Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Общественное мнение
4 сентября 2018
Преподаватель: Ачкасова Вера Алексеевна, д.полит.н., профессор
Кафедра: связей с общественностью в политике и государственном управлении

План лекционных занятий

6 сентября. Общественное мнение как социальный институт

Содержание и базовые характеристики общественного мнения. Установка и общественное мнение.

13 сентября. Сущность общественного мнения: основные интерпретационные подходы.

Эволюция представлений об общественном мнении; институционализация общественного мнения; современные концепции зарубежных (Ю. Хабермас, Н.Луман, Э.Ноэль-Нойман, П.Бурдье) и отечественных исследователей (В.Ядов, Ю.Левада, Б. Грушин).

20 сентября. Структура и функции общественного мнения.

Понятие объекта общественного мнения, типология объектов. Историческая динамика субъектов общественного мнения. Структурные и функциональные особенности феномена «общественное мнение».

27 сентября. Процесс формирования общественного мнения

Механизмы и источники формирования общественного мнения. Факторы, влияющие на динамику и интенсивность процесса формирования. Роль коммуникации в формировании общественного мнения.

План практических / семинарских занятий

4 октября. Общественное мнение как фактор социальных трансформаций.

11 октября. Общественное мнение и политическая сфера общества. Механизмы, типы и режимы взаимодействия общественного мнения и государственной власти

18 октября. Эмпирические исследования и институты изучения общественного мнения: зарубежная и российская практика.

25 октября. Требования к изучению общественного мнения.

Нормативные модели качественного и количественного исследований.

1 ноября. Особенности исследований в онлайн-среде.

15 ноября. Программа исследования: основные элементы и их характеристика.

22, 29 ноября. Система методов изучения общественного мнения: традиционные и новейшие составляющие

6 декабря. Исследовательские результаты и технологии их применения в коммуникационной деятельности.

13, 20 декабря. Проблемы и методы верификации гипотез диссертационного исследования.

Семинарские занятия ведет Ачкасова Вера Алексеевна, д.полит.н., профессор

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен

Вопросы к зачету

1.    Разнообразие подходов к определению феномена "общественное мнение".

2.    Сущность общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

3.    Структура и функции общественного мнения.

4.    Основные характеристики общественного мнения.

5.    Общественное мнение как социальный институт и социальный процесс.

6.    Роль прикладных исследований в консалтинговой деятельности.

7.    Общая характеристика познавательных возможностей методов изучения общественного мнения.

8.    Процесс формирования общественного мнения: механизмы и средства.

9.    Общественное мнение и политическая сфера общества. Типы и режимы взаимодействия общественного мнения и государственной власти.

10.    Институты изучения общественного мнения: зарубежная и российская практика.

11.    "Польза" и "вред" общественного мнения как базы социальной политики.

12.    "Качественная" и "количественная" стратегии исследований. «Единство и борьба» подходов.

13.    Программа и дизайн исследования.

14.    Нормативная модель количественного исследования.

15.    Нормативная модель качественного исследования.

16.    Познавательные возможности и границы опросных методов.

17.    Методы верификации гипотез диссертационного исследования.

18.    Особенности исследований в онлайн-среде.

19.    Коммуникативные технологии формирования общественного мнения в среде Web.2.0.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена письменная. Магистрант готовит ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка экзаменационных вопросов. На подготовку письменного ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «отлично» ставится студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется учащимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» ставится студенту, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если магистрант обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.

Список обязательной литературы

1.    Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Иванова К.А., Кривоносов А.Д., Филатова О.Г. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2017

2.    Гаврилов К.А., Девятко И.Ф., Рождественская Е.Ю., и др. Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. – Москва: Издательство МИК, 2016.

3.    Муравицкая, С.В. Убеждение как элемент воздействия на общественное мнение в PR // Современные гуманитарные исследования. – 2011. - №2.

4.    Социология общественного мнения : учеб. пособие / АмГУ, ФСН; сост. Е.П. Селькова. – эл. текст. дан. – Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2011.

5.    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2012

Список дополнительной литературы

    

1.    Капитонов Э. А. Управление общественными отношениями: учеб. пособие– 2-е изд. – М. : Дашков и К; Академцентр, 2009.

2.     Макаревич Э. Ф. Социальный контроль масс : учеб. пособие. – М. : Дрофа, 2007.

3.    Семина М. В. Метод интервью в социологии и маркетинге: учебное пособие для студентов вузов, М.: Книжный Дом "Университет", 2010.

4.    Масалков И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания. М. : Академический проект : Альма Матер, 2011.

5.    Управление общественными отношениями / Ред. В.С. Комаровский. – М. : Изд-во РАГС, 2005.

6.     Федотова, Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение : учеб. пособие : доп. Мин. обр. РФ. – СПб. : Питер, 2003.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.levada.ru

2.    http://wciom.ru

3.    http://romir.ru

4.    http://www.comcon-2.ru

5.    http://www.cpt.ru

 просмотров: 152 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru