Журналистика. 2 курс
Речевая практика СМИ
11 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

5 сентября. Место речевой практики СМИ в структуре речевой практики общества. Общая характеристика. Активные процессы в речевой практике СМИ.

12 сентября. Стиль как речевая технология. Аудитория как участник коммуникативного акта. Образ читателя как категория текста.

19 сентября. Визуализация информационного потока в СМИ. Коммуникативные типы речи. Печатная речь. Телевизионная речь. Радиоречь. Отличительные особенности печатной речи в СМИ.

26 сентября. Модульные тексты в массовой коммуникации. Плоскостной принцип организации речевого материала.

3 октября Конфликтный текст. Принципы разграничения оценки и мнения (лингвистический аспект). Утверждение как тип речевого действия.

10 октября. Отличительные особенности речи (устной и письменной), рассчитанной на массовую аудиторию.

17 октября. Речь политического деятеля в СМИ.

План практических занятий

Занятие 1. Речевая концепция издания. Основные понятия. Речевая концепция издания массового общественно-политического издания.

Занятие 2. Речевая концепция делового издания

Занятие 3. Речевая концепция бульварного издания. Бульварный тип речевого поведения.

Занятие 4. Речевая концепция журнала моды.

Занятие 5. Речевая концепция оппозиционного издания. Агрессивное речевое поведение в массовой коммуникации.

Занятие 6. Речевые особенности изданий, ориентированных на молодежную аудиторию.

Занятие 7. Фатическая речь как конституирующий признак издания.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

Вопросы к зачету

1.    Место речевой практики СМИ в структуре речевой практики общества. Общая характеристика. Активные процессы в речевой практике СМИ.

2.    Стиль как речевая технология. Аудитория как участник коммуникативного акта. Образ читателя как категория текста.

3.    Визуализация информационного потока в СМИ. Коммуникативные типы речи. Печатная речь. Телевизионная речь. Радиоречь. Отличительные особенности печатной речи в СМИ.

4.    Модульные тексты в массовой коммуникации. Плоскостной принцип организации речевого материала.

5.    Конфликтный текст. Принципы разграничения оценки и мнения (лингвистический аспект). Утверждение как тип речевого действия.

6.    Отличительные особенности речи (устной и письменной), рассчитанной на массовую аудиторию.

7.    Речь политического деятеля в СМИ..

8.    Речевая концепция издания. Основные понятия. Речевая концепция издания массового общественно-политического издания.

9.    Речевая концепция делового издания

10.    Речевая концепция бульварного издания. Бульварный тип речевого поведения.

11.    Речевая концепция журнала моды.

12.    Речевая концепция оппозиционного издания. Агрессивное речевое поведение в массовой коммуникации.

13.    Речевые особенности изданий, ориентированных на молодежную аудиторию.

Фатическая речь как конституирующий признак издания.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – письменная. Обучающийся отвечает на предложенный вопрос по заранее подготовленным при самостоятельной работе текстам.

Время на подготовку – 40 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал способность квалифицировать текст как тот или иной жанр и умение обосновать свой ответ.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не посещал занятия и не может определить жанр текста, тип концепции издания, их речевые параметры.

Продолжительность устного собеседования по письменному заданию зависит от подготовки обучающегося и не превышает 15 минут.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Коньков В. И. Коммуникативная типология речи в практике обучения // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы третьей международной научно-практической конференции / Под ред. Н. А. Карлик и др. Том 1. СПб., 2012. С. 22-26.

2.    Коньков В. И. Открытые речевые образования как составляющие дискурса // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: Материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24-29 апреля 2012 г.) / под ред. Н.В. Панченко, Т. В. Чернышовой, А. А. Чувакина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 38-41.

3.    Коньков В. И. Речевая практика СМИ: достижения, проблемы, перспективы развития // Медиадискурс и проблемы медиаобразования: материалы Ι Международной научно-практической конференции (Омск, 27-29 сентября 2010 г.) / отв. ред. Н. А. Кузьмина. – Омск, 2011. С. 125-129.

4.    Коньков В. И. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.

5.    Коньков В. И. Тексты СМИ в структуре речевой практики общества // Мысль. Текст. Стиль: сб. статей, посвященный докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой / Под ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Коньков. СПб., 2011. С. 112 – 116.

6.    Коньков В. И. Типология речи СМИ в коммуникативном аспекте // Журналистика и культура речи. 2012. № 3. С. 6-19.

7.    Коньков В. И. Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. Т. 193. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. СПб., 2011. С. 25-28.

8.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

2.    Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

3.    Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

4.    Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

5.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

6.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

7.    Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

8.    Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

9.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

10.    Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

11.    Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

12.    Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

13.    Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

14.    Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

15.    Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

16.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

17.    Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

18.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

19.    Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

20.    Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

21.    Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002.

22.    Накорякова К. М. Литературное редактирование (любое издание).

23.    Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

24.    Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

25.    Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

26.    Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

27.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

28.    Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

29.    Толстой Н. И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

30.    Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

31.    Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ

library.spbu.ru

 просмотров: 124 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru