация поля искусства. Исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет-Кабинетный ученый. 2016. 312 с.

35.    Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.

36.    Руденко Ю. К. Художественная культура. СПб: Наука, 2006. 252 с.

37.    Тяжлов Я. И. Актуальные формы медиатекстов, посвященных кино: жанровые и языковые тенденции / Медиалингвистика. 2016. №2 (12). С. 71-83.

38.    Саенкова Л.П. Литературно-художественная критика и журналистика: историко-культурный контекст /Вестник БДУ. Серия 4. 2009. №1. С. 87-92.

39.    Селезнев Ю. Златая цепь. М.: Современник, 1985. 415 с.

40.    Семинар по театральной критике. Редактор-составитель Н.В. Песочинский. СПб: Изд-во СПбГАТИ, 2013. 256 с.

41.    Сергеева Т. С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22. С. 152-156.

42.    Сидякина А. Художественно-просветительские периодические издания / Журналистика сферы досуга. Уч. пособие. Под общей редакцией Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб, 2012. С.123-131.

43.    Сметанина С.И.Медиа-текст в системе культуры. Монография. СПб: изд-во Михайлова, 2002. 383 с.

44.    Уильямс Г. Как писать о современном искусстве. Перевод Е. Рубиновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.

45.    Уордл И. Театральная критика. М.:ГИТИС, 2013. 200 с.

46.    Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры. СПб-М.-Краснодар, 2012.

47.    Ученова В. В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. М.: Омега-Л, ИМПЭ им. Грибоедова, 2003. 302 с.

48.    Harries G., Wahl-Jorgensen K. . The culture of arts journalists: Elitists, saviors or manic depressives? // Journalism 2007, Vol. 8(6). С. 635-638.

49.    Шпильная Н. Н. Не ешь меня, я тебе песенку спою, или как пишутся PR-тексты.

50.    Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики. Красноярск, 2012.

51.    Язык как медиатор между знанием и искусством. Сборник докладов. М., 2009.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

2. medialing.ru

 просмотров: 196 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru