Журналистика. 2 курс
Речевые особенности и редактирование текста делового издания
4 сентября 2018
Преподаватель: Фещенко Лариса Георгиевна, канд. филол. наук, доцент
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

19 сентября. 26 сентября. Редактирование как вид деятельности. Редакционный менеджмент. Виды редактирования. Виды правки. Работа с текстом. Редактирование в журналистике и прикладных коммуникациях. Микроредактирование. Типологии ошибок.

03 октября. Текст как коммуникативная единица. Логическая структура текста и принципы редактирования.

10 октября. Заголовочный комплекс и совокупный заголовочный текст. Редактирование заголовочного комплекса и редакторский анализ совокупного заголовочного текста.

17 октября. Редактирование журналистского текста (жанровый аспект). Жанровый подход к редактированию рекламных и PR-текстов. Жанровая инструментовка корпоративного СМИ.

План семинарских занятий

24 октября. Виды правки. Юрлингвистическая экспертиза текстов СМИ. Медиаконфликты в аспекте редактирования.

31 октября. Микроредактирование. Типологии ошибок. Практическая работа.

07 ноября, 14 ноября. Логическая структура текста и принципы редактирования. Заголовочный комплекс. Совокупный заголовочный текст. Практическая работа. Внеаудиторная работа № 1.

21 ноября, 28 ноября. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы. Новостной дискурс. Интервью. Практическая работа. Внеаудиторная работа № 2.

05 декабря. Жанровая инструментовка издания. Практическая работа. Внеаудиторная работа № 3.

12 декабря. Итоговая практическая работа.

19 декабря. Анализ итоговой практической работы.

Практические занятия ведет: Фещенко Лариса Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельна работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра магистрант должен выполнить три внеаудиторных работы по основным темам дисциплины: редакторский анализ СЗТ первой полосы корпоративного издания, редактирование новости, редакторский анализ жанровой инструментовки издания. Методика анализа подробно описывается на лекциях и отрабатывается на практических занятиях.

Эмпирическая база: для выполнения внеаудиторных работ используются тексты и издания 2018 года (использование текстов 2017 года должно быть предварительно согласовано с преподавателем). Ссылка на источники в работе обязательна.

Качество выполнения внеаудиторных контрольных работ учитывается при прохождении промежуточной аттестации в форме экзамена и влияет на итоговую оценку.

Работы должны быть сданы на проверку в течение семестра – в соответствии с планом учебной дисциплины. Последний срок сдачи на проверку внеаудиторной работы № 1 – 15 ноября, внеаудиторной работы № 2 – 29 ноября, внеаудиторной работы № 3 – 6 декабря. Работы сдаются на проверку в электронном виде (word или power point, использование pdf не допускается).

Нарушение графика сдачи работы на проверку приводит к понижению оценки работы на один балл. При одновременной сдаче на проверку двух или трех работ экзаменационная оценка снижается на два балла. При сдаче на проверку работ, сходных до степени смешения (методические подходы к анализу, формальные характеристики текста), снижается оценка на экзамене обоим студентам.

По каждой теме проводятся аудиторные практические работы (срезовые контрольные работы, словарные диктанты, тесты, письменные задания и под).

Вопросы к экзамену

1.    Деловая пресса как стилистическое явление. Основные специфические типы речевого поведения в сфере делового общения.

2.    Стилеобразующая концепция делового издания. Стиль деловой прессы в сравнении с официально-деловым стилем.

3.    Требования к лексическому оформлению материалов делового издания.

4.    Синтаксическая организация текста, предназначенного для делового издания.

5.    Оценка и субъективная модальность как семантическая основа комментария в деловом издании.

6.    Морфологические средства выражения авторского «я» в деловом издании.

7.    Синтаксические средства выражения личностного начала в деловом издании.

8.    Соотношение типологических особенностей делового издания и его стилистической концепции.

9.    Речевые особенности деловой переписки и переговоров как разновидности полилога.

10.    Адаптации текстов, созданных непрофессионалами речи, к стилевой концепции делового издания.

11.    Речевой имидж представителя бизнес-кругов, формирующийся в интервью: изображение речи как стилевая задача.

12.    Особенности работы с информацией в деловом издании: инфографика.

13.    Речевая структура экспертного и публицистического комментария в бизнес-издании.

14.    Ключевые понятия бизнес-коммуникации: формирование оценочного контекста; особенности работы с терминологией.

15.    Культура деловой речи: нормативный и коммуникативный аспект.

16.    Обработка непрофессиональной речи в деловом издании.

17.    Выработка стилистической концепции издания.

18.    Специфика радио- и телевизионной речи на специализированных каналах. Редактирование письменного текста, предназначенного для устного воспроизведения

19.    Редактирование как вид деятельности. Виды редактирования. Виды правки. Типологии ошибок.

20.    Редакционный менеджмент. Практика редакторской работы.

21.    Этический аспект коммуникативно-речевой культуры журналиста. Правовые и этические аспекты редактирования медиатекста. Юрлингвистическая экспертиза текста СМК. Медиаконфликты.

22.    Коммуникативно-речевой аспект работы журналиста с сильными позициями текста. Заголовочный комплекс и совокупный заголовочный текст в аспекте редактирования.

23.    Комплексный редакторский анализ разных типов медиатекста.

24.    Логическая структура текста (на примере текстов массмедиа).

25.    Жанровая типология текстов СМИ и вопросы редактирования.

26.    Редактирование текста определенной жанровой формы.

27.    Редактирование родственных жанровых форм: пресс-релиз, информационное сообщение и рекламное объявление.

28.    Редактирование репортажа. Отчет в PR-коммуникациях и журналистике.

29.    Редактирование вопросного комплекса в интервью. Перевод устной речи в письменную. Лист вопросов и ответов.

30.    Редактирование как услуга и особенности инфраструктуры современного рынка текстовых услуг.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – традиционная (ответ на теоретические вопросы и выполнение практического задания).

Количество теоретических вопросов (1-2) зависит от работы на практических занятиях и результатов выполнения итоговой работы. Объем практического задания зависит от результатов выполнения внеаудиторных работ.

Оценка «Отлично» ставится, если в течение семестра магистрант активно работал на практических занятиях, ответил на вопросы в билете, продемонстрировал хорошее владение профессиональной лексикой, вовремя и качественно выполнил все внеаудиторные работы (главное – соблюдение методики анализа), получил высокую оценку за итоговую работу (правильно атрибутировал ошибки, продемонстрировал понимание специфики редакторской работы с разными видами текста). Магистрант может быть освобожден от необходимости отвечать на теоретический вопрос, если качество выполненных в течение семестра работ свидетельствует о наличии сформированных профессиональных компетенций по дисциплине.

Оценка «Хорошо» ставится, если магистрант активно работал на занятиях; ответил на вопросы в билете, но допустил несколько негрубых ошибок; продемонстрировал владение профессиональной лексикой; вовремя и качественно выполнил все внеаудиторные работы (главное – соблюдение методики анализа); получил положительную оценку за итоговую работу.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если магистрант ответил на вопросы в билете, продемонстрировал знание профессиональной лексики, но в контрольной работе и / или текущих работах по дисциплине допустил много ошибок, а также, выполнив все внеаудиторные работы, нарушил сроки сдачи работ на проверку, при этом получил положительную оценку за итоговую работу.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если магистрант не ответил на теоретические вопросы по дисциплине, выполнил контрольную работу с оценкой «незачет», пропускал практические занятия или не работал на практических занятиях, не выполнил все внеаудиторные контрольные задания или не был аттестован по этому виду учебной работы.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестового задания / Типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Аникина М. Е. Типология периодической печати. М., 2009.

2.    Блюмин А. М., Феоктистов Н. А. Мировые информационные ресурсы. М., 2012.

3.    Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество – СМИ – власть. М., 2013.

4.    Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб., 2011.

5.    Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ. СПб., 2009.

6.    Язык СМИ и политика. М., 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Акулы интервью: 11 мастер-классов. М., 2010.

2.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998.

3.    Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001.

4.    Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. М., 2003.

5.    Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 2004.

6.    Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994.

7.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

8.    Нечаев Д. Н. Деловые печатные издания России: становление, специфика, тенденции развития. Воронеж, 2006.

9.    Прохорова К. В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности. СПб., 2005.

10.    Рацибурская Л. В., Петрова Н. Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. М., 2011.

11.    Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002.

12.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.

13.    Фещенко Л. Г. Редактирование текста газеты: жанровый аспект. СПб., 2004.

Перечень иных информационных источников

1.    Библиотека СПбГУ - www.library.spbu.ru

2.    Научная электронная библиотека eLibrary - elibrary.ru

3.    Словари онлайн - slovaronline.com

4.    Грамота.ру - www.gramota.ru

5.    Объединенный каталог «Пресса России» - www.pressa-rf.ru

 просмотров: 164 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru