Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Психология массового поведения
5 сентября 2018
Преподаватель: Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психол. наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

04 сентября

Лекция 1. Психологические механизмы социального влияния. 2 ч.

Эмоциональное заражение. «Кольцевая реакция». Паника как специфичное эмоциональное состояние. Подражание. Конформность как психологический феномен. Внушение. Феномен подчинения авторитету. Убеждение. Стратегии эффективного убеждения. Принуждение. Феномен групповой агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии.

11 сентября

Лекция 2. Атрибуции и аттитюды в контексте массового поведения. 2 ч.

Сущность атрибуционного подхода. Типология каузальных атрибуций. Когнитивные и мотивационные искажения атрибуций. Специфика формирования атрибуций в процессе массовой коммуникации. Влияние аттитюдов на поведение. Парадокс Лапьера и его объяснения. Структура и функции аттитюдов. Специфика формирования аттитюдов в процессе массовой коммуникации.

18 сентября

Лекция 3. Социальные стереотипы и предрассудки в контексте массового поведения. 2 ч.

Социальные стереотипы как психологический феномен. Функции и виды социальных стереотипов. Специфика стереотипного мышления в процессе массовой коммуникации. Предрассудки и предубеждения. Причины появления предрассудков. Способы преодоления влияния предрассудков. Предрассудки в контексте массовой коммуникации. Дискриминация. Социальная стигматизация и ее влияние на самоидентификацию личности.

25 сентября

Лекция 4. Психология слухов. 2 ч.

Ключевые характеристики слухов. Источники социальных представлений о ложности или заведомой искаженности неподтвержденных сообщений. Отличия слухов от сплетен, городских легенд и других продуктов неформальной массовой коммуникации. Типология слухов. Особенности распространения слухов. «Основной закон слуха» Г. Олпорта и Л. Постмэна и его критика. Современные представления о факторах возникновения и распространения слухов. Основные тенденции трансформации неподтвержденных сведений в ходе их распространения. Тактические приемы борьбы со слухами.

План семинарских занятий

02 октября

Занятие 1. Социально-психологические основы массового поведения. 2 ч.

1.    Сущность феноменов внушения, подражания, заражения, принуждения и убеждения.

2.    Паника как психологический феномен.

3.    Психологическая характеристика феномена агрессии.

4.    Специфика проявлений конформности и подчинения авторитету.

09 октября

Занятие 2. Атрибуции и аттитюды в контексте массового поведения. 2 ч.

1.    Сущность атрибуционного подхода.

2.    Искажения атрибуции в актах коммуникации.

3.    Функции, структура и специфика формирования аттитюдов.

4.    Эмпирические исследования атрибуций и аттитюдов.

16 октября

Занятие 3. Социальные стереотипы и предрассудки в контексте массового поведения. 2 ч.

1.    Процессы социальной стереотипизации в массовых коммуникациях.

2.    Предрассудки в контексте массовой коммуникации.

3.    Сущность феномена социальной стигматизации.

4.    Эмпирические исследования социальных стереотипов и предрассудков.

23 октября

Занятие 4. Социальное влияние в политической сфере. 2 ч.

1.    Психологические приемы из арсенала политического лидера.

2.    Специфика имиджа современного политика.

3.    Политический пиар: «черный», «серый», «белый», «розовый» и проч.

4.    Принципы пропаганды в условиях современного общества.

30 октября

Занятие 5. Социальное влияние в тоталитарных сектах. 2 ч.

1.    Основные приемы изменения личности в тоталитарных сектах.

2.    Психологическая характеристика идеологии сектантов.

3.    Структура и принципы функционирования тоталитарной секты.

4.    Анализ социального влияния в сфере религии в контексте теорий когнитивного диссонанса и социального сравнения.

Занятие 6. Социальное влияние в бизнесе и рекламе. 2 ч.

1. Основные приемы социального влияния в бизнесе.

2. Типология рекламного воздействия на потребителей.

3. Психологические аспекты эффективной рекламы.

4. Мода как массовое поведение и ее детерминанты.

06 ноября

Занятие 7. Психология слухов. 2 ч.

5.    Слухи как неподтвержденные сообщения.

6.    Особенности распространения и трансформации слухов.

7.    Функции слухов в социальной среде.

8.    Особенности противодействия влиянию слухов

Занятие 8. Психология сплетен. 2 ч.

1. Сплетничание как разновидность неформального оценивания.

2. Основные научные подходы к изучению сплетен.

3. Сплетни как проявления искажений атрибуции.

4. Социальные функции сплетен.

13 ноября

Занятие 9. Психология социальных движений. 2 часа.

1. Психологическая характеристика социальных движений.

2. Отличия социальных движений от политических партий и клиентел.

3. Современные теории социальных движений.

4. Социальные движения современности.

Занятие 10. Психология толпы: теории заражения, внушения, подражания. 2 ч.

1. Теории заражения, внушения, подражания в зарубежной психологии конца XIX- начала XX века.

2. Теории заражения, внушения, подражания в отечественной психологии конца XIX- начала XX века.

3. Теории заражения, внушения, подражания в американской научной традиции середины XX века.

4. Основные методологические ошибки авторов теорий заражения, внушения, подражания.

20 ноября

Занятие 11. Психология толпы: теории психоанализа, стадного инстинкта и конвергенции. 2 ч.

1. Психология масс в трудах З. Фрейда и его последователей..

2. Психологическое содержание теории Ф. Олпорта и его последователей.

3. Теории стадного инстинкта В. МакДауголла, У. Троттера, В.А. Вагнера.

4. Основные методологические ошибки авторов теорий стадного инстинкта и конвергенции.

Занятие 12. Психология толпы: социологические и социально-когнитивные теории. 2 ч.

1. Теория возникновения норм Р. Тернера и Л. Киллиэна.

2. Теория прирастающей ценности Н. Смелзера.

3. Концепции социального протеста Дж. Дэвиса и Ч. Тилли.

4. Теории социальной идентичности и самокатегоризации в контексте массового поведения.

Семинарские занятия ведет Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

27 ноября, 04 декабря

В процессе изучения учебной дисциплины магистранты должны подготовить научное сообщение продолжительностью 7-8 минут, посвященное описанию жизненного пути и анализу коммуникативных стратегий того или иного общественного деятеля, политического лидера, военачальника, бизнесмена и проч. Устное выступление сопровождается демонстрацией основных тезисов и иллюстраций посредством компьютерного проектора.

Выбор персоналии осуществляется магистрантом самостоятельно.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль проводится в виде дидактического тестирования. Допустимый минимальный уровень – 75 процентов правильных ответов. Примеры тестовых заданий представлены ниже.

Форма проведения аттестации

Письменная.

Вопросы к экзамену

1. Эмоциональное заражение и подражание как психологические феномены.

2. Убеждение и внушение как психологические феномены.

3. Массовая паника: психологические детерминанты.

4. Массовая агрессия: психологические детерминанты.

5. Теории атрибуции в контексте массового поведения.

6. Общая характеристика искажений атрибуции.

7. Влияние аттитюдов на массовое поведение.

8. Социальные стереотипы как психологический феномен.

9. Психологическая характеристика предрассудков.

10. Сущность феномена социальной стигматизации.

11. Социальные манипуляции как психологический феномен.

12. Ложь, обман и вранье в контексте массовой коммуникации.

13. Специфика социального влияния в политической сфере.

14. Психологические основы пропаганды.

15. Приемы социального влияния в сфере религии.

16. Особенности изменения личности в тоталитарных сектах.

17. Приемы социального влияния в сфере бизнеса и рекламы.

18. Мода как массовое поведение.

19. Слухи как психологический феномен.

20. Факторы распространения слухов в социальной среде.

21. Тенденции изменения содержания распространяющихся слухов.

22. Социальные функции и типология слухов.

23. Стратегия и тактика борьбы со слухами.

24. Факторы нарушения достоверности содержания слухов.

25. Сплетни как феномен массовой коммуникации.

26. Социальные функции и типология сплетен.

27. Атрибуционный подход к изучению природы сплетен.

28. Психологическая характеристика социальных движений.

29. Стихийная группа как субъект массовой коммуникации.

30. Психологическая характеристика феномена толпы.

31. Психологическая характеристика феномена массы.

32. Теории толпы в зарубежной психологии конца XIX – начала XX века.

33. Теории толпы в отечественной психологии конца XIX – начала XX века.

34. Теории толпы в американской научной традиции середины XX века.

35. Теории стадного инстинкта толпы.

36. Теория конвергенции толпы Ф. Олпорта.

37. Особенности психоаналитического подхода к массовому поведению.

38. Теория возникновения норм Р. Тернера и Л. Киллиэна.

39. Теория прирастающей ценности Н. Смелзера.

40. Теории социальной идентичности и самокатегоризации в контексте массового поведения.

Критерии оценки при письменной аттестации

Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает магистрант, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает магистрант, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится магистрантам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании обучения без дополнительных занятий по данной дисциплине.

Примеры тестовых заданий

1. Одна из приведенных ниже характеристик слухов не является обязательной. Какая именно?

а) несоответствие объективной действительности;

б) возникновение в ситуации неопределенности;

в) личная значимость для распространителей;

г) восприятие людьми в качестве новости;

2. К числу тенденций изменения содержания слухов, предложенных Г. Олпортом и Л. Постмэном, нельзя отнести одну из перечисленных. Какую?

а) сглаживание;

б) заострение;

в) драматизацию;

г) ассимиляцию;

3. К числу факторов нарушения достоверности слухов нельзя отнести один из перечисленных. Какой именно?

а) специфические особенности менталитета аудитории;

б) проявления защитных механизмов личности;

в) использование упрощенных стратегий обработки информации;

г) отсутствие очевидцев во время происшествия;

4. Как называется прием борьбы со слухами, когда усиленно распространяется противоречащая им информация, но сами слухи при этом не упоминаются?

а) «обратное действие»;

б) «фланговая атака»;

в) «марш-бросок»;

г) «рояль в кустах»;

5. Какая характеристика не является обязательной для феномена сплетничания?

а) апеллирование к социальным или групповым нормам;

б) передача сведений на правах новости;

в) оценочный характер обсуждения;

г) праздность времяпровождения собеседников.

Список обязательной литературы

1. Большаков С. Н., Коваленко Н. П. Психология массовых коммуникаций : учебное пособие. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. 158 с.

2. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия : монография / ред. Д. П. Гавра ; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. 263 с.

3. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2012. 304 с.

Список дополнительной литературы

1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребления. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 420 с.

2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие. М. : Аспект-Пресс, 2010. 191 c.

3. Горбатов Д. С. Психология слухов и сплетен: монография. СПб.: Речь, 2012. 233 с.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология : учеб. пособие для вузов. М. : Наука, 1994. 330 c.

5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, МГУ, 1997. 244 с.

6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияни., М.. СПб.: Питер, 2001. 448 с.

7. Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М. : Ин-т психологии РАН, 1993. 116 с.

8. Московичи С. Век толп. М.: ИП РАН, КСП +, 1999. 475 с.

9. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003. 236 с.

10. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002 368 с.

11. Платонов Ю. П. Социальная психология власти : научное издание. СПб. : Речь, 2010. 574 с.

12. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология : учебное пособие. СПб. : Питер, 2010. 672 с.

13. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. СПб. : Речь, 2004. 230 с

14. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001.-676 с.

15. Психология масс : хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара : БАХРАХ - М, 2006. 591 c.

16. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, Нева, 2002. 328 с.

17. Хевеши А. М. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. М.: ИФ РАН, 2001. 223 с.

18. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007. 338 с.

19. Borch C. The Politics of Crowds: An Alternative History of Sociology. Cambridge, 2012. 348 p.

20. DiFonzo N., Bordia P. Rumor Psychology: Social and Organizational Approaches. Washington: APA, 2007. 292 p.

21. Ginneken J. Crowds, Psychology and Politics 1871-1899. Cambridge, 1992. 269 p.

22. Kimmel A. J. Rumors and Rumor Control: A Manager's Guide to Understanding and Combatting Rumors. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. 272 p.

23. McPhail C. The Myth of the Madding Crowd. Social Institutions and Social Change. N.Y., 1991. 265 p.

24. Sunstein C. R. On Rumors: How Falsehoods Spread, Why We Believe them, and What Can be Done. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2009. 128 p.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ . – Режим доступа: www.library.spbu.ru/er/ecat.html

2. Научная библиотека на платформе elibrary.ru . – Режим доступа: elibrary.ru/defaultx.asp

3. Научная библиотека КиберЛенинка . – Режим доступа: cyberleninka.ru

4. Цифровая база данных научных публикаций Jstor . – Режим доступа: www.jstor.org

 просмотров: 103 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru