Журналистика. 2 курс
Работа оператора в документальном фильме
12 сентября 2018
Преподаватель: Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Творческий и технологический аспекты в работе видеооператора. Развитие операторской техники и влияние данного фактора на творческую составляющую документального фильма. Появление ручных кинокамер и способов синхронной записи изображения и звука. Появление видеокамер, их совершенствование. Особенности аналоговой и цифровой записи видеоизображения. Понятие широты изображения. Взаимовлияние освещенности объекта и его цветовых характеристик. Понятие цветовой температуры.

Лекция 2. Особенности работы видеокамеры в автоматическом и ручном режимах. Съемка видео с помощью современной фототехники. Использование оптики как способ формирования экранного пространства. Понятие линейной перспективы. Понятие оверлэпинга. Усиление эффекта линейной перспективы при использовании широкоугольных объективов. Смягчение эффекта линейной перспективы при использовании длиннофокусной оптики. Использование сверхширокоугольных объективов и насадок и телеоптики. Использование фильтров и диффузоров, изменяющих характер изображения. Понятие «оптической перспективы». Перевод фокуса. Размытый фокус.

Лекция 3. Световое и цветовое решение. Различные виды освещения. Виды осветительных приборов. Рисующий, заполняющий, контровой свет. «Эффектный» свет. Моделирующий свет, рефлексы и блики. Освещение фона. Освещение многофигурной композиции. Свет статический и динамический. Высокая и низкая световая тональности. Свет «реалистический» и «психологический». Портретное освещение. Свет на натуре. Цвет как дополнительная информация. Цвет как выразительное средство. Понятие дополнительных цветов. Эффект последействия. Понятие цветовой гаммы и колорита. Символика цвета. Характеристики цвета: яркость, насыщенность цвета, теплые и холодные тона, цветовые полутона, валёры, рефлексы. Влияние степени освещенности объекта на его цветовые характеристики. Понятие локального цвета, монохрома, динамического цвета. Фон и объект.

Лекция 4. Панорамирование и съемка с движения. Виды панорамирования с использованием штативной головки: панорама обозрения и панорама сопровождения. Техника, используемая при съемке с движения. Требования, предъявляемые к съемке с движения. Понятие темпоритма.

План семинарских занятий

Занятие 1. Обсуждение фотографий, сделанных студентами.

Занятие 2. Работа с освещением на базе Медиацентра.

Занятие 3. Работа с освещением на базе Медиацентра(продолжение).

Занятие 4. Практикум по съемке панорам.

Занятие 5. Презентация студентами сообщений об особенностях работы конкретного оператора.

Занятие 6. Презентация студентами сообщений об особенностях работы конкретного оператора.

Занятие 7. Презентация студентами сообщений об особенностях работы конкретного оператора.

Занятие 8. Обсуждение документальных фильмов с использованием спецэффектов.

Занятие 9. Обсуждение документальных фильмов с использованием спецэффектов.

Вопросы к экзамену

1.    Изобразительные ресурсы экрана

2.    Взаимовлияние технологического и творческого компонентов создания экранного произведения

3.    Выразительные средства, используемые оператором

4.    Композиция кадра. Виды композиции. Выделение смыслового и композиционного центра.

5.    Использование симметрии, ритма, ракурса.

6.    Виды перспектив и творческое их использование оператором для создание иллюзии глубины пространства.

7.    Характер изображения при использовании широкоугольной оптики.

8.    Характер изображения при использовании длиннофокусной оптики.

9.    Виды операторского света.

10.    Виды и характер освещения в зависимости от поставленной драматургической задачи. Понятие световой тональности.

11.    Цветовое решение кадра, эпизода. Понятие монохрома.

12.    Соотношение освещенности и характера цвета. Дополнительные цвета.

13.    Символика цвета. Амбивалентность светового и цветового решения.

14.    Виды панорамирования. Понятие темпоритма.

15.    Съемка с движения.

16.    Специальные виды съемок.

Критерии оценки (экзамен)

Экзамен проходит в форме собеседования. Оценка за экзамен по данной дисциплине выставляется также по результатам творческого задания – презентации. Презентация (не менее 20 минут) должна содержать анализ творчества одного из операторов, либо изобразительных и выразительных

приемов, связанных с творческим использованием оптики, съемки с движения, с

композиционным и световым или цветовым решением кадра, эпизода фильма.

Оценка «отлично» выставляется в случае полного, хорошо структурированного

ответа на теоретический вопрос и при выполнении творческого задания на высоком профессиональном уровне.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, если ответ на теоретический вопрос

недостаточно полный или творческое задание выполнено не на высоком уровне.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если творческое задание выполнено в недостаточном объеме и наполнении и при этом на теоретический вопрос был дан достаточно неполный и недостаточно структурированный ответ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при отсутствии выполненного творческого задания.

Список обязательной литературы

1. Головня А. Д. Мастерство оператора. М., 1995. Интернет-ресурс.

2. Долинин Д. А. Киноизображение для чайников. Интеренет-ресурс.

3. Дыко Л. П. Фотокомпозиция. Интернет-ресурс.

4. Железняков В. Н. Цвет и контраст. М. ВГИК, 2005. Интернет-ресурс.

5. Медынский С. В. Оператор. Пространство. Кадр. Учебное пособие. М., 2016. www.livelib.ru

6. Кузнецов И. Р., Познин В. Ф. Создание фильма на компьютере. СПб., 2005.

7. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб, СПбГУ, 2014.

8. Познин В. Ф. Техника и технология СМИ: радио- и тележурналистика. М., 2016.

9. Почкай Е. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. СПб, СПбГУ, 2000.

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

2. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

3. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

4. Мартен М. Язык кино. М., 1959.

5. Монтегю А. Мир фильма. Л., 1969.

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 91 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru