Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс
Лингвистика, язык массмедиа
11 сентября 2018
Преподаватель: Малышев Александр Александрович, к.ф.н., ст. преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

18 сентября. Предмет курса, цели, задачи. Теория речевой деятельности и принципы прагмастилистического анализа текста. Медиареальность. Медиатекст. Грамматика текста. Тематическая основа. Рематический сюжет. Авторское начало и его презентация в тексте.

25 сентября. Лексические средства в тексте. Содержательные характеристики слов. Аспекты лексико-семантической информации в значении слова. Употребление синонимов, антонимов, многозначных слов.

02 октября. Лексическая типология. Использование иноязычных слов, лексики активного и пассивного словаря. Социальная и стилистическая дифференциация лексики.

09 октября. Текстовая прагматика морфемики и морфологических классов слов.

План практических занятий

16 октября. Семантический аспект предложения. Модус и его разновидности. Диктум и его разновидности. Текст, денотатная и модусная составляющие смысловой структуры, средства выражения.

23 октября. Компонентная структура лексического значения слова. Прямое и переносное значение. Виды переносных значений. Системность лексико-семантического пространства. Парадигматика и синтагматика в лексике. Лексикографические проблемы речевой деятельности.

30 октября. Отработка базовых понятий прагматической грамматики: значение и смысл, диктум и модус, дескрипция и оценка. Отработка базовых понятий: текст и дискурс, утверждение и мнение. Морфемика и словообразование. Выражение диктума и модуса. Прагматика знаменательных и служебных слов. Акцентность в тексте. Речевые конструкции предъявления мнения.

06 ноября. Как устроено предложение. Техники простого предложения. Модели простого предложения. Техники сложного предложения. Интонация в предложении. Диалог: тема-рематический анализ.

13 ноября. Утилитарность как свойство медиатекста. Информативная, оценочная и воздействующая функции медиатекста.

27 ноября. Языковые техники выражения мнения и оценки

04 декабря. Языковые техники и прагматика передачи чужой речи.

11 декабря. Языковые техники выражения побуждения (призыва, совета, рекомендации, запрета и т.п.).

18 декабря. Языковые техники выражения темпоральности и локативности.

Практические занятия ведет Малышев Александр Александрович, к.ф.н., ст. преподаватель.

Семинарские занятия ведет: Малышев Александр Александрович, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Промежуточная аттестация – экзамен.

Форма проведения промежуточной аттестации (экзамена) – устно-письменная.

Форма проведения экзамена – устно-письменная. Один вопрос готовится в письменной форме (речевой анализ текста СМИ на предмет оценки имеющихся в нем общих признаков медийной речи и свойственных ее разновидностям), по другому (теоретическому вопросу) проводится собеседование.

Обучающийся выполняет предложенное практическое задания по признанию/непризнанию наличия в медиатексте языковых техник, понимает прагматику их использования в медиатексте и в беседе с преподавателем защищает свою позицию.

На подготовку ответа и выполнение практического задания обучающемуся дается 45 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с одним обучающимся – 25 минут.

Вопросы к экзамену

1. Предмет курса, цели, задачи. Теория речевой деятельности и принципы прагмастилистического анализа текста.

2. Компонентная структура лексического значения слова.

3. Прямое и переносное значение.

4. Системность лексико-семантического пространства. Парадигматика и синтагматика в лексике. Виды переносных значений.

5. Лексическая типология.

6. Использование иноязычных слов, лексики активного и пассивного словаря.

7. Социальная и стилистическая дифференциация лексики.

8. Лексикографические проблемы речевой деятельности.

9. Базовые понятия прагматической грамматики: значение и смысл, диктум и модус, дескрипция и оценка.

10. Прагматика морфемики и морфологических классов слов.

11. Прагматика знаменательных и служебных слов. Акцентность в тексте.

12. Семантический аспект предложения.

13. Модус и его разновидности.

14. Диктум и его разновидности.

15. Как устроено предложение. Техники простого предложения.

16. Модели простого предложения.

17. Техники сложного предложения. Интонация в предложении.

18. Грамматика текста. Тематическая основа. Рематический сюжет.

19. Авторское начало и его презентация в тексте.

20. Грамматика сообщения.

21. Языковые техники выражения побуждения (призыва, совета, рекомендации, запрета и т.п.).

22. Языковые техники выражения мнения и оценки.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устно-письменная. Один вопрос готовится в письменной форме (речевой анализ текста СМИ на предмет оценки имеющихся в нем общих признаков медийной речи и свойственных ее разновидностям), по другому (теоретическому вопросу) проводится собеседование.

На подготовку ответа обучающемуся дается 45 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал глубокие знания в области речеведения, а также умение точно квалифицировать речевые факты в предложенном тексте.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал понимание известных речевых явлений в медиаречи, а также умение выявить и объяснить факты в предложенном тексте.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет представление о важнейших признаках разновидностей речи, а также способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие вопросу речевые признаки.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет примитивное (обиходно-бытовое) представление о речевых явлениях, а также не способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие признаки.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестовых заданий и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2010.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М., Любое издание.

3. Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р. Дускаевой. Изд-во «Питер». СПб, 2014.

4. Современный русский язык: языковые техники создания медиатекстов. Практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2016.

Список дополнительной литературы

1. Русская грамматика. Т.2. М.,1980

2. Грамматика современного русского литературного языка. М.,1970

3. Грамматика русского языка. Т.2 М.,1954

4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.,1976

5. Белошапкова В. А. Сложное предложение в современном русском языке. М.,1967

6. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М.,1978

7. Валгина Н. С. Сложноподчиненное предложение в русском языке. М.,1971

8. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М.,1978

9. Вежбицка, А. Русский язык: язык, культура, познание. М.,1996

10. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.,1975

11. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.,1982

12. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.,1973

13. Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации

14. Идеографические аспекты русской грамматики / Под ред. В.А.Белошапковой и И.Г.Милославского М.,1988

15. Кривоносов А.Т. Причинно-следственные конструкции русского языка // Вопросы языкознания. М.,1990, № 2

16. Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. 2009

17. Левковская Н.А. В чем различие между ССЦ и абзацем? // Филологические науки. М.,1980, № 1

18. Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст М.,1986

19. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. 2010

20. Прохорова К.В., Редькина Т.Ю. Современный русский язык. Часть 2. СПб.,2011

21. Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л.,1975

22. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974

23. Русский язык: Энциклопедия. М.,1979

24. Санников В.З. Русские сочинительные конструкции. М., 1989

25. Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений РФ / Под ред. С.В.Вяткиной. СПб,.2009

26. Современный русский язык. Часть 2. Синтаксис/ Под ред. Д.Э.Розенталя М., любое издание

27. Современный русский литературный язык. Под ред. П.Леканта М.,1979

28. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.,1997

29. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М.,2007

30. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М.,1977

31. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. М.,2001

32. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.,1986

33. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Красноярск,1988.

34. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.

35. Костомаров В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

36. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург, 2004.

37. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2005.

38. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986. С.22-130.

39. Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. К. Симонова и М. В. Горбаневского. М.: Медея, 2004.

40. Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru - информационные фонды НБ СПбГУ.

2. medialing.spbu.ru - электронная библиотека ресурса «Медиалингвистика».

3. www.mediascope.ru – электронный научный журнал «Медиаскоп».

4. Большой академический словарь русского языка. М., СПб., 2006.

5. Елистратов В. С. Толковый словарь русского сленга. М., 2005.

6. Закон Российской Федерации «О рекламе». (Любой источник).

7. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). М., 1990.

8. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, б. г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Астрель, 2004.

9. Словарь русского языка в четырех томах (МАС).М.: Русский язык, 1982.

10. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / под ред. Г. Н. Скляревского. М., 2001.

11. Юридическая энциклопедия / под общей ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001.

 просмотров: 165 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru