Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс
Медиатекст как объект изучения и как объект обучения. Современные технологии в обучении языку. Составление рабочей программы ку
11 сентября 2018
Преподаватель: Редькина Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

17 сентября. Лингводидактика: преподавание иностранного языка и усвоение второго языка. Методы и приемы реализации лингводидактической методики.

24 сентября. Представление медиатекста как полиинтенциональной системы с помощью современных лингводидактических приемов и техник.

1 октября. Приемы и техники представления системы языка с опорой на языковые техники медиатекста на данном языке.

8 октября. Медиатекст как лингводидактический объект: традиционно-грамматический и коммуникативно-прагматический подход при анализе медиатекста.

15 октября. Языковые техники медиатекста как лингводидактический элемент. Методика подготовки плана урока и рабочей программы курса.

22 октября. Текстоцентрично-коммуникативный подход в современной лингводидактике и технологии его реализации. Реализация текстоцентрично-коммуникативного подхода при подготовке рабочей программы курса.

План семинарских занятий

29 октября. Лингводидактика: преподавание иностранного языка и усвоение второго языка. Методы и приемы реализации лингводидактической методики.

12 ноября. Языковые техники медиатекста как лингводидактический элемент. Методика подготовки плана урока и рабочей программы курса.

19 ноября. Текстоцентрично-коммуникативный подход в современной лингводидактике и технологии его реализации. Реализация текстоцентрично-коммуникативного подхода при подготовке рабочей программы курса.

Семинарские занятия ведет: Редькина Тамара Юрьевна, канд. филол. наук, доцент

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

26 ноября. Текстоцентрично-коммуникативный подход в современной лингводидактике и технологии его реализации. Реализация текстоцентрично-коммуникативного подхода при подготовке рабочей программы курса.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя

3 декабря. Языковые техники медиатекста как лингводидактический элемент.

10 декабря. Методика подготовки плана урока и рабочей программы курса.

Внутрисеместровый контроль

Текущая успеваемость контролируется в ходе семинарских занятий: фиксируется присутствие обучающихся и выполнение ими заданий в аудитории.

Вопросы к зачету

Форма проведения промежуточной аттестации (зачета) – устно-письменная.

Письменная часть зачета – подготовка презентации для урока иностранного языка или конспекта с элементами презентации для урока иностранного языка на одну из предложенных преподавателем тем (перечень тем приводится далее).

Выполнение задания (подготовка обучающимся презентации для урока иностранного языка или конспекта с элементами презентации для урока иностранного языка на одну из предложенных преподавателем тем) осуществляется до времени начала зачета, указанного в расписании.

Преподаватель имеет право задать обучающемуся не более 3-х вопросов по содержанию представленного обучающимся плана (презентации) урока, при этом предполагаемая продолжительность проведения беседы с одним магистрантом – не более 15 минут.

Перечень тем для подготовки обучающимся презентации (или конспекта с элементами презентации) для урока иностранного языка:

1. Имена собственные и нарицательные имена лиц (на материале медиатекстов, посвященных шоу-бизнесу).

2. Имена собственные и нарицательные имена лиц (на материале медиатекстов, посвященных политике).

3. Имена собственные и нарицательные имена лиц (на материале медиатекстов, посвященных спорту).

4. Оценочные прилагательные (на материале медиатекстов женского журнала).

5. Оценочные прилагательные (на материале медиатекстов мужского журнала)

6. Прилагательные цвета (на материале медиатекстов, посвященных моде).

7. Глаголы движения (на материале медиатекстов, посвященных путешествию).

8. Глаголы речемыслительной деятельности (на материале медиатекстов аналитических жанров).

9. Глаголы, обозначающие эмоции (на материале медиатекстов арт-журналистики).

10. Лексико-тематическая группа слов, обозначающих проблемы, связанные с воспитанием детей (на материале медиатекстов журналов для родителей).

11. Лексика экономической сферы и экономическая терминология (на материале медиатекстов деловой прессы).

12. Лексика медицинской сферы и медицинская терминология (на материале медиатекстов, посвященных проблемам здоровья)

13. Средства выражения пространственных и временных отношений (на материале текстов метеопрогнозов).

14. Средства выражения причинно-следственных отношений (на материале научно-популярных медиатекстов).

15. Средства выражения сравнительных отношений (на материале медиатекстов, посвященных светской жизни/жизни VIP-персон).

Критерии оценки

Оценка «зачет» ставится при выполнении обучающимся указанных ниже условий в совокупности:

- положительная оценка (зачтено) за подготовленную обучающимся презентацию для урока иностранного языка или конспект с элементами презентации для урока иностранного языка на одну из предложенных преподавателем тем; при этом положительная оценка предполагает соответствие лингводидактических методов и приемов, использованных обучающимся для представления темы урока, лингводидактическому объекту — медиатексту определенного типа;

- умение при ответе на вопрос преподавателя по содержанию представленного обучающимся плана (презентации) урока обосновать соответствие лингводидактических методов и приемов, использованных обучающимся для представления темы урока, лингводидактическому объекту — медиатексту определенного типа.

Оценка «незачет» ставится, если преподаватель констатирует наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков:

- отсутствие у обучающегося подготовленной им презентации для урока иностранного языка или конспекта с элементами презентации для урока иностранного языка на одну из предложенных преподавателем тем;

- неудовлетворительная оценка (не зачтено) за подготовленную обучающимся презентацию для урока иностранного языка или конспект с элементами презентации для урока иностранного языка на одну из предложенных преподавателем тем; при этом неудовлетворительная оценка (не зачтено) предполагает несоответствие лингводидактических методов и приемов, использованных обучающимся для представления темы урока, лингводидактическому объекту — медиатексту определенного типа;

- неудовлетворительная оценка (не зачтено) за неумение обучающегося при ответе на вопрос (вопросы) преподавателя теоретически обосновать соответствие лингводидактических методов и приемов, использованных обучающимся для представления темы урока, лингводидактическому объекту — медиатексту определенного типа.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. М., 2006.

2. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. – М.: АПКиППРО, 2015.

3. Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб.: С. - Петерб. гос. ун-т, 2012.

4. Редькина Т. Ю. Лингвопраксиологический подход в обучении русскому языку как основа формирования профессиональной речевой компетенции медиаспециалистов//Медиалингвистика. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (2 — 6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия). СПб., 2017. С. 237 — 238.

5. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс. - СПб.: Златоуст, 2013.

6. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта; Наука, 2017.

Список дополнительной литературы

1. Аверьянова Г. Н. Лингвистика текста в практическом курсе русского языка. Л., 1990.

2. Бабалова Л. Л. Сложное предложение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1984.

3. Василенко Е. И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку. М., 1990.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

5. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005.

Ворожцова И. Б. Основы лингводидактики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Филология», «Теория и методика преподавания иностранных языков и литератур». – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2007.

7. Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста//Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. С. 645 — 661.

8. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2006.

9. Гельфрейх П. Г., Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Девять бесед о человеке. Пособие по развитию навыков устной речи у иностранных учащихся. СПб., 1997.

10. Горелов В. И. Стилистика современного китайского языка. М., 1979.

11. Задоенко Т. П., Хуан Шуин. Основы китайского языка. Основной курс. М., 1986.

12. Кочергин И. В. Очерки методики обучения китайскому языку. М., 2000.

13. Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Изд.-8. - СПб.: Златоуст, 2009.

14. Медиалингвистика. Вып.3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей / под ред. Л. Р. Дускаевой. Отв. ред. Н. С. Цветова. - СПб.: С. - Петерб. гос. Ун-т, 2014.

15. Медиатекст в социокультурном пространстве:теория и практикум. Learning by Doing. Working Papers from the Russian Department. University of Joensuu. Йоэнсуу (Финляндия), 2006.

16. Методика преподавания грамматики русского языка иностранным учащимся/Под ред. Л. П. Даниленко. Л., 1989.

17. Обучение иностранцев общению на русском языке. Теория и методика. Межвузовский сборник. Л., 1983.

18. Редькина Т. Ю. Активные лексико-семантические процессы в медиатексте //Филология и человек. Научный журнал. 2013, №2, с. 29 — 38.

19. Редькина Т. Ю. Научно-популярный медиатекст в коммуникативном аспекте//Век информации. Медиа в современном мире-Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума (22-24 апреля 2015) /ред.-сост. С. Г. Корконосенко, Д. П. Гавра. 2015. №3 (S4).-СПб.: Высш. шк. журн. и масс. ком-ий, 2015. С. 141 — 144.

20. Редькина Т. Ю. Функционирование суффиксальных универбатов-неологизмов в русской речи и в текстах СМИ//Медиатекст в социокультурном пространстве:теория и практикум. Learning by Doing. Working Papers from the Russian Department. University of Joensuu. Йоэнсуу (Финляндия), 2006. С. 30 — 54.

21. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов. Справочник-практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. - М.: Флинта, 2016.

22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2006.

23. Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. / Под ред. Л.Р.Дускаевой. М., 2016.

24. Су Жуйцин, Ван Луся, С. П. Старостина. Практический курс китайского языка. Разговорный практикум. М., 2007.

25. Тань Аоушуан. Учебник современного китайского разговорного языка. М., 1988.

26. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982.

27. Хавронина С. А., Крылова О. А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке. М., 1989.

28. Шаклин В.М. Русская лингводидактика: Учебн. пособие. ‒ М.: РУДН, 2008.

Словари

1. Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка, М., 2007.

2. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка.СПб., 2003.

3. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

4. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка/ Под ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М., 1984.

5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник/Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2001.

7. Русский язык: энциклопедия/гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

8. Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковина. М., 2006.

9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003.

10. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения/Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998.

11. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. М., 1985.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ - library.spbu.ru

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

3. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

4. Национальный корпус русского языка ruscorpora.ru

 просмотров: 140 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru