Журналистика. 2 курс
Интернет-коммуникации в политике
31 августа 2018
Преподаватель: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

6 сентября. Политическая коммуникация. Понятие политической коммуникации. Функции, структура, виды и средства политической коммуникации. Интернет как средство политической коммуникации.

13 сентября. Субъект-объектные отношения в политической коммуникации. Субъекты политики, их информационные интересы и потребности. Сетевая активность субъектов политики. Политические интересы и потребности сетевой аудитории.

20 сентября. Интернет-коммуникации и общественное мнение. Презентация общественного мнения в Интернете. Влияние сетевых ресурсов на общественное мнение. Оценка эффективности политической Интернет-коммуникации.

27 сентября. Социальные медиа как политический ресурс. Блоги и социальные сети как средство политической коммуникации. Информационные войны в Интернете. Цветные «Интернет-революции».

План семинарских занятий

Занятие 1. Официальные сайты органов государственной власти РФ как коммуникативный ресурс.

Занятие 2. Сайты российских политических партий и политиков.

Занятие 3 и 4. Политико-идеологическая карта российской блогосферы.

Занятие 5. Основная проблематика современного российского политического Интернет-дискурса.

Занятие 6 и 7. Политическая борьба в Интернете.

Занятие 8. Обзор политически ориентированных сетевые СМИ.

Занятие 9 и 10. Контент-анализ политических сайтов и их контента.

Занятие 11. Журналист в политической Интернет-коммуникации (дискуссия).

Занятие 12. Проблема информационной безопасности и регулирование политической коммуникации в Интернете.

Семинарские занятия ведет: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя: контроль посещаемости семинарских занятий и выполнение внеаудиторной работы. Обучающиеся должны подготовить обзор политически ориентированных сетевых СМИ и провести анализ пабликов и блогов российских политиков. Полученные результаты обсуждаются на семинарских занятиях (8, 9, 10).

Вопросы к экзамену

1.    Политическая коммуникация и ее виды.

2.    Интернет как средство политической коммуникации.

3.    Субъекты политики, их информационные интересы и потребности.

4.    Политические интересы и потребности сетевой аудитории.

5.    Влияние сетевых ресурсов на общественное мнение.

6.    Презентация общественного мнения в Интернете.

7.    Информационные войны в Интернете.

8.    Правовые проблемы Интернета.

9.    Правовое регулирование предвыборной агитации в Сети.

10.    Официальные сайты органов государственной власти РФ (общая характеристика).

11.    Сайты российских политических партий (общая характеристика).

12.    Сайты российских политиков (сравнительный анализ ресурсов системных и несистемных политиков).

13.    Основная проблематика современного российского политического Интернет-дискурса.

14.    Политическая борьба в Интернете.

15.    Обзор политически ориентированных сетевые СМИ.

16.    Политическая активность журналиста в Сети.

17.    Контент-анализ политических сайтов и их контента.

18.    Социальные медиа как политический ресурс.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – устный ответ.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.

Список обязательной литературы

1.    Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

2.    Интернет-СМИ. Теория и практика: учеб. пособие / ред. М. М. Лукина. М., 2010.

3.    Интернет-технологии в связях с общественностью: учеб. пособие. СПб., 2010.

4.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Бертран К. Ж. Кибержурналистика // Среда. 2004. № 3.

2.    Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., СПб., Киев, 2004.

3.    Бронников И. А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации. Автореф. дисс. канд. политич. наук. М., 2011.

4.    Бурдье П. Социальные условия международной циркуляции идей // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., СПб. 2005.

5.    Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

6.    Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

7.    Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Ч. 1. СПб., 2005.

8.    Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М.1999.

9.    Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб. 1999.

10.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

11.    Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М., 2007.

12.    Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М., 2001.

13.    Кола Д. Политическая социология. М., 2001.

14.    Корженева О. В. Политика в социальных сетях: диалог или поляризация // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие. СПб., 2012.

15.    Коханова О. С. Комментарий в итальянских политических блогах // Мировые тенденции медиасферы / под ред. С. С. Бодруновой. СПб., 2010.

16.    Литвиненко А. А. Трансформация политической коммуникации под влиянием социальных медиа (на примере США и Германии) // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие. СПб., 2012.

17.    Назаров М. М. Массовая информация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002.

18.    Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.

19.    Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. М., 2003.

20.    Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000.

21.    Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.

22.    Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

23.    Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.

24.    Чеснаков А. А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 1999. №4.

25.    Шарп Д. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. М., 2012.

26.    Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ. URL: www.library.spbu.ru

2.    ВЦИОМ. URL: wciom.ru

3.    Интегрум. URL: integrum.ru

4.    Левада-Центр. URL: www.levada.ru

5.    Медиалогия: мониторинг СМИ и соцмедиа. URL: www.mlg.ru

6.    Российская ассоциация политической науки. URL: www.rapn.ru

7.    ФОМ. URL: fom.ru

 просмотров: 109 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru