Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Психология и педагогика высшей школы
31 августа 2018
Преподаватель: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

10 сентября. Предмет, задачи дисциплины «Психология и педагогика высшей школы». Современные образовательные системы. Развитие высшего образования. Социальные институты образования и высшего образования в России. Университет в российском образовательном пространстве. Принцип фундаментальности образования. Процессы в современном образовании. Воспитание как часть процесса образования.

17 сентября. Психолого-педагогическое проектирование. Педагогические технологии. Этапы и формы педагогического проектирования. Классификация технологий обучения высшей школы. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль. Интенсификация обучения. Проблемное обучение. Активное обучение и деловые игры. Технологии развивающего обучения.

24 сентября. Краткая история педагогического процесса. Основные исторические периоды педагогики (Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения). Русская и советская школа педагогики в высшем образовании страны. Мировые тенденции высшего образования.

1 октября. Основы проектирования учебного курса. Документы и нормативы системы высшего образования. Государственный образовательный стандарт, учебный план, объемы педпоручений, программа и рабочий план дисциплины. Методы обучения в высшей школе. Формы организации учебного процесса. Основы педагогического контроля. Основы подготовки к занятиям в высшей школе.

8 октября. Структура личности и педагогическая деятельность. Стили общения педагога. Психолого-педагогическое изучение личности студента. Общение и социально-психологическое воздействие. Роль педагогических способностей. Типология личности студента и преподавателя.

План семинарских занятий

Занятие 1. Знакомство и обсуждение нормативных документов, необходимых для педагогического проектирования: ГОС, Закон об образовании, нормативные акты, уставы вузов. Устав СПбГУ, Кодекс универсанта.

Занятие 2. Обсуждение литературы по психологии и педагогике. Доклады магистрантов.

Занятие 3. Критический анализ УММ по учебным дисциплинам магистратуры ВШЖиМК. Обсуждение домашнего задания.

Занятие 4. Выбор и обоснование темы для семестровой творческой работы. Дискуссия. Работа над составлением УММ по выбранной теме.

Занятие 5. Основы ораторского мастерства в высшей школе. Обсуждение докладов-эссе и упражнения. Просмотр видео-тренинга.

Занятие 6. Профориентационная работа в высшей школе. Синдром эмоционального выгорания в профессии. Способы психологической защиты. Социальные факторы риска.

Занятие 7. Педагогическое общение и педагогическая коммуникация. Коммуникативная культура педагога в системе профессиональной культуры. Минитренинг.

Занятие 8. Обсуждение творческих работ «Я – преподаватель».

Занятие 9. Обсуждение творческих работ «Я – преподаватель». Подведение итогов семинарских занятий. Рефлексия и обратная связь в работе преподавателя высшей школы.

Семинарские занятия ведет: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

1.    Творческое задание-тест после изучения лекционного материала трех модулей.

2.    Контроль посещаемости семинарских занятий.

3.    Проверка выполнения домашних заданий на семинарских занятиях.

Вопросы к экзамену

1.    Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Принцип фундаментальности образования.

2.    Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования.

3.    История педагогики высшей школы: периодизация и особенности.

4.    Педагогика высшей школы с античности до XVIII века.

5.    Появление психологического обоснования в педагогике, история развития в XVIII - XX веках.

6.    Педагогика высшей школы в России: история, этапы становления.

7.    Основные отечественные педагогические школы и течения.

8.    Методы обучения в высшей школе.

9.    Структура педагогической деятельности.

10.    Знания, умения и навыки как элементы системы педагогической деятельности.

11.    Формы организации учебного процесса в высшей школе.

12.    Основы педагогического контроля в высшей школе.

13.    Этапы и формы педагогического проектирования.

14.    Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.

15.    Активное обучение и деловые игры: назначение, виды, обоснование ведения.

16.    Современные формы ведения семинарских занятий.

17.    Информационные и дистанционные технологии обучения.

18.    Педагогическая коммуникация. Коммуникативная культура педагога в системе профессиональной культуры.

19.    Особенности развития личности в высшей школе. Психология профессионального образования.

20.    Психологические особенности обучения студентов.

21.    Стили общения педагога: тенденции, краткая характеристика.

22.    Структура личности и педагогическая деятельность.

23.    Основы проектирования педагогической деятельности: документация, правила составления программ и учебных планов.

24.    Работа педагога над собой: рефлексивное слушание, внимание, память, восприятие.

25.    Общие способности, специальные способности человека. Роль педагогических способностей.

26.    Закон об образовании, кодекс универсанта, правила обучения в системе университетского образования СПбГУ.

27.    СПбГУ в истории и педагогике высшей школы России: историческая справка и особенности обучения.

Критерии оценки

Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов: посещаемость семинарских занятий – 2 балла за занятие; активность на семинарских занятиях – 3 балла; представление УММ по сформированной слушателем дисциплине – 10 баллов; творческая работа «Я – преподаватель» - 25 баллов. Таким образом, в семестре слушатель может набрать до 80 баллов.

Процедура экзамена проходит по билетам. Билет состоит из двух вопросов. Второй вопрос - это оценка представленного образца УММ и творческой работы студента, которую он выполняет в течение семестра. Таким образом, оценку за второй вопрос на экзамене обучающийся получает в семестре (максимально 35 баллов).

Экзамен проводится 8 академических часов. На подготовку устного ответа (1 вопрос) магистранту дается 20 минут. На каждого отвечающего отводится в среднем 15 минут.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Слушатель, не выполнивший семестровую работу «Я – преподаватель», не набирает баллы для отличной отметки.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. «Хорошо» за ответ получают магистранты, показавшие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий или не выполнившие семестровые задания и не ответившие на устный вопрос. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

1.    Работа с понятийным аппаратом

Задание предусматривает самостоятельную работу и последовательное обсуждение основ психологических знаний, необходимых преподавателю журналистики применение их на практике.

Дополните фразы (возможно написание письменной работы в свободной форме, а также устное выполнение на занятиях и последующее обсуждение):

•    направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте с отвлечениями от всего остального есть наше...

•    наше восприятие мира связано с культурой, к которой мы принадлежим, а также с ...

•    итогом размышлений журналиста часто являются образы, которые служат ...

•    журналисту в беседах с героями своих будущих произведений часто приходится использовать такие свойства психики, как ...

•    типичные способы реагирования человека на жизненные обстоятельства называют характером, он имеет индивидуально-психологические особенности ...

2.    Обсуждение исследовательских и творческих работ философов, психологов. Обучающимся предлагается публичное чтение работы или фрагмента, просмотр документального фильма творческого психологического наполнения с последующим анализом и высказыванием своего мнения:

Н. А. Бердяев. Самопознание.

С. В. Максимова. Творчество: созидание или деструкция? (другие труды на усмотрение преподавателя).

Документальный фильм о роли внушения в трудах Н. П. Бехтерева (и другие на выбор преподавателя).

Список обязательной литературы

1.    Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе. – М., 2013.

2.    Гришанина А. Н. Психология и педагогика высшей школы. – СПб., 2015.

3.    Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. – М. – Екатеринбург, 2014.

4.    Корконосенко С. Г. Преподавание журналистики в высшей школе. Учебн. пособие. – СПб., 2015.

5.    Олешко В. Ф. Психология журналистики. – СПб., 2015.

Список дополнительной литературы

1.    Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.

2.    Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие. – Ростов-на/Д, 1999.

3.    Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2002.

4.    Виленский М. Я. и др. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. – М., 2005.

5.    Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2009.

6.    Гришанина А. Н., Жуковский А. Н. Опыт или знания: учиться, учиться и снова учиться? Журналистика и мир образования // Сборник научных трудов. – СПб., 2008. С. 143-148.

7.    Гулинская С. А. Профессиональное развитие педагогов как условие профессиональной успешности. – Кобрин 2008.

8.    Зарецкая И. Н. Основы этики и психологии делового общения. Учебник. – М., Оникс, 2010.

9.    Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2012.

10.    Каптерев П. Ф. История русской педагогики. – М., 1915.

11.    Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. – М., 1989.

12.    Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора. – М., 2012.

13.    Крысько В. Г. Психология и педагогика. – М., 2008.

14.    Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М., 2007.

15.    Соловейчик С. Человек свободный. Манифест / Учительская газета. 1 сентября. 1994 г. № 83.

16.    Сухомлинский В. А. Учитель – методист – наставник. – М., 1988.

Перечень иных информационных источников

1.    Психологическая газета // psy.su

2.    Психологический журнал // www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

3.    Русское психологическое общество // www.rps-arbat.ru

4.    Журнал «Медиаобразование» // edu.of.ru

5.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 248 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru