Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Коммуникации со стейкхолдерами
3 сентября 2018
Преподаватель: Шаркова Екатерина Андреевна, доцент, канд. полит. наук
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

4 октября. Стейкхолдеры – кто они? Философия термина. Теория стейкхолдеров. Группы стейкхолдеров. Профессиональное сообщество. Устойчивое развитие бизнеса. Стандарты. Структура и этапы взаимодействия со стейкхолдерами.

Домашнее задание №1: Курс делится на группы. Каждая группа готовит доклад. Темы на выбор: «Теория стейкхолдеров: от науки к практическому применению»; «Устойчивое развитие бизнеса на примере международных и отечественных корпораций»; «Стандарты SA8000, AA1000SES, GRI, ISO 26000»; «Деятельность организации Stakeholder Research Association».

11 октября. Взаимодействие со стейкхолдерами: разработка стратегии. Инструменты по определению ключевых проблем, стратегических целей и задач бизнеса относительно стейкхолдеров. Формирование карты стейхолдеров. Мотивы взаимодействия со стейкхолдерами. Матрица влияния/ зависимости стейкхолдеров.

Домашнее задание №2: Работа в группах над проектом. Группы выбирают для анализа международную или отечественную корпорацию. Осуществляют 1 аналитический этап по схеме, предложенной преподавателем. Осваивают методики и инструменты, применимые к этапу разработки стратегии.

Результаты аналитической работы фиксируют в двух документах – документе Word (описательная часть проекта для сдачи преподавателю) и презентации Power Point (иллюстративная часть проекта для публичной защиты).

18 октября. Анализ и планирование взаимодействия со стейкхолдерами. Методика оценки текущего взаимодействия компании со стейкхолдерами. Анализ конкурентного поля. Методика определения подхода к взаимодействию. Оценка ресурсов компании. Определение границ возможного движения относительно стейкхолдеров. Подготовка плана.

Домашнее задание №3: Работа в группах над проектом. Группы продолжают работать над проектом. Осуществляют 2 аналитический этап по схеме, предложенной преподавателем. Осваивают методики и инструменты, применимые к этапу анализа и планирования.

25 октября. Развитие способностей компании по эффективному взаимодействию со стейкхолдерами. Механизмы реагирования на проблемы со стейкхолдерами. Методика развития способностей компании к взаимодействию со стейкхолдерами. Навыки и качества сотрудников, осуществляющих взаимодействие со стейкхолдерами. Подготовка персонала. Коммуникативные и ситуационные барьеры и пути их преодоления.

Домашнее задание №4: Работа в группах над проектом. Группы продолжают работать над проектом. Осуществляют 3 аналитический этап по схеме, предложенной преподавателем. Осваивают методики и инструменты, применимые к этапу развития способностей компании к эффективному взаимодействию со стейкхолдерами.

1 ноября. Способы взаимодействия со стейкхолдерами. Уровни взаимодействия со стейкхолдерами. Инструменты и методы вовлечения стейкхолдеров в процесс взаимодействия. Роль фасилитатора. Техники фасилитации. Подготовка процесса взаимодействия, протоколирование и проверка.

Домашнее задание №5: Работа в группах над проектом. Группы продолжают работать над проектом. Осуществляют 4 аналитический этап по схеме, предложенной преподавателем. Осваивают методики и инструменты вовлечения стейкхолдеров в процесс взаимодействия, фасилитации, протоколирования и контроля работы. Студенты готовят сценарии мероприятий. Лучший сценарий отбирается для проведения деловой ролевой игры на практических занятиях.

8 ноября. Реализация программ по взаимодействию со стейкхолдерами и оценка эффективности работы. Разработка плана действий. Организация обратной связи со стейкхолдерами. Бриджинг как технология взаимодействия. Подготовка отчетов. Заверение отчетов: факторы влияния и этапы заверения. Анализ процесса взаимодействия со стекхолдерами.

Домашнее задание №6: Работа в группах над проектом. Группы продолжают работать над проектом. Осуществляют 5 аналитический этап по схеме, предложенной преподавателем. Осваивают методики и инструменты внедрения механизмов обратной связи, подготовки отчетной документации.

Так же группы готовят доклады на темы: «Стандарты и руководства по заверению отчетов (ISAE 3000AS, AA1000AS)»; «Отечественные стандарты по подготовке и заверению отчетов»; «Отечественный рынок в области заверения: кто и как оказывает услуги по заверению отчетов по устойчивому развитию и взаимодействию со стейкхолдерами в России?»

План практических занятий

15 ноября. Выездной мастер-класс от ПАО «ТГК-1»

22 ноября. Проверка домашних заданий

29 ноября. Проверка домашних заданий

6 декабря. Проверка домашних заданий

13 декабря. Гостевой мастер-класс специалиста по взаимодействию со стейкходерами отечественной корпорации нефтегазовой отрасли.

20 декабря. Гостевой мастер-класс специалиста по взаимодействию со стейкходерами отечественной корпорации лесной отрасли.

Вопросы к зачету

1. Стейкхолдеры – кто они? Философия термина. Теория стейкхолдеров. Группы стейкхоледров.

2. Структура и этапы взаимодействия со стейкхолдерами.

3. Устойчивое развитие бизнеса.

4. Организации, занимающиеся проблемами взаимодействия бизнеса и стейкхолдеров.

5. Международные стандарты устойчивого развития бизнеса.

6. Взаимодействие со стейкхолдерами: разработка стратегии. Инструменты по определению ключевых проблем, стратегических целей и задач бизнеса относительно стейкхолдеров. Формирование карты стейхолдеров. Мотивы взаимодействия со стейкхолдерами.

7. Аналитический этап. Методика оценки текущего взаимодействия компании со стейкхолдерами. Анализ конкурентного поля. Методика определения подхода к взаимодействию.

8. Аналитический этап. Оценка ресурсов компании. Определение границ возможного движения относительно стейкхолдеров.

9. Подготовка плана по взаимодействию со стейкхолдерами.

10. Развитие способностей компании по эффективному взаимодействию со стейкхолдерами. Методика развития способностей. Навыки и качества сотрудников, осуществляющих взаимодействие со стейкхолдерами.

11. Подготовка персонала и стейкхолдеров к взаимодействию. Коммуникативные и ситуационные барьеры и пути их преодоления.

12. Уровни взаимодействия со стейкхолдерами.

13. Инструменты и методы вовлечения стейкхолдеров в процесс взаимодействия.

14. Роль фасилитатора. Техники фасилитации. Подготовка процесса взаимодействия, протоколирование и проверка.

15. Реализация программ по взаимодействию со стейкхолдерами. Разработка плана действий. Организация обратной связи со стейкхолдерами.

16. Подготовка отчетов. Заверение отчетов: факторы влияния и этапы заверения. Соотнесение со стандартами.

17. Отечественный рынок компаний, оказывающих услуги по взаимодействию со стейкхолдерами, фасилитации и заверению отчетной документации.

18. Анализ процесса взаимодействия со стейкхолдерами.

19. Бриджинг как технология взаимодействия.

20. Группы стейкхолдеров: внутренние и внешние. Характеристики и особенности функционирования.

Критерии оценки зачета

К сдаче зачета студент допускается при условии: посещения не менее 80 % лекционных и практических занятий; выступления с докладами; участия в экскурсиях и мастер-классах; выполнения 100% домашних заданий. Выполненные проекты группы студентов защищают на практических занятиях и сдают в печатном и электронном виде преподавателю до зачета, на практических занятиях в ноябре - декабре.

Форма проведения итогового зачета – письменный ответ на вопросы по билету. В билете 2 вопроса. На подготовку дается 30 минут.

Оценка «зачет» ставится, если в ответе содержатся:

1. понимание и четкое формулирование проблем, связанных с обозначенным в билете вопросом;

2. исчерпывающее освещение проблематики, связанной с поставленным вопросом,

3. фактические ошибки отсутствуют;

4. продемонстрирована высокая общая эрудированность, речевая форма ответа в полной мере соответствует критериям правильности, точности, ясности, свидетельствует о высокой речевой компетенции экзаменуемого.

Оценка «незачет» ставится, если:

1. содержание ответа не соответствует вопросу билета;

2. допущены грубые фактические ошибки;

3. автору не удалось продемонстрировать необходимой речевой компетенции;

4. у экзаменуемого отсутствует понимание освещаемых вопросов;

5. экзаменуемый не был допущен к сдаче зачета по причинам плохой посещаемости, невыполнения домашних заданий и отсутствия на коллоквиуме, деловой игре и гостевых мастер-классах.

Основная литература

1.    Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: PR : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью". М. : ЮНИТИ, 2012.

2.    Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб, 2010.

3.    Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.

4.    Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб. : Питер, 2010.

5.    Кузнецов П. А.PublicRelations: связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. М.: Дашков и К, 2012.

6.    Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010.

7.    Рева В.Е. Управление репутацией. М.: Дашков и Ко, 2012.

8.    Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии. М.: Юрайт, 2013.

9.    Тавер Е. И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса / Е. И. Тавер // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, 2010. - № 5. - С. 12-18.

10.    Феоктистова Е. Н. О корпоративной социальной ответственности в России / Е. Н. Феоктистова // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, 2010. – № 5. - С. 6-11.

Дополнительная литература

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. M., 2002.

4. Зуб А.Т. Управление изменениями. М., 2016

5. Зуб А.Т. Управление стратегическими изменениями в организации. М., 2015.

6. Котлер Ф., Бергер Р. Стратегический менеджмент по Котлеру. М., 2016.

7. Лещинская К. Корпоративная социальная ответственность. От слов к делу // Журнал социальное партнерство. № 4. 2009

8. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики: учебное пособие для вузов. М., 2006.

9. Петров М.А. Механизмы согласования позиций заинтересованных сторон в процессе разработки и реализации стратегии фирмы: Дис…. канд. экон. наук. – СПб., 2005.

10. Петров М. А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения // Вестник СПбГУ. 2004. Сер. 8. № 16. С. 52-53.

11. Солодухин К.С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией // Проблемы современной экономики : журнал. — 2007. — № 4 (24).URL: www.m-economy.ru/art.php

12. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб, 2006.

13. Туркин С.. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. 2007. URL: uchebnik.online/psihologiya-prakticheskaya-treningi/kak-vyigodno-byit-dobryim-sdelayte-svoy-biznes.html

14. Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Стратегическое коммуникации в бизнесе и политике: материалы межд. науч. конф. (23 апреля 2014). СПбГУ. СПб., 2014. С. 60-64.

15. Шаркова Е. А. Коммуникация с пострадавшими и вовлеченными группами общественности в условиях экологического кризиса // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике №2 (2). Санкт-Петербург, 2016. С. 208-220.

16. Шаркова Е.А. Экологический PR в бизнесе: работа с внешними стейкхолдерами // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. Матер. межд. науч.-практ. конф. (25-26 нояб. 2015). СПб, СПбГУ, 2015. С. 70-74.

17. Donaldson T., Preston L.E. The stakeholder theory of the corporation: Concepts, evidence and implications // Academy of management review. – 1995. –Vol. 20. – P. 65–92.

18. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.

19. Frooman J. Stakeholder Influence Strategies //Academy of Management Review. – 1999. Vol. 24. – № 2.

20. Harrison J., John C. Strategic management of organizations and stakeholders. N.Y., 1996.

21. Mintroff I. Stakeholders of the organization. N.Y., 1984.

22. Mintzberg H. Power in and around organizations. N.Y., 1983.

23. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts //Academy of Management Review. – 1997.– Vol. 22. – No. 4. – P. 853–886.

24. Sharkova E.A. Gavra D.P., Shishkin D.P., Pankova G.K., Glinternik E.M. Transnational Companies and Local Communities: Aspects Informational Interaction // Man in India – Volume 96, Issue 10. India, 2016. 3797-3807 p. Scopus serialsjournals.com/serialjournalma.../1478173386.pdf

Интернет-ресурсы

1. Организации и ресурсные центры

1. AccountAbility: accountability.org.uk

2. Stakeholder Research Associates: stakeholderresearch.com

3. UNEP Division of Technology, Industry and Economics: uneptie.org

4. Business for Social Responsibility: bsr.org

5. Development Alternatives Inc.: dai.com

6. Global Reporting Initiative: globalreporting.org

7. International Social and Environmental Accreditation and Labelling Alliance:

www.isealalliance.org/

8. SustainAbility: sustainability.com

9. Development Alternatives Group: devalt.org

10. International Institute for Sustainable Development: iisd.org

11. International Institute for Environment and Development: iied.org

12. Public Conversations Project: publicconversations.org

13. Stakeholder Research Associates: stakeholderresearch.com

14. International Association for Public Participation: iap2.org

15. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

Основные стандарты и руководства

16. AA1000 Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES), AA1000 Assurance Standard (AA1000AS) – accountability.org.uk

17. ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work – ilo.org

18. SA8000 Social Accountability Standard and Verification System – sa-intl.org

19. UN Human Rights Norms for Business – un.org

20. The UN Global Compact Ten Principles - unglobalcompact.org

21. OECD Guidelines for Multinational Enterprises – oecd.org

22. Global Reporting Initiative’s Sustainability Reporting Guidelines – globalreporting.org

 просмотров: 167 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru