Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Стратегические коммуникации в бизнесе
3 сентября 2018
Преподаватель: Гавра Дмитрий Петрович, доктор социологических наук, профессор
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

14 сентября. Предмет и объект теории стратегических коммуникаций. Понятие стратегии. Стратегия как сложный социальный феномен. Философские и социологические основания теории стратегических коммуникаций. Социальные детерминанты стратегии. Стратегии в различных сферах человеческой деятельности. Стратегии в военном искусстве, политике, экономике. Понятие и характеристики стратегического мышления.

21 сентября. Стратегия в бизнесе: подходы к определению. Функции стратегии. Ресурсы при разработке и реализации стратегии. Характеристики и компоненты стратегии компании. Понятие и объекты стратегического менеджмента. Типы стратегий в бизнесе.

26 сентября. Факторы, влияющие на стратегическое положение компании. Методологическая схема стратегического управления. Четыре фазы цикла стратегического управления.

05 октября. Стратегические коммуникации: общее понимание, «боевая» и прикладная дефиниции, области применения. Базовые характеристики, цели и психологическая сущность стратегических коммуникаций. Структура и критерии эффективности стратегических коммуникаций.

План семинарских занятий

26 октября. Типы и школы стратегий, их основные особенности. Факторы, формирующие стратегию. Школы стратегий: школа дизайна, школа планирования.

02 ноября. Школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения.

09 ноября. Школа власти, школа культуры, школа внешней среды, школа конфигурации.

16 ноября. Стратегический анализ.

Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). STEP, STEEP, STEPLE-анализ. Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Анализ слепых зон.

23 ноября. Понятие и подходы к стратегическому планированию. Планирование стратегических коммуникаций.

Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование. Принципы планирования. Структура стратегического плана и организация стратегического планирования.

07 декабря. Миссия, видение, кредо как инструменты стратегического менеджмента и стратегических коммуникаций. Формирование стратегического видения и миссии.

Семинарские занятия 7-8. Стратегический менеджмент, стратегический маркетинг и стратегические коммуникации: соотношение категорий и операциональных принципов. Роль коммуникаций в реализации стратегии компании. Эволюция теории и практики стратегического маркетинга. Принципы современного стратегического маркетинга.

Семинарские занятия 9-10. Стратегические коммуникации в системе стратегического маркетинга Приемы и методы стратегического маркетинга. Организация деятельности отдела/департамента стратегических коммуникаций крупной компании.

Семинарские занятия 11-12. Стратегические коммуникации со стейкхолдерами: принципы планирования и реализации. Технологии коммуникации со стейкхолдерами.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется в форме:

•    контроля посещаемости лекционных и семинарских занятий;

•    контроля наличия и качества докладов на семинарских занятиях (каждый студент должен подготовить доклад/ текст доклада и презентацию);

•    контрольной работы.

9 октября. Контрольная работа. Школы стратегий. Коммуникативные основы стратегических коммуникаций и stakeholder relations.

Семинарские занятия ведут: к. полит. н., доц. Таранова Ю. В., MBA Нестеров А. А.

Вопросы к экзамену

1. Философские и социологические основания теории стратегических коммуникаций. Социальные детерминанты стратегии.

2. Понимание информации и коммуникации. Типология коммуникации.

3. Понятие публичной сферы, публичной коммуникации, общественности, стейкхолдеров.

4. Процессно-информационный подход к коммуникации: основные модели.

5. Семиотический подход к коммуникации: основные модели.

6. Стратегия: общее понимание. Стратегия и тактика: общее и особенное.

7. Понимание стратегии в военном деле. Сунь Цзы о стратегии полководца.

8. Стратегия в бизнесе: подходы к определению. Понимание стратегии в теории игр. Функции стратегии.

9. Ресурсы при разработке и реализации стратегии.

10. Понятие стратегии компании. Характеристики стратегии. Два подхода к стратегии.

11. Компоненты стратегии.

12. Понятие стратегического менеджмента. Объекты стратегического менеджмента.

13. Функции стратегии по Друкеру.

14. Типы стратегий компании: стратегии роста.

15. Типы стратегий компании: стратегии сокращения.

16. Базовые стратегии по отношению к товару и рынку. Стратегическая матрица Портера.

17. Факторы, влияющие на стратегическое положение компании и формирование стратегии.

18. Методологическая схема стратегического управления. Четыре фазы цикла стратегического управления.

19. Стратегические коммуникации: общее понимание, «боевая дефиниция», прикладная дефиниция. Области применения стратегических коммуникаций.

20. Базовые характеристики стратегических коммуникаций. Цели и психологическая сущность стратегических коммуникаций.

21. Структура и критерии эффективности стратегических коммуникаций.

22. Школы стратегии: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования.

23. Школы стратегий: школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения.

24. Школы стратегий: школа власти, школа культуры, школа внешней среды, школа конфигурации.

25. Стратегический анализ: роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа.

26. Стратегический анализ: STEP, STEEP, STEPLE-анализ. Анализ посредников.

27. Стратегический анализ: ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии.

28. Стратегический анализ: SWOT-анализ.

29. Понятия планирования и прогнозирования.

30. Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование.

31. Подходы к прогнозированию, виды прогнозов.

32. Стратегическое планирование на предприятии.

33. Структура стратегического плана и организация стратегического планирования.

34. Миссия, видение и кредо как инструменты стратегического менеджмента и стратегических коммуникаций.

35. Формирование стратегического видения и миссии. Этапы формирования.

36. Целеполагание. Дерево целей. Этапы формирования целей.

37. Интегрированные коммуникации и интегрированные маркетинговые коммуникации.

38. Сущность и характеристика стратегического маркетинга.

39. Приемы и методы стратегического маркетинга

40. Стратегические коммуникации: понятие и структура.

41. Теоретические основания и основные подходы к стратегическим коммуникациям. Процесс стратегических коммуникаций.

42. Иерархия и этапы стратегического планирования коммуникаций компании. Понятие и структура плана стратегических коммуникаций.

43. Планирование стратегических коммуникаций. Типы планов, подходы к планированию. Стыковка маркетинговой и коммуникационной стратегий.

44. Понятие групп общественности и стейкхолдеров организации. Типология групп общественности для разных типов организации.

45. Теории групп общественности.

46. Технологии stakeholder relations.

47. Понятие кастомизации. Маркетинг партнёрских отношений, индивидуальный маркетинг.

48. Основные этапы модели жизненного цикла Ицхака Адизеса. Особенности развития компании на каждом из этапов

49. Организационная структура подразделения, осуществляющего бизнес-коммуникативные функции: основные формы, структура подразделения, функциональные обязанности сотрудников, варианты наименования подразделения и должностей.

50. Методы определения маркетингового бюджета.

51. Понятие стейкхолдеров. Содержание теории управления стейкхолдерами. Примеры стейкхолдеров в GR и IR коммуникациях.

52. Investment relations (IR) – понятие и содержание. Ключевые аудитории IR. Понятие и содержание Road Show

53. Внутренние коммуникации как фактор решения стратегических задач компании. Основные задачи эффективных внутренних коммуникаций компании. Этапы и инструменты формирования эффективных внутренних коммуникаций компании.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится три вопроса. Для получения оценки «отлично» студенту дополнительно предлагается задание по теоретическим основам стратегических коммуникаций. Оценки «хорошо» и «удовлетворительно» могут быть получены без решения практических задач.

Оценка «Отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо» и на оценку «отлично» выполнено практическое задание. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно выполнено теоретическое задание; б) если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо», практическое задание не выполнено; в) если на оценки «хорошо» и «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и выполнено теоретическое задание. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три теоретических вопроса билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с практическим заданием – 90 минут, без практического задания - 60 минут..

Пример тестового задания / Типовые вопросы

1.    Пример задания из контрольной работы.

Проведите SWOT, PEST и PESTLE анализ для кейса конкретной компании с использованием стимульных материалов и инструментов поиска информации в сети интернет

Список обязательной литературы

1.    Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. М. 2016.

2.    Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. М., 2015

3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб., 2009.

4. Беркутова Т. А. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008.

5. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник для вузов. М, 2013.

6. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

7. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие.- Ростов н/Д., 2008.

8. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. – 4-е изд. / Пер. с англ. – СПб., 2007.

9. Гусаков В. Стратегическое управление: искусство завоевания. Режим доступа: www.bizstrategy.ru

10. Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Корпоративный менеджмент – Режим доступа: http//www.cfin.ru

11. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM // Корпоративный менеджмент – Режим доступа: http//www.cfin.ru

12. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

13. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: Пер. с англ. – М., 2003.

14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с анг. – 4-е европейское издание. М., 2008.

15. Курс МВА по маркетингу / Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм / Пер. с англ. – 2-е изд. – М., 2006.

16. Лейхифф Дж., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. – СПб., 2001.

19. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. –СПб., 2002.

20. Мосина И.Г. Стратегический менеджмент. Принципы и методы: Учебное пособие. Новосибирск, 2007 г.

21. Петухов Д. В. Стратегический менеджмент – 2006. – Режим доступа: http//www.e-college.ru

22. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М., 2007.

23. Разработка стратегии развития: Учеб.пособие / Под ред. Бурмистрова А.Н., Синявиной М.П. – СПб., 2004.

24. Сизонс М. Управление стратегическим планированием – 2008. – Режим доступа: http//www.citystrategy.ru

25. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М., 2001.

27. Томпсон А. А,, Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 12-е изд.; Пер. с англ. - М., 2007.

28. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – 9 изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 448 с.

29. Хасси Д. Менеджмент. Стратегия и планирование: руководство менеджера: Электронная книга. – М., 2004.

31. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. М., 2008.

Список дополнительной литературы

1. Федотова М. Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие - Омск, 2006.

2. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - СПб., 1996

3. Мелентьева Н. И, Организация и планирование бизнес-коммуникаций: методология и методика. – М., 2005.

4. Крылов А. Н. Теория и практика менеджмента коммуникаций. М., 2002.

6. Тюнюкова Е. В. Коммуникационные стратегии организации. Новосибирск, 2001.

7. Яковлев И. П. Стратегические коммуникации. - СПб., 2006

8. Amram M. & Kulatilaka N. Uncertainty: The New Rules for Strategy // Journal of Business Strategy, May/June 1999, Vol. 20, № 3, pp. 25-34.

9. Gluck Frederick W., Kaufman Stephen P., Walleck A.Stephen. Thinking strategically. – The McKinsey Quarterly, 2000, № 3.

11. Lewis K. L. Organizational Change: Creating Change Through Strategic Communication. Blackwell Publishing, 2011.

14. Paul Ch. Strategic communication: origins, conсepts and currant debates. California, 2011.

15. Paul Ch. Whither Strategic Communication? A survey of Current Proposals and Recommendations. Pittsburg, 2009.

17. Waisboard Dr. Silvio. Family Tree of Theories, Methodologies and Strategies in Development Communication: convergences and differences. NY, 2001.

13. The Handbook of communication skills / ed. by Owen Hargie. - 3rd ed. New York, 2009.

Перечень иных информационных источников

1. Журнал «Директор-Инфо», www.director-info.ru

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// dis.ru

3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», dis.ru

4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www. uptp.ru

5. Журнал «Реальный бизнес», www.real-business.ru

6. Журнал «Секрет фирмы», www.sf-online.ru

7. Журнал «Top-Manager», www.top-manager.ru

8. Журнал «Эксперт», www.expert.ru

9. Деловая информация – http:// delinform.ru

10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, www.e-xecutive.ru

11. ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, www.iteam.ru

12. AUP.Ru – Административно-Управленческий Портал, www.aup.ru

13. Фонд стратегических коммуникаций www.stratcomm.ru

14. www.library.spbu.ru

 просмотров: 302 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru