Журналистика. 2 курс
Семиотика визуальной коммуникации в интернет-СМИ
10 сентября 2018
Преподаватель: Якунин Александр Васильевич, кандидат филологических наук
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

Занятие 1 (2 ч). Визуальная коммуникация как предмет семиотического анализа.

Язык массовой коммуникации как совокупность знаковых систем. Специфика визуального медиатекста как носителя информации и смысла: особенности восприятия и интерпретации визуального знака с семиотической точки зрения.

Занятие 2 (2 ч). Семантический аспект (план содержания) визуального знака.

Семантическое поле визуальной коммуникации: использование естественных языков, функциональных, иконических, конвенциональных, вербальных, знаковых систем записи. Смыслы, ценности, идеи как содержание высказывания, выраженного в знаках.

Занятие 3 (2 ч). Специфика фотоизображения как элемента медиатекста. Функции фотографии, используемой в СМИ. Взаимоотношение текста и изображения в семиотической структуре медиатекста.

Занятия 4 (2 ч). Структурные отношения в семиотическом дискурсе СМИ. Синтактика, семантика, прагматика и их закономерности в медиапрактике.

Занятие 5 (2 ч). Человек как создатель и интерпретатор знака в медиатексте. Преломление треугольника Огдена-Ричардса, денотат и концепт, знаковая ситуация. Понятие репрезентации визуального текста и формы его искаженной интерпретации (криптоморфизм).

Занятие 6 (2 ч). Основные подходы к соотношению планов выражения и содержания в структуре визуального знака. Основные разновидности неклассического понимания семиозиса в визуальном высказывании (деконструктивизм, постструктурализм). Знак, символ, миф в визуальной культуре медиапространства.

Занятие 7 (2 ч). Интертекстуальность как фактор семиотических отношений в медиатексте. Принципы формирования и интерпретации значений, рожденных в интертекстуальном взаимодействии. Визуальное цитирование как форма реализации интертекстуальных отношений

План семинарских занятий

Занятие 1 (2 ч). Методы семиотического анализа визуального медиатекста.

Секвенциональный анализ визуального текста, его применение в практике анализа фотографии. Дискурсивный анализ, социально-семиотический анализ и их роль в постижении социальной действительности через медиа.

Занятие 2 (2 ч). Взаимодействие визуальной и вербальной коммуникации в медиапространстве. Принципы формирования и интерпретации значений, рожденных во взаимодействии изображения и вербального текста. Анализ семиотических отношений изображения и текста в публикациях СМИ.

Занятия 3-4 (4 ч). Интертекстуальные отношения в визуальной коммуникации.

Формы и принципы визуального цитирования. Анализ фактов визуального цитирования в журналистской практике.

Занятие 5-6 (4 ч). Семиотика невербальной коммуникации как элемент социально-политического пространства в СМИ.

Образ политика как объект семиотического анализа. Анализ политических символов, духовных ценностей, смыслов, присутствующих в медиадискурсе. Поведение, жесты, костюм как элементы визуального языка в фоторепортаже и фотопортрете.

Занятие 7 (2 ч). Семиотика событийности в новостных СМИ. Проблема объективности сообщений в новостных СМИ, Управление эмоциональностью в новостном дискурсе. Практикум семиотического анализа новостного выпуска: особенности визуального представления факта и освещения стоящего за ним события.

Список вопросов к зачету

1.    Визуальная коммуникация как предмет семиотического анализа.

2.    Язык массовой коммуникации как совокупность знаковых систем.

3.    Специфика визуального медиатекста как носителя информации и смысла: особенности восприятия и интерпретации визуального знака с семиотической точки зрения.

4.    Семантическое поле визуальной коммуникации: смыслы, ценности, идеи как содержание высказывания, выраженного в знаках.

5.    Типология знаковых систем, используемых в СМИ.

6.    Структурные отношения в семиотическом дискурсе СМИ.

7.    Синтактика, семантика, прагматика и их закономерности в медиапрактике.

8.    Понятие репрезентации визуального текста и формы его искаженной интерпретации.

9.    Соотношение планов выражения и содержания в эволюции визуального знака.

10.    Знак, символ, миф в визуальной культуре медиапространства.

11.    Взаимодействие визуальной и вербальной коммуникации в медиапространстве.

12.    Семиотика событийности в новостных СМИ.

13.    Знаки, смыслы, ценности социально-политического пространства, используемые в СМИ

14.    Семиотика интерактивности: средства визуальной коммуникации в Интернет-СМИ.

15.    Медиа-среда и медиа-культура.

Критерии оценки

Письменный зачет проводится по билетам, где сформулированы два вопроса. На ответ дается 30 минут. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора билета. Учащийся отвечает письменно в объеме не менее 500 знаков (один лист формата А4).

Оценка «Зачет» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний, полностью соответствующий содержанию темы.

Оценка «Зачет» ставится, если студент испытывает затруднения при ответе на один из вопросов, но в состоянии представить общее понимание стоящей за ним проблемы.

«Зачет» ставится в случае, если студент способен детально осветить один из вопросов, однако очень слабо ориентируется во втором.

Во всех остальных случаях ставится оценка «Незачет».

Список основной литературы

1.    Гринев-Гриневич С.В. Основы семиотики / СВ. Гринев-Гриневич,

Э.А. Сорокина. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 256 с.

2. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., «Искусство-СПб», 2010.

3. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». 2009. № 3 (7). С. 88–95.

Список дополнительной литературы

1.    Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /Под ред. Володиной М.Н. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.32-49.

2.    Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.

3.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /Под ред. Володиной М.Н. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.9-31.

4.    Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. № 4. С.320-329.

5.    Жан Ж. Знаки и символы. М., 2002.

6.    Жинкин Н. И. Язык-речь-творчество: Избр. труды // Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

7.    Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2-х тт. М., 1999.

8.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

9.    Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.

10.    Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики. Пер. с англ.2010.

11.    Мартынов В. В. Основы семантического кодирования: Опыт представления и преобразования знаний. Минск, 2001.

12.    Почепцов Г. Г. Русская семиотика. М., 2001.

13.    Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.-К., 2000.

14.    Розин В. Семиотические исследования. М., 2001.

15.    Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. Пособие. СПб., 2002.

16.    Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /Под ред. Володиной М.Н. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.401-407.

 просмотров: 273 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru