Журналистика. 2 курс
Коммуникативные технологии
5 сентября 2018
Преподаватель: Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психол. наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План практических занятий

Группы 17.М01, 17.М03, 17.М04

10 сентября

Занятие 1. Социально-коммуникативные технологии (2 часа)

1. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции.

2. Понятия технологии, социальной технологии, социально-коммуникативной технологии: определение, признаки.

3. Социальное пространство и социальное время как система координат технологического процесса.

4. Объекты управления в СКТ.

Занятие 2. Управленческий подход к социально-коммуникативным технологиям (2 часа)

1. Коммуникативное взаимодействие как технологический процесс: структура, этапы и функции.

2. Технологическая организация коммуникативного взаимодействия.

3. Технологическая организация коммуникативного пространства.

4. Структурно-функциональная матричная схема СКТ.

17 сентября

Занятие 3. Типология социально-коммуникативных технологий (2 часа)

1. Основные критерии типологизации СКТ: интенсивность воздействия, наличие обратной связи, характер взаимодействия между коммуникантами.

2. Типология PR-деятельности Д. Грюнига. Обобщенная типология СКТ.

Занятие 4. Теории коммуникативных источников (2 часа)

1. Основные характеристики эффективного коммуникатора.

2. Понятие эффективного коммуникативного источника.

3. Параметры и характеристики источников - доверие, правдоподобие, известность, симпатия, физическая привлекательность, власть.

4. Эмпирические исследования источников коммуникации.

24 сентября

Занятие 5. Аудитория как объект исследования теории коммуникации (2 часа)

1. Теория коммуникативных аудиторий.

2. Массовая аудитория. Аудитория как рынок.

3. Базовая типология аудиторий коммуникации.

4. Методология и методика исследования аудиторий средств массовой коммуникации.

Занятие 6. Пропаганда как прикладная коммуникативная технология (2 часа)

1. Пропаганда как социально-коммуникативная технология.

2. Происхождение пропагандистской деятельности. Ключевые пропагандистские кампании ХХ века.

3. Методы пропаганды, наиболее востребованные современной социальной практикой.

1 октября

Занятие 7. Коммуникативные технологии в рекламе (2 часа)

1. Российский и зарубежный опыт рекламного воздействия.

2. Рекламные технологии: история развития, российская специфика.

3. Эффективные рекламные методики.

4. Использование юмора и фактора страха в коммерческой и некоммерческой рекламе.

Занятие 8. Фандрайзинг как прикладная коммуникативная технология (2 часа)

1. Спонсорство, патронат, благотворительность как основные формы взаимодействия организаций - доноров и реципиентов.

2. Спонсоринг как комплексная деятельность.

3. Основные этапы фандрайзинга.

8 октября

Занятие 9. Коммуникативные технологии в ходе переговоров (2 часа)

1. Специфика «Гарвардской модели» проведения переговоров: разграничение между их участниками и предметом, выявление скрытых интересов сторон, поиск всех взаимовыгодных вариантов решения проблемы, опора на объективные критерии.

2. Достоинства и сравнительные ограничения «Гарвардской модели».

3. Особенности «жесткого подхода» (по Дж. Кэмпу): миссия переговорщика, состязание воли, сохранение контроля за ситуацией, «эффект Коломбо», техники открытых вопросов, контрвопросов и «связок», демонстрация поддержки, контроль за эмоциональным состоянием оппонента.

4. Сравнительный анализ эффективности «Гарвардской модели» и «жесткого подхода»

Группы 17.М02, 17.М05, 17.М06, 17.М07

15 октября

Занятие 1. Социально-коммуникативные технологии (2 часа)

1. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции.

2. Понятия технологии, социальной технологии, социально-коммуникативной технологии: определение, признаки.

3. Социальное пространство и социальное время как система координат технологического процесса.

4. Объекты управления в СКТ.

22 октября

Занятие 2. Управленческий подход к социально-коммуникативным технологиям (2 часа)

1. Коммуникативное взаимодействие как технологический процесс: структура, этапы и функции.

2. Технологическая организация коммуникативного взаимодействия.

3. Технологическая организация коммуникативного пространства.

4. Структурно-функциональная матричная схема СКТ.

Занятие 3. Типология социально-коммуникативных технологий (2 часа)

1. Основные критерии типологизации СКТ: интенсивность воздействия, наличие обратной связи, характер взаимодействия между коммуникантами.

2. Типология PR-деятельности Д. Грюнига. Обобщенная типология СКТ.

29 октября

Занятие 4. Теории коммуникативных источников (2 часа)

1. Основные характеристики эффективного коммуникатора.

2. Понятие эффективного коммуникативного источника.

3. Параметры и характеристики источников - доверие, правдоподобие, известность, симпатия, физическая привлекательность, власть.

4. Эмпирические исследования источников коммуникации.

Занятие 5. Аудитория как объект исследования теории коммуникации (2 часа)

1. Теория коммуникативных аудиторий.

2. Массовая аудитория. Аудитория как рынок.

3. Базовая типология аудиторий коммуникации.

4. Методология и методика исследования аудиторий средств массовой коммуникации.

5 ноября

Занятие 6. Пропаганда как прикладная коммуникативная технология (2 часа)

1. Пропаганда как социально-коммуникативная технология.

2. Происхождение пропагандистской деятельности. Ключевые пропагандистские кампании ХХ века.

3. Методы пропаганды, наиболее востребованные современной социальной практикой.

12 ноября

Занятие 7. Коммуникативные технологии в рекламе (2 часа)

1. Российский и зарубежный опыт рекламного воздействия.

2. Рекламные технологии: история развития, российская специфика.

3. Эффективные рекламные методики.

4. Использование юмора и фактора страха в коммерческой и некоммерческой рекламе.

Занятие 8. Фандрайзинг как прикладная коммуникативная технология (2 часа)

1. Спонсорство, патронат, благотворительность как основные формы взаимодействия организаций - доноров и реципиентов.

2. Спонсоринг как комплексная деятельность.

3. Основные этапы фандрайзинга.

19 ноября

Занятие 9. Коммуникативные технологии в ходе переговоров (2 часа)

1. Специфика «Гарвардской модели» проведения переговоров: разграничение между их участниками и предметом, выявление скрытых интересов сторон, поиск всех взаимовыгодных вариантов решения проблемы, опора на объективные критерии.

2. Достоинства и сравнительные ограничения «Гарвардской модели».

3. Особенности «жесткого подхода» (по Дж. Кэмпу): миссия переговорщика, состязание воли, сохранение контроля за ситуацией, «эффект Коломбо», техники открытых вопросов, контрвопросов и «связок», демонстрация поддержки, контроль за эмоциональным состоянием оппонента.

4. Сравнительный анализ эффективности «Гарвардской модели» и «жесткого подхода»

Практические занятия ведет: Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль проводится в виде дидактического тестирования. Допустимый минимальный уровень – 75 процентов правильных ответов. Примеры тестовых заданий представлены ниже.

Форма проведения аттестации

Письменная.

Вопросы к зачету

1.    Понятие и сущность коммуникации: определение, значения, общие черты, присущие коммуникации.

2.    Цели, функции и подходы к классификации коммуникации.

3.    Культура делового общения: правила делового общения, развитие социально-психологических умений.

4.    Барьеры эффективного делового общения: что мешает эффективному деловому общению, формы барьеров общения.

5.    Понятие и виды коммуникативной технологии.

6.    Высокоинтенсивные и низкоинтенсивные социально-коммуникативные технологии.

7.    Направления изменения средств коммуникации со времени появления новых технологии.

8.    Понятие социально-коммуникативной технологии.

9.     Этапы разработки социально-коммуникативной технологии.

10.     Основные характеристики СКТ

11.     Основные характеристики СКТ: искусственность, целенаправленность, технологичность.

12.     Основные характеристики СКТ: системность, планомерность, возможность тиражирования.

13.     Основные характеристики СКТ: креативность и стандартизация.

14.     Основные характеристики СКТ: дискретность, цикличность, оптимальность.

15.    Возможности эксперимента в контексте изучения коммуникаций.

16.    Свойства коммуникативных процессов с использованием СМИ.

17.     Манипулятивные технологии в средствах массовой коммуникации.

18.     Технологии коммуникативного воздействия в рекламе.

19.     Коммуникативные стратегии в рекламе: позиционирующие стратегии, оптимизирующие стратегии.

20.    Национальные особенности рекламной коммуникативной технологии.

21.     Интернальный и экстернальный подход к социально-коммуникативным технологиям.

22.     Пропаганда как социально-коммуникативная технология.

23.    Фандрайзинг как социально-коммуникативная технология. Основные этапы.

24.     Электоральные технологии как коммуникативно-технологический процесс

25.     Управление кризисными коммуникациями как социально-коммуникативная технология

26.     Формирование имиджа как социально-коммуникативная технология.

27.    Формирование и продвижение мифов и слухов как социально-коммуникативная технология.

28.    Спичрайтинг как социально-коммуникативная технология.

29.    Основное содержание «гарвардской модели» проведения переговоров.

30.    Особенности «жесткого подхода» проведения переговоров.

Критерии оценки при письменной аттестации

Оценки «зачтено» заслуживают магистранты, обнаружившие необходимое и достаточное знание учебного материала, успешно выполнившие предусмотренные в программе задания, усвоившие основную литературу, рекомендованную к изучению. Как правило, эта оценка выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «незачтено» выставляется магистрантам, обнаружившим существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, эта оценка ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Примеры тестовых заданий

1. К особенностям тоталитарной пропаганды нельзя отнести

а) культ героев;

б) образ коварного врага, ответственного на все беды;

в) идеализацию вождя;

г) дискуссии о необходимости великой цели;

2. Одно из перечисленных ниже свойств социальных манипуляций не является обязательным для этого феномена. Какое именно?

а) ненасильственность изменения намерений адресата;

б) опора на предполагаемые слабости адресата;

в) отношение к адресату как к орудию, инструменту;

г) сохранение у адресата иллюзии свободного выбора;

3. Одна из перечисленных ниже характеристик не может относиться к феномену макиавеллизма. Какая именно?

а) убеждение в моральной порочности других;

б) склонность к физической агрессии;

в) эгоистичность собственных намерений;

г) тактика лести и лжи;

4. В любом акте социальной манипуляции всегда встречается лишь один феномен из перечисленных ниже. Какой именно?

а) ложь;

б) вранье;

в) обман;

г) агрессия;

5. Информация из неназванного источника характерна для того пиара, который называют…

а) «белым»;

б) «серым»;

в) «черным»;

г) «розовым»;

Список обязательной литературы

1. Большаков С. Н. Психология массовых коммуникаций : учебное пособие / С. Н. Большаков, Н. П. Коваленко. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. - 158 с.

2.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 576 с.

3. Караяни А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учебное пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 247 с.

4. Чернова Г. Р. Психология общения : учебное пособие / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. - СПб. : Питер, 2012. - 240 с

Список дополнительной литературы

1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребления / Э. Аронсон, Э. Пратканис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 420 с.

2. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. - М. : Вильямс, 2004. - 432 с.

3. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации : учебное пособие / Д. П. Гавра. - СПб. : Питер, 2011. - 288 с.

4. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе.- СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

5. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии : учебник / В. Ф. Кузнецов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 302 с.

6. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века : монография / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1999. - 352 с.

7. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2003) : сборник научных трудов / Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет журналистики ; ред. В. И. Коньков. - СПб. : Роза мира, 2003. - 308 с.

8. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм-Еврознак, Нева, 2002. – 328 с.

9. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2012.- 304 с.

10. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник / Ф. И. Шарков. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2012. - 592 с.

11. Gardiner W. L. The Psychology of Communication / W. L. Gardiner; T. Santa; M. Pinkas. - Bloomington Trafford Publishing, 2008. 298 р.

12. Jacobs D. Interpersonal Psychology : Communicating Effective People Skills / D. Jacobs. – N.Y. : Kendall/Hunt Publishing Company, 2002. 300 р.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ . – Режим доступа: www.library.spbu.ru/er/ecat.html

2. Научная библиотека на платформе elibrary.ru . – Режим доступа: elibrary.ru/defaultx.asp

3. Научная библиотека КиберЛенинка . – Режим доступа: cyberleninka.ru

4. Цифровая база данных научных публикаций Jstor . – Режим доступа: www.jstor.org

 просмотров: 243 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru