Журналистика. 2 курс
Практика создания документального фильма
12 сентября 2018
Преподаватель: Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Особенности режиссуры документального и научно-познавательного фильма. От замысла к конечному результату. Работа режиссера с автором. Основные драматургические приемы. Формирование замысла фильма, его стилистики и художественных приемов. Основные направления в современной отечественной режиссуре документального фильма.

Лекция 2. Подготовительный период. Работа режиссера и оператора в подготовительный период. Изучение материала. Определение мест съемки. Формирование съемочной группы. Создание режиссерского сценария. Определение в режиссерском сценарии поэпизодного построения фильма. Лекция Лекция 3. Взаимодействие режиссера с продюсером. Календарный план. Принцип составления календарного плана. Смета. Составляющие сметы. Подписание договора. Понятие форс-мажорных ситуаций.

Лекция 4. Организация и проведение съемочного периода. Функции каждого члена съемочной группы. Создание в группе дружелюбной и творческой атмосферы. Взаимодействие режиссера с оператором, звукооператором и другими членами группы. Умение мыслить монтажно, представлять место каждого эпизода и кадра в общей структуре фильма.

Лекция 5. Роль изобразительного и звукового решения. Работа режиссера с оператором, художником. Использование в фильме иконографии, анимации, спецэффектов. Использование постановочных элементов. Работа с актером и неактером. Роль ведущего.

Лекция 6. Подготовка и проведение монтажно-тонировочного периода. Взаимодействие изображения и звука. Использование закадрового текста.

Лекция 7. От чернового монтажа к чистовому.

Практические занятия

Занятие 1. (4 часа). Создание и обсуждение сценария документального или научно-познавательного фильма. Анализ способов динамизации зрительского внимания, сочетания в структуре фильма логического и эмоционально-эстетического. Определение темы, идеи, материала фильма. Драматургия фильмов-портретов, исторических и биографических фильмов.

Занятие 2. (4 часа). Создание и обсуждение режиссерского сценария, будущего изобразительного и звукового ряда фильма. Отбор материала для биографических фильмов. Поиск иконографических, фильмотечных и других изобразительных материалов. Поэпизодное построение фильма. Проработка всех компонентов фильма. Использование разнообразных изобразительных и выразительных средств, использование деталей. Создание соответствующей атмосферы.

Занятие 3. (6 часов) Съемочный период. Организация оптимального съемочного процесса. Композиционная организация кадра: сочетание документальности и эстетической обработки материала. Использование спецэффектов. Работа режиссера с постановочными эпизодами, реконструирующими событие. Включение в ткань фильма фильмотеки, иконографии, мультипликации. Темпоритм в документальном фильме. Создание единого стилистического решения фильма.

Занятие 4. (4 часа). Монтажно-тонировочный период. Работа над созданием звукозрительного ряда. Творческое использование музыки и шумов. Процесс «чернового монтажа». Сборка материал по эпизодам. Анализ «чернового монтажа». Написание дикторского текста. «Чистовой» монтаж.

Вопросы к экзамену

1. Коллективный характер творчества при создании документального фильма.

2. Основные этап работы над фильмом.

3. Подготовительный период. Работа над сценарием. Осмотр объектов. Работа с оператором. Операторская экспозиция.

4. Определение стилистики фильма. Понятие «монтажного мышления».

5. Съемочный период. Выбор объектов. Подготовительная работа с героями фильма.

6. Работа с оператором в процессе съемок.

7. Функции участников съемочного процесса.

8. Работа с редактором фильма.

9. Виды сценария. Режиссерский сценарий.

10. Поэпизодное построение фильма.

11. Составление сметы и календарного плана. Оптимальное использование времени.

12. Работа в павильоне, интерьере и на натуре.

13. Работа со звуком. Роль шумов в создании атмосферы эпизода, фильма.

14. Особенности работы с героями фильма. Способы документальной съемки.

15. Отбор фильмотеки и иконографии.

16. Использование специальных видов съемки и спецэффектов

17. Работа с монтажером. Монтажный лист.

18. Использование спецэффектов при монтаже.

19. Звуковое решение фильма. Отбор музыки и шумов.

20. Изображение и текст в документальном фильме.

Критерии оценки (экзамен)

Оценка выставляется по результатам практической работы и ответа на теоретические вопросы. Экзамен принимается в устной форме. Время ответа - 10 минут.

Оценка «отлично» выставляется в случае полного, хорошо структурированного ответа на теоретический вопрос и при условии активного участия студента в практических занятиях.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, если ответ на теоретический вопрос недостаточно полный или студент не нерегулярно посещал практические занятия.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент недостаточно полно ответил на основные вопросы и не ответил на большинство дополнительных вопросов, а также посетил менее 50% практических занятий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при отсутствии существенных

знаний по рассматриваемым вопросам и при невыполнении заданий по практическим занятиям.

Список обязательной литературы

1.    Беляев И.К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. Часть 1,2. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1998.

2.    Кузнецов И., Познин В. Создание фильма на компьютере. – СПб.: Питер, 2005.

3.    Медынский С. В. Оператор. Пространство. Кадр. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2016. www.livelib.ru

4.    Познин В. Ф. Техника и технология СМИ: радио- и тележурналистика. – М:Юрайт, 2016.

5.    Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб, СПбГУ, 2014.

6.    Ильченко С., Познин В., Почкай Е. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб, СПбГУ, 2003.

7.    Познин В. Основы монтажа изображения.СПб, СПбГУ, 2006.

8.    Рабигер Майкл. Режиссура документального экрана. - М.: Институт повышения квалификации работников радио и телевидения, 1999.

9. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистки МГУ// www.mediascope.ru

10. Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007.

Список дополнительной литературы

1.    Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

2.    Базен А. Что такое кино? М., 1972.

3.    Беляев И. К. Спектакль без актера: Записки режиссера документальных телефильмов.

4.    Головня А. Д. Мастерство оператора. М., 1995.

5.    Долинин Д. П. Киноизображение для чайников. Интеренет-ресурс.

6.    Железняков В. Н. Цвет и контраст. М. ВГИК, 2005.

7.    Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

8.    Монтегю А. Мир фильма. "Искусство" Ленинградское отделение, 1969.

9.    Познин В. Ф. Экранное пространство и время: психология восприятия, СПб, 2012.

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 95 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru