Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Теория и практика письменных коммуникаций в бизнесе и политике
3 сентября 2018
Преподаватель: Балахонская Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: Савицкая Алёна Сергеевна, кандидат полит. наук

План лекционных занятий

Лекционные занятия не предусмотрены.

План практических занятий

05 сентября. Основные принципы успешной коммуникации в сфере бизнеса и политики.

Письменные коммуникации в деловом общении специалистов в области стратегических коммуникаций. (2 пары)

12 сентября. Основные типы письменной деловой документации.

Составление брифа для написания текстовых материалов в рекламной и PR-коммуникации. (2 пары)

19 сентября. Разработка имени бренда. Разработка слогана в рекламной и PR-коммуникации.

26 сентября. Принципы разграничения рекламных и PR-текстов.

03 октября. Классификация и жанровая типология PR-текстов.

Простые первичные базисные PR-тексты (общая характеристика).

17 октября. Оперативно-новостные жанры PR-текстов. Эволюция пресс-релиза. Веб-релиз и социомедиарелиз как новые формы пресс-релиза в сети интернет. Информационное письмо. Приглашение.

24 октября.Исследовательско-новостные и фактологические жанры PR-текста. 31 октября. Исследовательские жанры. Заявление для СМИ и открытое письмо как инструменты реагирования в кризисной коммуникации. Образно-новостные жанры PR-текстов.

07 ноября. Медиатексты, смежные тексты и комбинированные тексты в PR- коммуникациях.

14 ноября. Коллоквиум но новейшей отечественной и зарубежной литературе по PR-текстам.

21 ноября. Рекламный текст как коммуникативный феномен. Типы рекламных текстов. Внутренняя и внешняя структура рекламного текста.

Рекламный текст как текст воздействующего типа.

28 ноября. Рекламный текст как поликодовая единица. Воздействующий потенциал рекламного текста.

5 декабря. Разработка рекламных текстов в зависимости от канала размещения. Оценка коммуникативной эффективности рекламных текстов.

План самостоятельной работы в присутствии преподавателя

19 сентября. Выявление в рекламных и PR-текстах и анализ примеров соблюдения и нарушения принципов кооперативного сотрудничества, вежливости, самоутверждения и релевантности, коммуникативных импликатур и пресуппозиций.

26 сентября. Анализ и составление письменных текстов служебной документации и официально-деловой переписки.

3 октября. Разработка коммерческого имени по готовому брифу для организации, товара или услуги.

17 октября. Разработка корпоративного или товарного слогана.

24 октября. Написание PR-текстов определенных жанров по исходным материалам для размещения в оффлайн- и онлайн-среде.

31 октября. Разработка макета корпоративного издания организации (деловая игра). Составление пресс-кита, информационного пакета или медиа-кита.

7 ноября. Лингвосемиотический анализ вербальных и невербальных компонентов рекламного текста.

14 ноября. Написание рекламных текстов с использованием средств речевого воздействия для размещения на разных каналах и носителях информации.

Внутрисеместровый контроль

Формы текущего контроля

1. Учет посещаемости практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних и самостоятельных работ.

3. Участие в коллоквиуме по новейшей научной литературе по PR-текстам.

4.Выступление с докладом (или написание реферата) по теме практических занятий. Доклад (реферат) представляется в печатном и электронном виде и сопровождается мультимедийной презентацией.

5. Результаты контрольных работ № 1 и № 2.

21 ноября. Контрольная работа № 1.

Составление простых первичных базисных PR-текстов определенных жанров по предложенным исходным материалам.

28 ноября. Контрольная работа № 2

Письменный анализ рекламных и PR-текстов конкретной компании. (2 пары)

Требования к контрольным работам

Контрольная работа № 1.

Для успешного выполнения контрольной работы № 1 магистранты должны усвоить особенности структуры, содержания и оформления PR-текстов оперативно-новостных, исследовательско-новостных, фактологических, исследовательских и образно-новостных жанров. На контрольной работе преподаватель раздает обучающимся материалы, на которых указаны исходные данные (о субъекте PR, новостном событии, целевых группах общественности и т.п.), используя которые каждый магистрант должен написать три PR-текста определенных жанров, указанных в задании.

Контрольная работа № 2.

Для того чтобы справиться с контрольной работой № 2, магистранты должны усвоить методику анализа рекламных и PR-текстов разных жанров, размещаемых в оффлайн- и онлайн-пространстве на разных каналах и носителях; уметь выявлять адресанта (заказчика) текста, адресата (получателя), объект (предмет отображения) текста, определять цель и задачи, характер информации, функции, канал и носитель передачи информации, форма (устная или письменная), жанр текста, особенности его структуры, содержания и оформления, методы воздействия, наличие творческих приемов, тип авторства (открытое, скрытое, мнимое), наличие презентационных сигналов, однократность / многократность трансляции, особенности законодательного и этического регулирования. На контрольной работе каждый обучающийся получит три текста конкретной компании (рекламные или PR-тексты) для анализа в соответствии с усвоенной методикой.

Критерии оценки контрольных работ

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся в полном объеме обнаружил практические умения и навыки анализа или написания рекламных и PR-текстов определенных жанров в соответствии с особенностями их содержания, структуры и оформления, продемонстрировал творческие способности при выполнении заданий.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал умения и навыки анализа или составления рекламных и PR-текстов определенных жанров, но допустил незначительные погрешности в структуре и оформлении текста или его анализе.

Оценка «Удовлетворительно» ставится: 1) если обучающийся успешно справился лишь с двумя заданиями из трех; 2) если обучающийся в целом справился со всеми тремя заданиями, но допустил существенные ошибки при написании или анализе рекламных и PR-текстов.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится: 1) если обучающийся не выполнил более одного задания из трех; 2) если в работе содержатся грубые ошибки, демонстрирующие недостаточный уровень усвоения изученных тем.

Промежуточная аттестация (зачет)

Форма проведения зачета – письменная.

На подготовку ответа студенту дается 45 минут. При проведении зачета будет учитываться работа студента в аудитории (в том числе участие в дискуссиях, деловой игре, творческих проектах), выполнение домашних заданий, результаты коллоквиума, оценки за реферат и контрольные работы. Студенты, выполнившие и сдавшие все задания в срок и получившие за все работы оценки «5» и «4», могут получить зачет автоматом. Студенты, выполнившие своевременно и с положительной оценкой не все задания, но не менее половины из них, сдают зачет в письменной форме: пишут тест, отвечают на теоретический вопрос билета и анализируют рекламный или PR-текст определенного жанра либо составляют соответствующий текст по предложенным данным.

Вопросы к зачету

1.Понятие PR-коммуникации и PR-информации.

2.Реализация принципов успешной коммуникационной деятельности в сфере бизнеса и политики: принцип кооперативного сотрудничества П.Грайса.

3. Реализация принципов успешной коммуникационной деятельности в сфере бизнеса и политики: принцип вежливости Р.Лакоффа и Дж.Лича.

4. Реализация принципов успешной коммуникационной деятельности в сфере бизнеса и политики: принцип самоутверждения адресанта в глазах адресата. Коммуникативные импликатуры и пресуппозиции.

5.Коммуникативные неудачи в сфере бизнеса и политики и возможности их предотвращения.

6. Понятие письменных коммуникаций. Характерные особенности эффективных письменных коммуникаций.

7. Стилевые черты текстов письменных коммуникаций.

8. Основные типы письменных деловых коммуникаций.

9. Жанры служебной документации.

10. Жанры официально-деловой переписки.

11.Особенности деловой онлайн-коммуникации.

12. Разработка брифа для написания текстов в рекламной и PR-коммуникации.

13. Разработка имени бренда. Основные критерии удачного имени бренда.

14. Основные характеристики рекламных и корпоративных слоганов.

15. Особенности содержания и структуры политических слоганов.

16. Принципы разграничения текстов смежных коммуникационных форм: рекламных, журналистских и PR-текстов.

17.Основные подходы к определению PR-текста и его сущностных характеристик. Источники PR-текста: первичные и вторичные.

18. Понятие «жанр». Жанрообразующие признаки PR-текста.

19. Принципы классификации PR-текстов. Основные подходы к жанровой типологии PR-текстов. Основные группы жанров.

20. Оперативно-новостные жанры простых первичных PR- текстов. Пресс-релиз, его виды. Эволюция пресс-релиза. Веб-релиз и социомедиарелиз как новые формы пресс-релиза. Особенности структуры и содержания, правила оформления пресс-релиза. Информационное письмо. Приглашение, его виды. Структура и содержание приглашений.

21. Исследовательско-новостные жанры. Бэкграундер, его виды. Структура и содержание бэкграундера. Лист вопросов и ответов как жанр PR-текста. Аналитическая справка как жанр PR-текста.

22. Фактологические жанры. Факт-лист как жанр PR-текста. Биография как жанр PR-текста, ее виды.

23. Исследовательские жанры. Заявление для СМИ и открытое письмо как инструменты управления кризисными ситуациями в PR.

24. Образно-новостные жанры. Байлайнер, его виды. Поздравление и письмо как жанры PR-текстов.

25. PR-медиатексты, их жанровые разновидности.

26. Смежные PR-тексты, их виды.

27.Фотография как визуальная разновидность PR-текстов. Классификация фотографий в PR.

28. Общая характеристика комбинированных PR-текстов. Корпоративное издание, его цели и функции. Типовая структура (модель) корпоративного издания. Типология корпоративных изданий. Основные этапы создания корпоративного издания.

29. Пресс-кит, его цели и задачи. Структура пресс-кита и правила его оформления. Информационный пакет.

30. Политическая листовка, особенности ее структуры, содержания и оформления.

31.Особенности электронных PR-текстов. Возможности распространения интернет-текстов в PR.

32.Жанровая типология электронных PR-текстов. Структура интернет-релиза.

33.Рекламный текст (РТ) как коммуникативная единица. Формальные признаки РТ. Коммуникативные типы РТ.

34. Структура вербальной части РТ.

35. Рекламный текст (РТ) как текст креолизованного типа. Шрифт, цвет, изображение в РТ.

36. Звуковой потенциал РТ. Музыка, шумовые эффекты, звучание вербальной части РТ. Фоносемантика и фоностилистика РТ.

37. Лексические особенности вербальной части РТ.

38. Грамматические особенности вербальной части РТ. Средства экспрессивного синтаксиса в рекламе.

39. Речевое воздействие и языковое манипулирование в РТ. Речевые механизмы манипулирования. Стратегии и тактики языкового манипулирования в рекламе.

40.Функции и приемы языковой игры в РТ. Основные средства языковой игры в рекламе.

41.Основные функциональные стили и их использование в рекламном тексте.

42.Жанровое своеобразие рекламных текстов.

43.Принципы создания рекламных текстов для различных каналов размещения рекламы.

44.Учет фактора адресата рекламного сообщения при выборе языковых единиц. Речевой эпатаж и речевая агрессия в РТ.

45.Имплицитная информация в рекламном тексте.

46.Критерии коммуникативной эффективности рекламных текстов.

Критерии оценки на зачете

Оценка «Зачтено» ставится, если студент продемонстрирует достаточный уровень усвоения теоретических вопросов изучаемой дисциплины, а также умение анализировать и писать рекламные и PR-тексты разных жанров. Проверка знаний, умений и навыков будет осуществляться не только в день проведения зачета, но и во время работы студента на практических занятиях, по результатам выполнения внеаудиторных заданий, контрольных работ, оценок за реферат, участия в коллоквиуме, деловой игре и т.п.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не выполнил к зачету более половины аудиторных и внеаудиторных заданий, а также если не справился хотя бы с одним из трех вопросов билета на зачете.

Для пересдачи зачета обучающийся должен получить у преподавателя дополнительные задания, которые необходимо будет сдать на проверку в письменном виде до даты пересдачи зачета (минимум за 3 дня).

Основная литература

1. Балахонская Л. В. PR-текст: структура, содержание, оформление: учебное пособие. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/about/825-10181.html

2. Балахонская Л. В., Сергеева Е. В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учебное пособие. М., 2016.

3. Балахонская Л. В. Нейминг в бизнес-PR // Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR: уч. пособие. СПб., 2012. С. 86-108.

4. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе. М., 2012.

5. Брайен А. Гарнер. Эффективные письменные деловые коммуникации. М., 2014.

6. Данилина В. В., Луканина М. В., Минаева Л. В., Салиева Л. К. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Л. В.Минаевой. М., 2012.

7. Деловое письмо: учебно-справочное пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М., 2014.

8. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб., 2012. 384.

9. Кузнецов П. А. Копирайтинг & спичрайтинг: эффективные рекламные и PR-технологии. М., 2013.

10. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. М., 2013.

11. Речевая коммуникация в бизнесе / под ред. Л. В. Минаевой. М., 2011.

12. Самохвалова А. Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций: уч. пособие. СПб., 2012.

13. Слободянюк Э. П. Настольная книга копирайтера. М., 2011.

Дополнительная литература

1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2006.

2. Балахонская Л. В., Быков И. А. Специфика PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект // Научный вестник Воронежского архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2014. № 2 (22). С. 41-59.

3. Балахонская Л. В. Воздействующий потенциал звуковой стороны рекламного текста // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 6: Сб. статей / Отв. ред. А. Д.Кривоносов. СПб., 2008. С.114-121.

4. Балахонская Л. В. Рекламный текст как текст креолизованного типа // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2005

5. Брекендридж Д. PR 2. 0: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М., 2010.

6. Гундарин М., Гундарина Е. Пресс-релиз. Ростов н/Д., 2013.

7. Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети. М., 2008.

8. Иванова К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. М., 2006.

9. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations. М., 2004.

10. Интернет-технологии в связях с общественностью: Учебное пособие / Под ред. И. А. Быкова, О. Г. Филатовой. СПб., 2010.

11. Какорина Е.В. Язык интернет-коммуникации // Современный русский язык: Система – норма – узус. М.; 2012. С 273-278.

12. Карпушин Д. И., Чикирова С. А. Пресс-релиз: правила составления. СПб., 2007.

13.Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001.

14. Кривоносов А. Д. Визуальный PR-текст как инструмент медиарилейшнз // Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. статей. Вып.3 / Отв. ред. А.Д.Кривоносов. СПб., 2005.

15. Кривоносов А. Д. Корпоративное издание в свете теории связей с общественностью // Петербургская школа PR: от теории к практике: Сб. статей. Вып.2 / Отв. ред. А.Д.Кривоносов. СПб., 2004.

16. Лэйкифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации: стратегии и навыки. СПб., 2001.

17. Милехина Е. В. Стратегия письменных коммуникаций. М., 2004.

18. Минаева Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М., 2010.

19. Мирошниченко А. Как написать пресс-релиз. М., 2010.

20. Парабеллум А. Как писать продающие тексты: Коммерческие предложения, которые приносят миллионы. М., 2014.

21. Словарь рекламы и PR С. Ильинского IЭлектронный ресурсI URL:www.rsyinst.ru/library.php

22. Современный медиатекст / отв. ред. Н. А.Кузьмина. М., 2013.

23. Судоргина З. Копирайтинг: тексты, которые продаются. Ростов н/Д, 2014.

24.Уилкокс Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М., 2004.

25. Ходов А. Коммерческое предложение: секретные фишки. СПб., 2014.

26. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2010.

27.Чумиков А. Н. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью. М., 2010.

28. Шилина М. Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, особенности, тенденции развития // Медиаскоп. 2010. № 2. www.mediascope.ru

29. Шляхова С. С.Русский PR-текст: 100%-ное достижение результатов. Ростов-н/Д, 2009.

30. Grice H. P. Logic and conversation // Syntax and Semantics. New York, 1975. № 3. P. 41-58.

Перечень иных информационных источников

1.    www.advertology.ru

2.    www.sovetnik.ru

3.    www.raso.ru

4.    www.pressclub.host.ru

5.     sostav.ru

6.     adpro.tv

7.     press-release.ru

8.     adme.ru

9.     seo-copywriting.ru

10.     advesti.ru

11.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 221 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru