Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Маркетинг территорий
4 сентября 2018
Преподаватель: Брындина Галина Всеволодовна, кандидат культурологии, доцент
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

06 сентября. Социально-экономическая сущность маркетинга территорий. Содержание понятий «территория», «регион», «маркетинга территорий». Сущность маркетинга территорий. Цели, задачи, принципы, функции маркетинга территория. Экономический смысл маркетинга территорий. Товарно-рыночные отношения маркетинга территорий. Факторы аттрактивности территории. Виды маркетинга территорий. Основные стратегии территориального маркетинга. Инструменты маркетинга территорий. Модель маркетинговой информационной системы. Субъекты территориального маркетинга.

13 сентября. Разработка элементов комплекса маркетинга территорий

Комплекс маркетинга территорий. Понятие «территориальный продукт». Цена территориального продукта. Локализация территориального продукта. Продвижение территориального продукта. Маркетинговая среда территории. Основными инструментами маркетинговых коммуникаций продвижения территориального продукта. Ревизия маркетинга региона Разработка маркетинга региона Разработка проекта маркетинга региона Формулирование концепции маркетинга региона. Маркетинговая среда территории. Ресурсы территории. Оценка социально-экономического состояния территории.

20 сентября. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности территории

Маркетинговые исследования в территориальном маркетинге. PEST-анализ; SWOT-анализ; анализ конъюнктуры территории; сегментирование потребителей территориального маркетинга. Конкурентные преимущества региона. Комплексная оценка конкурентоспособности региона. Интегральный показатель социально-экономического развития территории. Типы территорий. Компоненты инвестиционной привлекательности регионов. Позиционирование территории.

27 сентября. Формирование маркетинговых стратегий территории.

Функциональные стратегии территорий. Деловые стратегии в территориальном маркетинге. Стратегия развития территории. Конкурентная стратегия. «Портфельная» стратегия. Формирование имиджа территории. Территориальная индивидуальность и айдентика. Характеристика ресурсов территории. Сегментация в территориальном маркетинге. Позиционирование и дифференциация территории Этапы построения имиджа территории. Продвижение территории: брендинг территории и работа с репутацией. Основы эффективности для брендинга мест.

План семинарских занятий

4 октября. Дискуссия: формирование и улучшение имиджа территории, рост ее престижа и конкурентоспособности, привлечение государственных и внешних заказов, расширение участия территории в государственных и международных проектах, стимулирование использования собственных ресурсов.

11 октября. Комплекс маркетинговых мер продвижения территории. Групповая работа: оценка ресурсов территории как потребительской ценности: ее географического положения, населения, качества и уровня жизни, сырьевых ресурсов, инфраструктуры и уровня развития новых технологий, уровней деловой активности и сферы поддержки бизнеса, развития консалтинговых и информационных услуг, рекламного рынка и т.д. Территория должна отвечать образу жизни и активности своего потребителя.

18 октября. Исследовательская работа: Комплексная диагностика по оценке состояния территории. Выбрать регион РФ, проанализировать его, показатели развития, используя инструменты маркетинговых стратегий.

25 октября. Разработка стратегии маркетинга территорий: маркетинг имиджа, маркетинг привлекательности, маркетинг инфраструктуры, маркетинг населения.

1 ноября. Оценить территорию с точки зрения интересов потребителей к территории: аргументы функционирования (обеспечение личной безопасности и охрана порядка, состояние жилья и дорог, транспортное и коммунальное обслуживание, благоустройство, развитие социальной сферы) и аргументы развития (возникновение новых и развитие старых производств, динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций, уровень и структура занятости населения, уровень благосостояния, динамика инвестиций, развитие вузовского и послевузовского образования).

Согласование стратегии брендинга со стратегией бизнеса и стратегией маркетинга.

8 ноября. Анализ влияния внутренней и внешней среды на развитие территории.

15 ноября. Анализ и корректировка имиджа территории.

22 ноября. Маркетинг достопримечательностей. Оценка природного и историко-культурного потенциала региона: уникальных и типичных ландшафтов, лечебных факторов, исторических памятников и культурных объектов для привлечения туристов в регион. Выделение основных направлений современного и перспективного развития туристического бизнеса территории.

29 ноября. Анализ факторов привлекательности территории для жителей региона. Определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности и определить пути повышения привлекательности. Разработать различные виды стратегий маркетинга применительно к целевой аудитории жителей региона.

06 декабря. Рассмотреть особенности брендинга в рамках территориального маркетинга на конкретных примерах.

13 декабря. Дискуссия: Опыт Российских городов, применяющих маркетинговый подход в управлении территорией.

20 декабря. Разработка привлекательных для территории стратегических направлений развития. Презентация магистрантами своих ИП «Разработка и план реализации стратегии развития территории».

Семинары ведет Брындина Галина Всеволодовна, к.культ, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль состоит из:

•    посещаемость занятий и активность работы на практических занятиях;

•    презентация и защита индивидуального проекта.

Вопросы к зачету

1. Предпосылки применения теории маркетинга в территориальном управлении.

2. Сущность и экономический смысл маркетинга территорий.

3. Субъекты территориального маркетинга.

4. Цели, задачи, принципы, функции маркетинга территорий.

5. Состав и структура маркетинговой среды территории.

6. Комплекс инструментов маркетинга территории.

7. Территориальный продукт.

8. Цена территориального продукта.

9. Месторасположение территориального продукта.

10. Продвижение территориального продукта.

11. Маркетинг страны.

12. Маркетинг региона.

13. Маркетинг города.

14. Маркетинг мест.

15. Способы повышения конкурентоспособности региона.

16. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона.

17. Методика маркетинговых исследований территории.

18. Сегментация рынка и характеристика основных групп потребителей в территориальном маркетинге.

19. Позиционирование и дифференциация территории.

20. Выбор приоритетных направлений деятельности региона и разработка деловых стратегий территории.

21. Функциональные стратегии территории.

22. Инвестиционная стратегия территории. Инвестиционный климат территории.

23. Особенности формирования программ продвижения территории

24. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга.

25. Маркетинг инфраструктуры как условие эффективного территориального маркетинга.

Текущий контроль

На первом занятии преподаватель доводит до сведения слушателей график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при устном опросе, проверке заданий и презентаций, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации.

Преподаватель имеет право изменять структуру и количество модулей дисциплины и разделов в них, в зависимости от изменения нормативной базы и количество точек контроля знаний слушателей за период обучения.

Однако при этом необходимо обеспечить соответствие затрат учебного времени на самостоятельную работу слушателей установленным нормам затрат времени на эти виды контроля, а также бюджету времени, предусмотренного учебным планом на данную дисциплину.

Методические материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации включают:

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1. Посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. Оценка презентации.

Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей, форм работы слушателей, которые используются ими при освоении учебного материала дисциплины и методов измерения знаний слушателей (в баллах).

Слушатель готовит презентацию и проводит защиту индивидуального проекта, выполненного в процессе практических занятий и самостоятельной работы. Преподаватель учебной дисциплины оценивает содержание и качество ИП, главными критериями являются глубина, полнота и точность изложения материала по тематике учебной дисциплины.

Критерии оценивания:

- презентация и защита индивидуального проекта.

На зачете со слушателем проводится собеседование на понимание основных положений курса. Студент отвечает на 2 вопроса по тематике учебной дисциплины.

Контрольная работа проводится на предмет знания основных теоретических аспектов маркетинга территории и концепций изучаемых авторов.

Зачет получает студент, посещавший занятия, успешно представивший и защитивший индивидуальный проект, достаточно полно раскрывший оба заданных вопроса по тематике учебной дисциплины.

Список обязательной литературы

1.    Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: Учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова; Под ред. проф. Е.И. Багданова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с. // znanium.com/bookread.php

2.    Акулич И.Л. Маркетинг : учебник / И.Л. Акулич. - 7е изд. перераб. и доп. - минск : Выш. шк.. 2010. -525 с.

3.    Крылова Г. Д. Маркетинг: учебник / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова; МГИМО - Московский государственный институт международных отношений. - М.: Магистр, 2009. - 493 с. //http://znanium.com/bookread.php?book=168083

4.    Соловьев Б. А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.// znanium.com/bookread.php

5.    Кислицына В. В. Маркетинг: Учебник / В.В. Кислицына. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 464 с. // znanium.com/bookread.php

6.    Федько В. П. Маркетинг: Учебник / В.П. Федько, Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; Под ред. проф. В.П. Федько. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с. // znanium.com/bookread.php

Список дополнительной литературы

1.    Андреев, С. Н. Маркетинг территорий: теория и практика / С. Н. Андреев // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2010. - N 3. - С. 178-185.

2.    Басовский Л. Е. Маркетинг: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 421 с. // znanium.com/bookread.php

3.    Богалдин-Малы, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса / В.В. Богалдин-Малы. – М. : Дело, 2007. – 560с.

4.    Визгалов, Д. В. Маркетинг города: практики в поисках теории / Д. В. Визгалов // Маркетинг в России и за рубежом, 2008. - N 3. - С. 78-85.

5.    Визгалов. Д. В. Брендинг города. – М. : Институт экономики города, 2011. – 160 с.

6.    Годин А. М. Маркетинг: Учебник для бакалавров / А. М. Годин. - 10 е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. 656 с.

7.    Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 336 с.

8.    Еремеев, С.Н. Инвестиционный потенциал региона – фактор развития экономики региона, его конкурентоспособности, имиджа. / С.Н. Еремеен // Стратегии и факторы инновационного развития социально-экономических систем. М. : Изд-во РАГС, 2008.- 212 с.

9.    Жердева, О. В. Методы и приемы маркетингового анализа территории / О.В. Жердева // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2009. – № 2 (62). С. 110-119.

10.    Калиева, О. М. Маркетинг : учебное пособие / О.М. Калиева, М.С. Разумова, В.Н. Марченко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2012. - с. 233.

11.    Котлер, Ф., Асплунд, К., Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Пер. с англ. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 371 с.

12.    Лавров А. М. Региональный маркетинг и тенденции его развития / А.М. Лавров, В. С. Сурнин. — Реформирование экономики: региональные аспекты. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — 146 с.

13.    Мещеряков, Т.В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / Мещеряков Терентий Владимирович. – СПб., 2011. – 40 с.

14.    Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона. / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - №2. – С. 9-11.

15.    Сармаева, Т. А. формирование и развитие имиджа города в системе территориального маркетинга . – Режим доступа: www.be5.biz/ekonomika1/r2010/00146.htm

16.    Суриков, Ю. Маркетинг территорий . – Режим доступа: www.marketologi.ru

17.    Юрова С. Территориальный брендинг: для чего он существует / С. Юрова // Advertology. — 2013. — 28 авг. — Режим доступа: www.advertology.ru 117178.htm

Перечень иных информационных источников

1.    Учебники и учебные пособия для Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет университетов www.iprbookshop.ru

2.    Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет www.biblioclub.ru

3.    Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет e.lanbook.com

4.    Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет www.lenizdat.ru

5.    Лениздат.ру Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет grebennikon.ru/cat-40-1-3.html Электронно-библиотечная система по рекламным коммуникациям Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

6.    http://www.uraldev.ru/articles/; www.dpiart.ru Электронно-библиотечная система по рекламным коммуникациям Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

7.    http://adlife.spb.ru Электронно-библиотечная система по рекламным коммуникациям Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет www.advesti.ru

8.    http://www.aup.ru/articles/marketing/ Электронно-библиотечная система по рекламным коммуникациям Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

 просмотров: 87 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru