Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 2 курс
Рерайтинг в журналистике
11 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

7 сентября. Рерайтинг. Общие понятия. Рерайтинг в печатном издании и рерайтинг в Интернете. Рерайтинг при передаче сообщений информационных агентств средствами массовой информации. Концепция издания как система коммуникативных координат в речевой деятельности рерайтера.

14 сентября. Основные категории текста в аспекте работы рерайтера. Политические, идеологические, этические и эстетические ориентиры в речевой деятельности рерайтера.

21 сентября. Жанрово-коммуникативные варианты исходного печатного (или какого-либо другого) материала .

28 сентября. Принципы содержательно-стилистической обработки исходного новостного информационного материала.

План семинарских занятий

4 октября. Уточнение содержания базовых понятий курса в лингвистическом аспекте: событие; факт; новость, локальное событие; длящееся событие; текст; первичный текст и др.

11 октября. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста-донора.

18 октября. Речевая концепция издания. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста того издания, для которого рерайтер готовит текст (на примере Lenta.ru и NEWSru.com).

25 октября. Речевая концепция издания. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста того издания, для которого рерайтер готовит текст (активная работа с текстами изданий разного типа).

1 ноября. Рерайтерская обработка текста (тренировочные упражнения).

8 ноября. Рерайтерская обработка текста (тренировочные упражнения).

15 ноября. Рерайтерская обработка текста (тренировочные упражнения).

22 ноября. Контрольная работа.

Семинарские занятия ведет Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных занятий.

Вопросы к зачёту

1. Рерайтинг. Общие понятия. Рерайтинг в печатном издании и рерайтинг в Интернете.

2. Концепция издания как система коммуникативных координат в речевой деятельности рерайтера.

3. Политические, идеологические, этические и эстетические ориентиры в речевой деятельности рерайтера.

4. Жанрово-коммуникативные варианты исходного печатного (или какого-либо другого) материала.

5. Принципы содержательно-стилистической обработки исходного новостного информационного материала.

6. Содержание понятий (лингвистический аспект) событие; факт; новость, локальное событие; длящееся событие; текст; первичный текст.

7. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста-донора (на конкретном примере).

8. Речевая концепция издания. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста того издания, для которого рерайтер готовит текст (на конкретном примере).

9. Содержательные, жанровые, стилистические и лексико-грамматические особенности текста того издания, для которого рерайтер готовит текст (активная работа с текстами изданий разного типа).

Критерии оценки

Форма проведения зачёта – письменная. Одно задание готовится в письменной форме (рерайтерская обработка текста) в течение 40 минут. По письменному ответу проводится собеседование – не более 15 минут.

На подготовку ответа обучающемуся отводится 40 минут.

Оценка «Зачёт» ставится, если обучающийся продемонстрировал знания в области речеведения, сумел правильно выполнить предложенное задание и продемонстрировал умение квалифицировать речевые факты в предложенном тексте.

Оценка «Незачёт» ставится, если обучающийся не выполнил практическое задание, обнаружил непрофессиональное понимание анализируемых в курсе речевых явлений.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

2.    Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

3.    Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

4.    Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

5.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

6.    Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.Л.Р.Дускаевой. Изд-во «Питер». СПб, 2014.

7.    Стилистика и литературное редактирование. Под ред.Л.Р.Дускаевой. Отв.ред.В.В.Васильева. М.: Юрайт, 2015.

Список дополнительной литературы

1.    Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2.    Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

3.    Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

4.    Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

5.    Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

6.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

7.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

8.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1988.

9.    Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

10.    Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

11.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

12.    Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

13.    Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

14.    Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

15.    Коньков В.И., Потсар А.Н. Основные понятия стилистики речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

16.    Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

17.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

18.    Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

19.    Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

20.    Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб, 2001.

21.    Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

22.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

23.    Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

24.    Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

25.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

26.    Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2004.

27.    Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

28.    Морозова Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

29.    Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002.

30.    Накорякова К. М. Литературное редактирование (любое издание).

31.    Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

32.    Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

33.    Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

34.    Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

35.    Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

36.    Русский язык конца ХХ столетия (1986-1995). М., 1996.

37.    Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

38.    Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

39.    Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. МГУ, 2010.

40.    Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.

41.    Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. М., 2004.

42.    Толстой Н. И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

43.    Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

44.    Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2006.

45.    Шмид В. Нарратология. М., 2003.

46.    Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998.

47.    Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 68 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru