Журналистика. 2 курс
Продюсер информационных, аналитических и публицистических программ
12 сентября 2018
Преподаватель: Кобелев Константин Александрович, ст. преподаватель
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Продюсер в информационном, аналитическом и публицистическом вещании.

Телевизионные продюсеры – особенности профессии в России и западно-европейских СМИ. Классификация теле-продюсеров (линейное продюсирование, продюсер сегмента, шеф-продюсер). Формат СМИ, его влияние на продюсерские функции. Информационные холдинги, их влияние на повестку дня. Экономика и система ценностей, государственные и корпоративные СМИ в информационное поле. Поиск новостей: источники информации и методы отбора. Информационный материал и специальный репортаж – различие.

Занятие 2. Новостное продюсирование.

Событийная информация. Оперативность и эксклюзивность новостей как приоритетные характеристики. Работа с большим объемом информации и режим многозадачности. Информационный мониторинг, факт-чекинг. Верификация информации, проблема «фейков». Определение возможных источников информации для журналиста – интернет (агентства, сайты, в том числе газет и журналов, социальные сети и блоги), официальные органы власти, эксперты (живые носители информации, мнения, инсайдеры). Работа с источниками: достоверность, направления поиска, запросы поисковикам, проверка информации, сведения из блогов и соцсетей. Планирование командировок. Организация работы сети корреспондентов. Особенности работы с сетью стрингеров (независимые журналисты, внештатные авторы). Юридическое и экономическое сопровождение, оформление сделок по передаче информации и материалов контрагентам (гарантийные письма и договоры)

Занятие 3. Продюсирование аналитических и публицистических программ.

Информация, аналитика и публицистика: главные жанровые особенности, их влияние на производство и технологию программ. Структура аналитических отделов и художественно-публицистических редакций ТВ. Распределение задач и функций между редактором, продюсером, режиссером в аналитических и публицистических проектах. Проблема авторства. Автор и функционер. Штат сотрудников программы, технологическая база. Синопсис проекта – «пилот» программы – запуск производства. Длительность проектов (один год). Медиаметрия и рейтинги аналитических и публицистических программ.

Занятие 4. Досье продюсера.

Досье контактов (контрагенты, стрингеры, эксперты, гос.структуры). Досье проектов (идеи сюжетов, аналитических проектов). Подготовка досье – оформление, структурирование, вычленение главного. Подготовка плана работы над сюжетом. Информационный материал и специальный репортаж - разница в подходах, различия в подготовке и планировании.

План практических занятий

Занятие 1. Отбор новостей и тем для публицистических и аналитических программ – первый этап работы продюсера, от которого зависит весь будущий успех репортажа и программы в целом. Новость «сиюминутная» и новость «долгоиграющая». Событие для новостей и для итоговой программы – в чем разница.

Занятие 2. Борьба с «фейками». Протодосье – черновик, в котором собрана вся найденная информация. Обсуждение созданных студентами «протодосье», оценка их полноты и объективности.

Занятие 3. Планируем сюжет. Определяем хронометраж, оцениваем, что можно снять, а от чего можно отказаться. Необычный подход. Поиск новых поворотов в уже понятных темах. Поиск «эксклюзива». Эксклюзив рядом – главное, посмотреть на событие, ситуацию, тему с необычной стороны. Конкретные примеры, попытка поиска эксклюзивных поворотов и героев в темах репортажей.

Занятие 4. Подготовка к разговору с потенциальным героем и особенности построения самой беседы. Как правильно построить беседу? Чего нельзя говорить ни в коем случае? Как преодолеть внутреннее сопротивление человека? Как убедить в необходимости дать интервью? Классификация возможных спикеров (эксперты, звезды, простые люди).

Занятие 5. Рабочий день редакции. Полностью практическое занятие. Продюсируем сюжеты прямо в аудитории. Обсуждаем, что получается, а что нет – и почему. При необходимости корректируем планы сюжетов и съемочных дней. Каждый студент должен уложить весь процесс в один съемочный день.

Занятие 6. Рабочий день редакции-2. Полностью практическое занятие. Продолжаем продюсирование сюжетов, организацию съемочного процесса. Обсуждаем уже прошедшие съемки.

Занятие 7. Продюсер как соавтор материала. Подбор дополнительного видео, помощь в подготовке материала уже на стадии написания и монтажа сюжета.

Занятие 8. Специфика работы с «картинкой», ее отбор, съемки на месте событий, «подсъем».

Занятие 9. Особенности продюсирования разных репортерских жанров - специальный репортаж, расследование, исследование, аналитический обзор. Особенности подготовки и съемок.

Занятие 10. Просмотр готовых сюжетов – завершение. Тайное голосование за лучший сюжет.

Внутрисеместровый контроль

1. Творческие задания в процессе изучения лекционного материала и на практических занятиях.

2. Контроль посещаемости семинарских занятий.

3. Проверка выполнения домашних заданий на семинарских занятиях.

Пример тестового задания / Типовые вопросы (письменно)

1. Подготовить список из пяти текущих событий, которые могут стать темами репортажей для выпусков новостей и 5-ти тем для итогового информационно-аналитического формата.

2. Сбор информации на выбранную тему. Создание досье.

3. Планирование командировочных съемок по выбранным темам и событиям. Задание – просчитать всю логистику планируемых съемок.

Вопросы к экзамену

1. Сущность продюсерской деятельности в информационном и публицистическом вещании.

2. Телевизионное продюсирование. История возникновения профессии в телепроизводстве.

3. Функции продюсера в процессе информационного производства.

4. Функции продюсера в процессе аналитического и публицистического производства.

5. Особенности методов продюсирования.

6. Событие, факт, новость в работе продюсера.

7. Методика работы с информационным потоком. Досье контактов и досье проектов.

8. Критерии актуальной новости.

9. Информационный сюжет и специальный репортаж: продюсерская специфика.

10. Логистика съемочного производства.

11. Организация производства в продюсерской деятельности.

12. Организация съемки. Официальные обращения.

13. Материально-техническая база производства сюжетов.

14. Планирование производства.

15. Сетка вещания. Верстка выпуска.

16. Развитие электронных цифровых систем в СМИ..

17. Работа в команде. Психологические аспекты.

18. Производство сюжета: сценарный период. Эксклюзивные подходы.

19. Типы сценарных материалов в теле-производстве.

20. Работа с экспертами. Выбор героя сюжета или программы.

21. Работа продюсера с журналистами. Продюсер как соавтор в производстве сюжета

22. Продюсер в монтажном процессе. Работа с видеорядом.

23. Съемочный процесс в режимных организациях.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная.

На подготовку ответа магистранту дается не более 40 минут. Подготовка предусматривает краткое изложение основных аспектов темы, приведение примеров из практики вещания.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести примеры из современной практики телевизионного вещания, может грамотно ответить на любой, заданный экзаменатором вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ссылается на литературу из рекомендованного списка, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным. Помимо этого в ходе занятий и выполнения заданий обучающийся показал хорошие результаты, включая высокую посещаемость.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающися отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, но не приводит примеры из современной практики телевизионного вещания, ссылается на литературу из рекомендованного списка, но не может ответить на дополнительный вопрос экзаменатора, связанный с темой вопросов в билете. В ходе семестра принимал участие в дискуссиях не слишком активно. Имеются пропуски занятий.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, не очень уверенно оперирует основными понятиями, не может привести примеры и современной практики телепроизводства, ответ экзаменуемого не представляет собой логичный последовательный текст. На занятиях не был активен, имеются пропуски.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может привести примеры из практики телевещания, не может без подготовки ответить на вопросы второго билета, вытянутого дополнительно.

Список обязательной литературы

1.    Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М., 2014.

2.    Кузин С., Ильин О. Человек медийный. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении. М.,2011.

3.    Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

4.    Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций. Интернет-ресурс.

5.    Познин В.Ф. Экранное пространство и время. СПб, 2012

6.    Профессия – продюсер кино и телевидения: практические подходы/ под ред В.И.Сидоренко, П.К.Огурчикова. М., 2010.

7.    Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

8.    Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!. СПб., 2012.

9.    Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

10.    Шостак М.И. Новости прессы. Заметки, репортажи, интервью. М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

2. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М. 2003.

3. МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество / Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

4. Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

5. Мукусев В. Разберемся…: Фрагменты интервью, выступлений, статьи, сценарии и расследования разных лет. М., 2007.

6. Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 96 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru