Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс
Профессиональная речевая деятельность в журналистике и прикладных коммуникациях: типологический подход
11 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

20 сентября. Общая характеристика категории. СМИ как совокупность субъектов речи. СМИ как среда коммуникации. СМИ и Интернет. Статус речевой практики СМИ в речевой практике общества в целом. Активные процессы в речевой практике СМИ. Утилитарность как базовая категория СМИ. Включенность в неречевую жизнь общества.

27 сентября. СМИ и идеология. Воздействие и манипуляция как доминанта речевой деятельности СМИ. Речевые механизмы идеологического воздействия.

4 октября. Политико-идеологическая, содержательная и речевая концепции издания как система координат деятельности журналиста.

11 октября. Система позиционирования печатного текста (заголовочный комплекс, цитирование, анонс).

18 октября. Позиционирование лиц, событий, фактов в речевой практике СМИ (жанрово-содержательный аспект).

План семинарских занятий

25 октября. Принцип выбора речевых средств в профессиональной сфере деятельности. Журналистика, реклама и связи с общественностью: субъектная структура, условия коммуникации, особенности воздействия.

1 ноября. Экстралингвистические основы создания речевых произведений в журналистике и различных видах прикладных коммуникаций. Специфика коммуникативной ситуации, целевая направленность коммуникативного воздействия, базовые интенции адресата и адресанта. Внешние ограничения профессиональной речевой деятельности в сфере журналистики и прикладных коммуникаций.

8 ноября. Специфика речевого воздействия в журналистике, письменной и устной прикладной коммуникации. Влияние жанровых и стилевых характеристик текста на отбор адресантом средств воздействия. Аргументация и внушение как виды речевого воздействия. СМИ и идеология. Воздействие и манипуляция как доминанта речевой деятельности СМИ.

15 ноября. Речевые механизмы идеологического воздействия. Политико-идеологическая, содержательная и речевая концепции издания как система координат деятельности журналиста.

22 ноября. Система позиционирования печатного текста (заголовочный комплекс, цитирование, анонс). Позиционирование лиц, событий, фактов в речевой практике СМИ. художественно-публицистические жанры.

29 ноября. Лексико-грамматические и стилистические особенности оформления текста с ориентацией на традиции издания. Общественно-политические, деловые и бульварные издания.

6 декабря. Специфика выражения смысловой позиции адресанта в различных сферах журналистики и прикладных коммуникаций (коммерческой, политической, государственной, социальной, культурной). Индивидуальный компонент в профессиональном речевом воздействии.

13 декабря. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Семинарские занятия ведет: Дускаева Лилия Рашидовна, доктор филологических наук, профессор.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных занятий.

Вопросы к экзамену

1. Специфика речевого воздействия в профессиональной сфере деятельности. Речевые технологии как инструмент деятельности профессионального коммуникатора. Роль речевых технологий в создании и продвижении современного медиапродукта.

2.    Профессиональная речевая деятельность в сфере журналистики и прикладных коммуникаций: экстралингвистические основы речевого воздействия. Целевая направленность коммуникативного воздействия. Интенции участников коммуникации и внешние ограничения.

3.    Целеполагание и критерии эффективности в речевой деятельности специалиста по коммуникациям. Стратегический характер речевого воздействия в сфере прикладных коммуникаций и других коммуникативных сферах. Специфика персуазивного и неперсуазивного воздействия.

4.    Аргументация и внушение в профессиональном речевом воздействии. Мотивационные схемы и речевые средства, используемые для их воплощения.

5.    Специфика речевого воздействия в письменных текстах PR и рекламы. Влияние жанровых и стилевых характеристик текста на отбор адресантом средств воздействия.

6.    Специфика устной коммуникации в сфере PR и рекламы. Спонтанные и подготовленные речевые действия. Специфика использования вербального, паравербального и невербального компонентов коммуникации при «живом» общении с аудиторией.

7.    Специфика выражения смысловой позиции адресанта в различных сферах прикладных коммуникаций (коммерческой, политической, государственной, социальной, культурной).

8.    СМИ как совокупность субъектов речи. СМИ как среда коммуникации. СМИ и Интернет. Утилитарный статус медиаречи. Включенность речевой практики СМИ в неречевую жизнь общества. Активные процессы в речевой практике СМИ.

9.    СМИ и идеология. Воздействие и манипуляция как доминанта речевой деятельности СМИ. Речевые механизмы идеологического воздействия.

10.    Политико-идеологическая, содержательная и речевая концепции издания как система координат деятельности журналиста. Лексико-грамматические и стилистические особенности оформления текста с ориентацией на традиции издания.

11.    Заголовочный комплекс как система позиционирования текста (на примере газетных и журнальных текстов).

12.    Заголовочный комплекс как система позиционирования текста (на примере текстов сетевых СМИ и блогов).

13.    Цитирование, анонс как система позиционирования медиатекста.

14.    Позиционирование лица в медиатексте (жанрово-содержательно-стилистический аспект).

15.    Позиционирование события в медиатексте (жанрово-содержательно-стилистический аспект).

16.    Позиционирование факта в медиатексте (жанрово-содержательно-стилистический аспект).

17.    Жанровое варьирование содержания медиатекста. Жанровая мимикрия. Трансформация традиционных жанров журналистики, рекламы и связей с общественностью в современной сетевой среде.

18.    Индивидуальный компонент в творчестве медиасубъекта (в сфере журналистики, блоггинга и прикладных коммуникаций).

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная. В ходе подготовки (на подготовку ответа дается 45 минут) обучающийся в письменном виде составляет развёрнутый тезисный план ответа, затем отвечает на теоретический вопрос, используя при необходимости тезисный план и иллюстрируя ответ подготовленными заранее примерами. Можно использовать в качестве иллюстрации несколько текстов, несколько текстовых фрагментов или же один текст (обучающийся сам выбирает оптимальное количество примеров в зависимости от вопроса). План ответа сдаётся преподавателю. В случае отсутствия собственных примеров у обучающегося (а также для более точного определения уровня знаний) преподаватель может предложить слушателю собственный текст для анализа.

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал глубокие знания в области речеведения (в том числе углублённое знакомство с научной литературой), а также умение точно квалифицировать речевые факты в тексте.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал понимание известных речевых явлений в медиаречи, рекламе, PR, а также умение выявить и объяснить факты в предложенном тексте.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет представление о важнейших признаках рассматриваемых разновидностей речи, а также способен обнаружить в журналистском, рекламном или PR-тексте соответствующие вопросу речевые признаки.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет примитивное (обиходно-бытовое) представление о речевых явлениях и не способен описывать речевую структуру текста с использованием необходимой научной терминологии либо не демонстрирует достаточной степени знакомства с научной и учебной литературой.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 20 минут на одного слушателя (не считая времени на подготовку).

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Горячев А. А. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – 296 с. URL: medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394718605_3091.pdf

2.    Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2012.

3.    Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. статей / Под ред. Л. Р. Дускаевой. Отв. ред. Н. С. Цветова. СПб., 2015. URL: medialing.spbu.ru

4.    Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.Л.Р.Дускаевой. СПб, 2014.

5.    Стилистика и литературное редактирование. Под ред. Л.Р.Дускаевой. Отв.ред.В.В.Васильева. М., 2015.

6.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2006.

Список дополнительной литературы

1.    Азарова Л. В., Иванова К. А., Яковлев И. П. Стратегия и тактика бизнес-коммуникаций: Учеб. пособие. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.

2.    Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

3.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

4.    Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2000 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/aristotel.doc свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

5.    Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

6.    Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001.

7.    Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989

8.    Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН АН СССР, – 1986. – С. 100–143.

9.    Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

10.    Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Прогресс, 1987. – C. 88–125.

11.    Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

12.    Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

13.    Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

14.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

15.    Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.

16.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

17.    Горячев А.А. Заявления для СМИ в сфере связей с общественностью: композиционно-стилистические разновидности // Учёные записки Новгородского университета. №1/2015 . URL: www.novsu.ru

18.    Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003. – 200 с.

19.    Долинин К. А. Высказывание и ситуация общения // Говорящий и слушающий. – СПб.: Союз, 2001. – С. 17– 25.

20.    Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. – 1983. – №6. – С. 37–47.

21.    Иванова К. А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов / 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.

22.    Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

23.    Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

24.    Интернет-технологии в связях с общественностью: Учебное пособие / Под ред. И.А. Быкова, О.Г. Филатовой. – СПб.: Роза мира, 2010.

25.    Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.

26.    Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // Вестник Омского университета. – 1999. – Вып. 1. – С. 74–79. // Режим доступа: www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a074/article.html свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

27.    Иссерс О. С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009. – 224 с.

28.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

29.    Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М., 2005.

30.    Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет . – 2001 // Режим доступа: www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254a1.htm свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана.

31.    Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

32.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

33.    Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

34.    Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

35.    Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

36.    Коньков В.И., Потсар А.Н. Основные понятия стилистики речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

37.    Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

38.    Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации): матер. науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (Корпоративные массмедиа) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2010.

39.    Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

40.    Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб, 2001.

41.    Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

42.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

43.    Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

44.    Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

45.    Мелихов И. Н. Скрытый гипноз: практическое пособие . – Волгоград, 2002. – 394 с. // Режим доступа: lib.aldebaran.ru свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

46.    Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2004.

47.    Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

48.    Морозова Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

49.    Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

50.    Огилви Д .О рекламе. М., 2006.

51.    Ольшанский Д. В. Политический PR. – СПб., 2003.

52.    Ольшевский А. С., Ольшевская А. С. Негативные PR-технологии. М., 2004.

53.    Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М.: Наука, 1985. – 272 с.

54.    Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

55.    Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

56.    Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефа-бук – Киев: Ваклер, 2002.

57.    Прохорова К. В. Научный стиль: учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. 27 с. URL: medialing.spbu.ru .

58.    Прохорова К. В., Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 2. Учеб. пособие для студентов факультета журналистики. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. – 175 с. URL: medialing.spbu.ru .

59.    Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 1. Учеб. пособие для студентов факультета журналистики специальностей «журналистика» и «связи с общественностью» СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2006. URL: medialing.spbu.ru .

60.    Реклама в коммуникационном процессе / Учебное пособие. – СПб., 2014.

61.    Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

62.    Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

63.    Россер Ривс. Реклама и реальность. evartist.narod.ru/text14/90.htm Дата обращения 27.07.14

64.    Русский язык конца ХХ столетия (1986-1995). М., 1996.

65.    Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб.: Общество «Знание», 2003 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/Savkova.Iskusstvo_oratora.doc свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

66.    Связи с общественностью: Введение в специальность: Учеб. пособие для студ. отд. связей с обществ./ СПбГУ. – СПб.: СПбГУ, 2001.

67.    Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/files/doc/SERGEEVICH.doc свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

68.    Сметанина С. И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.

69.    Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

70.    Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. МГУ, 2010.

71.    Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.

72.    Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. – 252 с.

73.    Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 268 с.

74.    Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука // Речевое воздействие. – Воронеж; Москва, 2000. – С. 3–6 // Режим доступа: www.comch.ru свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

75.    Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. / РАН, Ин-т языкозн.; редкол.: Н.В. Уфимцева (отв. ред.) . – М., 2000. – С. 97–112.

76.    Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. М., 2004.

77.    Толстой Н. И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

78.    Уилкокс Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ: Пер. с англ. 4-е изд. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2004.

79.    Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

80.    Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012.

81.    Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

82.    Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2006.

83.    Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону. 1994.

84.    Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. – М.: Флинта, 2006. – 130 с.

85.    Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2003.

86.    Шишкин Д. П., Панкова Г. К. Теория и практика связей с общественностью: внутрикорпоративный PR: Учебное пособие. СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012.

87.    Яковлев И. П. Стратегические коммуникации: Учебное пособие. СПб.

88.    A Handbook of Media and Communication Research. Qualitative and Quantitative Metodologies / Edited by K. Jensen. London; New York, 2007.

89.    Fairclough N. Language and Power. – London: Longman, 1989. – 259 p.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека им. М. Горького - library.spbu.ru

2. Справочные издания:

- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. Я. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.

- Русский язык. Энциклопедия. 2-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1997. 703 с.

- Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика – Москва: Флинта: Наука , 2003. 432 с.

3. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru

5. Библиотека портала «Медиалингвистика» (Санкт-Петербургский государственный университет): medialing.spbu.ru и научный журнал «Медиалингвистика»: medialing.spbu.ru

 просмотров: 245 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru