Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Современные теории коммуникации
5 сентября 2018
Преподаватель: Гурушкин Павел Юрьевич, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План практических занятий

Занятие 1. Общие теории коммуникаций и функции СМК. 6 ч.

Основные теории массовой коммуникации. Информационно-развлекательная функция СМК. Эффективное информирование и воздействие.

Занятие 2. Теории процесса массовой коммуникации. 6 ч.

Теории отбора и структурирования массовой информации. Теории культивации и эффектов СМК

Занятие 3. Взаимодействие СМК с аудиторией. 4 ч.

Теории воздействия СМК на аудиторию. Теория активной аудитории

Занятие 4. Эффекты СМК. 4 ч.

Теория и практика использования и формирования потребностей. Теория и практика социального обучения

Занятие 5. Взаимодействие СМК и власти. 4 ч.

Тоталитарная и авторитарная теории СМК. Либертарианская теория и теория социальной ответственности.

Занятие 6. Масс-медиа как социальный институт российского общества. 6 ч.

Основные черты СМК как социального института. Информационно - коммуникативное пространство. Состояние, проблемы и перспективы развития Интернета в РФ, печати и полиграфии, телевидения, радио.

Практические занятия ведет: Гурушкин Павел Юрьевич, канд. политических наук, доцент

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

4 часа. Теория массовой коммуникации Б. Вестли и М. Мак-Лина.

4 часа СМК и публичная сфера в концепции Ю. Хаберманса.

4 часа Научное определение понятия «пропаганда». Основные подходы к изучению.

4 часа Теория публики и толпы Г. Тарда

Вопросы к зачету

1. Место и роль МК в информационно-коммуникативном обществе.

2.Тенденции развития СМК в России

3..Общие теории коммуникации и функции МК.

4.Система СМК в современной России.

5.Теория «привратника».

6.Теория повестки дня.

7.Теория культивации.

8.Теория зависимости СМК от потребностей аудитории.

9.Теории эффектов СМК.

10.Теория социального обмена.

11.Теория социального обучения.

12. СМК и публичная сфера в концепции Ю. Хаберманса.

13. Теория публики и толпы Г. Тарда.

14. Научное определение понятия «пропаганда». Основные подходы к изучению.

15.Теория неограниченного влияния СМК.

16.Теория ограниченного влияния СМК.

17.Теория активной аудитории.

18.Теория социальной ответственности.

19.Тоталитарная теория МК.

20.Авторитарная теория МК.

21.Либертарианская теория.

22. Социальная ответственность СМК.

23.Коммуникативное воздействие.

Критерии оценки

Отметка «зачтено» - четкое определение основных понятий; умение привести примеры в соответствии с прослушанным лекционным курсом; умение самостоятельно проанализировать понятия и явления, предлагаемые для рассмотрения в ходе зачета; способность переносить теоретические знания в сферу практической деятельности.

Основная литература

1.    Медиакратия: современные теории и практики, под ред. Пую А. С., Бодруновой С. С. СПб., 2013.

2.    Современные теории массовой коммуникации : учебное пособие у курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" / И. П. Яковлев ; С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики, . - . - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

3.    Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010..

4.    Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / А. Г. Киселев. - М. : ЮНИТИ, 2010.

5.    Основы теории коммуникации : учебное пособие / О. Н. Недосека, М. Ю. Двоеглазова ; Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010.

6.    Теория коммуникации : учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальностям) "Связи с общественностью" и "Реклама" / О. Ю. Голуб, С. В. Тихонова. - М. : Дашков и Ко, 2011.

7.    Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии.- СПб,.2010.

Дополнительная литература

1.    Медиа: Введение. Под ред.А.Бриггза, П.Кобли. Пер. с англ.- М.,2005.

2.    Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. – Киев, 2008.

3.    Назаров М.Н. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М.,2002.

4.    Baran St.J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Calif., 2005.

5.    Основы теории журналистики : для студентов вузов, обуч. по напр. 031300 "Журналистика": для бакалавров / М. Н. Ким. - М. : Питер, 2013.

6.    Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / А. Г. Киселев. - М. : ЮНИТИ, 2010.

7.    Основы теории коммуникации : учебное пособие / О. Н. Недосека, М. Ю. Двоеглазова ; Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010.

8.     Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики / Л. М. Землянова ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2010.

9.    Теория коммуникации : учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальностям) "Связи с общественностью" и "Реклама" / О. Ю. Голуб, С. В. Тихонова. - М. : Дашков и Ко, 2011.

10.    Теория коммуникации : учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торг.-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012

11.    Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль дисциплин "Коммуникология"); учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков ; Междунар. акад. бизнеса и управления, Ин-т совр. коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко : Изд-во Шаркова, 2012.

12.    Быкова А.С. Массмедиа стран-членов Европейского союза: политико-правовые вопросы регулирования содержания информации. Спб., 2004.

13.    Засурский И. Реконструкция России.(масс-медиа и политика в 90-е Изд. МГУ,2001. 10.Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.

14.    Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004.

15.    Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие /Под. Ред. Я. Н. Засурского .- М.:Аспект Пресс, 2002.

16.    Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.

17.    Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской н-пр. конф. – СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002 -2014.

18.    Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы . Методологический анализ становления Интернета. - М. 2012

19.    Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии.- СПб,.2010.

20.    Straubhaar J., Laruse R., Communications Media in the Information Society. California, 1997.

21.     От пиктограммы до Интернета : краткий очерк развития средств информации и коммуникации / В. Ф. Познин; отв. ред. Е. П. Почкай ; С.-Петербургский гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. радио и телевидения. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Факультет журналистики СПбГУ, 2008.

22.    Брайант Д., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ.: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 432с.

23.    Информация. Коммуникация. Общество. - СПб.: Изд. СпбГУ, 2002.- 360с.

24.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. Ред. О.И.Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 608с.

25.    Куржиямский М.Ю. Социокоммуникативные процессы в современном российском обществе.- СПб., 2005.- 143с.

26.    Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Питер, 2003. - 396с.

27.    An Integrated Approach to Communication Theory and Research Edited by M. B. Salven D. W. Stacks –New Jersey. – 1996.

28.    Graiq T. R. Why Are There So Many Communication Theories? // Defininq Media Studies. Reflection on the Future of the field. - New York, Oxford. 1994.- Р.34-41.

29.    Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. – N.Y., 1999.

30.    Fiske J. Introduction to Communication Studies. – London., 1990.

 просмотров: 161 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru