Журналистика. 2 курс
Язык политической коммуникации
31 августа 2018
Преподаватель: Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

05 сентября. Язык политической коммуникации: определение понятия, базовая терминология.

12 сентября. Прагматика, стратегические и тактические ориентиры текстов политической коммуникации.

19 сентября. Своеобразие текстов политической журналистики в системе политической коммуникации. Основные стратегии и функции. Жанровые решения политического медиатекста.

26 сентября. Дискурсивные характеристики политического медиатекста.

03 октября. Рационально-логические и эмоционально-образные компоненты в текстах политической коммуникации.

План семинарских занятий

10 октября. Политическая терминология в журналистском тексте.

17 октября. Аргументация в политической журналистсике.

24 октября. Политическая цитата в журналистском тексте.

31 октября. Приемы разъяснения (популяризации) информации в политической журналистике.

07 ноября. Выразительные ресурсы политической журналистики: тропы и синтаксические фигуры (общая характеристика), оценочная лексика.

14 ноября. Метафора и ее функции в политической коммуникации.

21 ноября. Аллюзия и аналогия в политической коммуникации.

28 ноября. Интертекстуальность в политической коммуникации.

05 декабря. Устные жанры политической коммуникации: монолог, диалог, полилог.

12 декабря. Провокативные стратегии в политической коммуникации.

19 декабря. Приемы редактирования текстов политической коммуникации. Лингвистическая экспертиза текстов политической коммуникации.

Семинарские занятия ведет Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1.    Своеобразие языка и стиля текстов политической коммуникации.

2.    Своеобразие текстов политической журналистики в системе политической коммуникации.

3.    Жанровые варианты письменной политической коммуникации.

4.    Жанровые варианты устной политической коммуникации.

5.    Основные характеристики политического дискурса.

6.    Политическая терминология в журналистском тексте.

7.    Аргументация в политической журналистике.

8.    Политическая цитата в текстах СМИ.

9.    Приемы разъяснения (популяризации) информации в политической журналистике.

10.    Выразительные средства в политической журналистике: тропы и синтаксические фигуры (общая характеристика). Способы выражения оценки в политической журналистике.

11.    Интертекстуальность в политической коммуникации.

12.    Провокативные стратегии в политической коммуникации.

13.    Принципы редактирования текстов политической коммуникации.

Критерии оценки

Форма проведения зачета устная.

На подготовку ответа обучающемуся дается 40 минут.

Критерии оценки: по результатам выступлений на практических занятиях – 40%; по результатам ответа на вопросы к зачету – 60%. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, составляет 100.

Для получения зачета по итогам внутрисеместровой работы обучающемуся необходимо посетить не менее 70% аудиторных занятий (лекций и семинаров) и подготовить три презентации по проблематике курса.

Итоговая оценка выставляется с учетом ответа на зачете.

Оценка «Зачет» ставится, если при ответе на вопрос обучающийся демонстрирует всестороннее знание учебного материала, усвоил основную литературу по дисциплине и знаком с дополнительными источниками.

Оценка «Незачет» ставится, если у обучающегося пробелы в знаниях основного учебного материала, если он допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы и посетил менее половины лекционных занятий.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета для группы из 10 человек 3 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Акопов Г. Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М., 2014.

2.    Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

3.    Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010.

4.    Русская речь в средствах массовой информации. Речевые системы и структуры. СПб., 2011.

5.    Познер В. В. Прощание с иллюзиями: о себе, времени и России с пугающей откровенностью. М., 2012.

6.    Коньков В. И., Сметанина С. И. У времени в плену: инновационные речевые практики в коммуникативной среде интернета // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста. Екатеринбург. 2018. С. 40 – 44.

7.    Чудинов А. П. Политическая лингвистика: для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов М., 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

2.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

3.    Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе. Екатеринбург, 2006.

4.    Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана/ Пер. с фр. М., 2002.

5.    Желтухина М. Р. Комическое в политическом дискурсе конца ХХ века. Русские и немецкие политики. М.; Волгоград, 2000.

6.    Паршина О. Н. Российская политическая речь. М., 2011.

7.    Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр./Общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2008.

8.    Рис Н. Русские разговоры: культура и речевая повседневность эпохи перестройки/Пер. с англ. Н. Н. Кулаковой и В. Б. Гулиды. М., 2005.

9.    Сметанина С. И. Журналистский текст: культура понимания и редактирования // Методы понимания в журналистике и массовых коммуникациях: матер. научно-методич. семинара «Методы и методики понимания в журналистике и массовых коммуникациях». СПб., 2015. С. 111 – 116.

10.    Струкова Е. В. , Струков Д. Н. Методика анализа политического текста в СМИ // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте. Ставрополь. 2014. С. 54 – 55.

11.    Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М., 2006.

12.    Чудинов А. П. Динамика метафорических образов в российской политической коммуникации начала XXI века // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М., 2011. С. 53–62.

13.    Шейгал Е. И. Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте // Язык СМИ и политика. М., 2012. С. 121–161.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.rusrep.ru/article/2012/09/04/info_world

2.    http://journalist-virt.ru

3.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 142 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru