Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 2 курс
Политический и деловой спичрайтинг
11 сентября 2018
Преподаватель: Васильева М.Г., преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

4 сентября. Предмет, цели и задачи курса «Спичрайтинг». Понятия спичрайтинг, спичрайтер, текст в спичрайтинге. Лингвистика, стилистика, риторика, поэтика как база для формирования профессиональной компетенции в спичрайтинге. История спичрайтинга. Античный риторический канон. Классический образец речи-рассуждения (хрия). Библиография курса «Спичрайтинг». Формы занятий, общие требования и формы контроля компетенций.

11 сентября. История развития приемов речевого воздействия в Новое время и наши дни. Понятие речевого воздействия.

18 сентября. Соответствие речевого намерения субъекта речи, средств речевой выразительности ситуации общения и типу целевой аудитории: что говорить, кому, как, по какому каналу и с каким эффектом. Структура речевого сообщения. Информативный и эмотивный тип обращения к аудитории.

25 сентября. Специфика политического спичрайтинга.

2 октября. Специфика делового спичрайтинга.

9 октября. Троп и стилистические фигуры как способ формирования и языкового воплощения мысли в риторическом тексте (метафора, метонимия, гиперболизация, символизация, каламбур, омонимия, перифраза). Прием техники вопрошания. Прием предположения. Прием доброго слова (соблюдение правил речевого общения). Прием эффективных связок. Прием запрета. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Повтор. Аппликация. Парцелляция. Аллюзии.

План семинарских занятий

Занятие 1. Анализ античных образцов речей-рассуждений. Определение структурных элементов хрии.

Занятие 2. Вычленение в текстах приемов речевого воздействия. Идентификация приемов риторического воздействия. Сопоставление приемов речевого воздействия из хрестоматийных текстов с современными текстами выступлений в сфере политики и бизнеса.

Занятие 3. Актуальность изучения риторических приемов речевого воздействия для спичрайтеров. Выявление причин коммуникативного успеха и коммуникативных неудач.

Занятие 4. Смысловая структура текста. Выделение смыслообразующих фрагментов, их идентификация.

Занятие 5. Сравнительный анализ текстов выступлений политических деятелей. Оценки и рекомендации.

Занятие 6. Сравнительный анализ текстов выступлений представителей бизнеса. Оценки и рекомендации.

Занятие 7. Подготовка речи к выступлению. Разделение текста на смысловые блоки. Создание «банка успеха выступления» - прецедентные фразы, крылатые слова и выражения, цитаты, шутки, цифры даты.

Занятие 8. Подготовка оратора к выступлению.

Внутрисеместровый контроль

Форма промежуточной аттестации подразумевает посещаемость всех практических занятий и выполнение всех упражнений в ходе 8 практических занятий. Активная форма обучения дисциплине требует аудиторной работы под контролем преподавателя.

В качестве промежуточного контроля обучающиеся представляют (по графику занятий поочередно) презентацию с детальным анализом публичного выступления какого-либо представителя бизнеса или политики по предложению преподавателя. Обучающиеся, не успевшие по уважительным причинам сдать предложенную форму промежуточной аттестации, сдают ее на консультации перед экзаменом и получают допуск.

Самостоятельная работа с использованием методических материалов -

подготовка материала для публичной презентации анализа выступления представителя бизнеса или политики по предложению преподавателя. Контроль самостоятельной работы с учетом методических материалов проводится в форме электронной презентации и устного выступления обучающегося на одном из практических занятий по установленному преподавателем графику.

Экзамен проходит в устно-письменной форме – студент пишет текст выступления на основе предложенных преподавателем тезисов. После написания речи студент зачитывает ее, анализирует структуру, смысловые блоки, риторические приемы, средства художественной выразительности.

Преподаватель оценивает речь, анализирует ее сильные и слабые стороны. Экзамен закрепляет полученные компетенции в активной форме.

Вопросы к экзамену

Не предусмотрены.

Критерии оценки

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся представил логически выстроенный текст выступления для представителя политики или бизнеса. Текст выступления не содержит речевых ошибок, написан грамотно, содержит тропы, стилистические фигуры, риторические приемы. Произнесение речи соответствует языковым нормам, орфоэпических ошибок нет, интонация подчеркивает смысл высказывания. Жесты и мимика уместны.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если обучающийся представил текст выступления для представителя бизнеса и политики в требуемом объеме, однако письменный текст содержит отдельные неточности стилистического или фактологического характера и/или в выступлении обучающийся допустил орфоэпические, грамматические, ошибки.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если текст выступления написан с нарушением логической связи, в тексте имеются ошибки, отсутствуют средства художественной выразительности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Список обязательной литературы

1. Кривоносов А. Д. Основы спичрайтинга / А.Д. Кривоносов. – Санкт-Петербург: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003.

2. Кульназарова А.В. Технологии спичрайтинга : учебное пособие / А. В.

Кульназарова ; СПбГУТ. – СПб., 2016. – 42 с.

Список дополнительной литературы

1. Быкова Е. В. Речевые тактики спиндокторинга в политическом медиадискурсе // Медиалингвистика, 2016. T. 2. С. 92-103.

2. Колесников, А. Спичрайтеры/ А. Навозов. – Москва: АСТ, 2007

3. Пихоя Л. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России / Л. Пихоя. – Москва: ИМА-Пресс, 1999.

4. Пьер Видаль-Накэ Чёрный охотник / Пьер Видаль-Накэ. – Москва: Ладомир, 2001.

5. Дэвид Рэндалл Универсальный журналист/ Дэвид Рэндалл. – Москва: 1996.

6. Вайсман Дж. Мастера слова. Секреты публичных выступлений / Дж. Вайсман. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

7. Лейн Б. Одержимость: переворот в сфере коммуникаций GE / Б. Лейн. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные ресурсы НБ СПбГУ - library.spbu.ru

2. yourspeech.ru // Ораторская речь: примеры публичных выступлений.

3. igro.ru // Как подготовить текст публичного выступления / IGRO.

4. psychologyc.ru // Публичные выступления: примеры и их анализ.

5. finlit.online // Написание текста публичного выступления.

6. ru.wikihow.com //Как написать речь для выступления.

7. indezain.com // блог Джерри Вайсмана о презентации

 просмотров: 164 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru