Журналистика. 1 курс
Творческие студии
4 сентября 2018
Преподаватель: Балашова Юлия Борисовна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: истории журналистики

Практические занятия

05 сентября. Современные научные коммуникации. Специфика российской научной системы. Инфраструктура научно-популярной прессы: российский и зарубежный опыт.

12 сентября. Актуальные темы научно-популярной журналистики: энергетика и энергоэффективность, нанотехнологии, робототехника, медицина и биотехнологии, IT и телекоммуникации, астрофизика и квантовая физика, искусственный интеллект, изменение климата.

19 сентября. Проблема лженауки и мифотворчества. Дискуссионные темы в российском медиапространстве, например: проблема ГМО, реформа Академии наук, общее состояние науки, высшей школы и образования; проблемы, с которыми сталкивается современный российский учёный. Роль женщин в науке.

26 сентября. Научный инструментарий учёного (базы данных и другие ресурсы). Научный инструментарий научного журналиста: конференции, пресс-релизы, агрегаторы научных новостей, статьи, публичные лекции и пр.

03 октября. Научная тематика в общественно-политической прессе.

10 октября. Тематика научно-популярной прессы в зависимости от типа издания.

17 октября. Особенности работы с учеными в качестве ньюсмейкера.

25 октября. Жанры научно-популярной прессы: заметка, новость, интервью, очерк, статья, эссе, портрет учёного.

31 октября. Структура научно-популярной статьи.

07 ноября. Новые медиа в научной журналистике. Гибридизация и игровой элемент.

14 ноября. Выступление магистрантов с подготовленными материалами.

21 ноября. Выступление магистрантов с подготовленными материалами.

28 ноября. Выступление магистрантов с подготовленными материалами.

05 декабря. Выступление магистрантов с подготовленными материалами.

Контрольная работа

12 декабря. Представление и обсуждение пресс-кита о любом учёном: его публикационная активность, экспертная деятельность, международное сотрудничество, взаимодействие с медиа; в каких сферах он может считаться экспертом, что формирует его научную репутацию. На этой основе составляется бэкграундер. Помимо бэкграундера, магистранты пишут условный пресс-релиз его виртуального выступления в прессе по любой из тем. Пресс-кит должен также содержать аудио- видеоматериал.

19 декабря. Представление и обсуждение авторских научно-популярных текстов, написанных магистрантами. Данные тексты разделяются на два блока. Первый блок содержит пять (5) текстов, представляющих собой трансформацию научного текста в научно-популярный. Для этого магистранты обращаются к наукометрическим базам данных (e-Library, Academia, сайты ВАКовских журналов и журналов, входящих в Web of Science и Scopus, и др.), выбирают статьи по интересующей их тематике и трансформируют их в научно-популярные. В итоговом варианте должно получиться два столбца: исходный научный текст и получившийся научно-популярный. Второй блок содержит также пять (5) оригинальных научно-познавательных медиатекста, написанных магистрантами в разных жанрах (новость, интервью, очерк, статья, эссе, портрет учёного). Возможная комбинаторика может включать не более двух (2) интервью, новостных заметок и пр.

Критерии оценки (зачёт)

На зачёт студенты должны представить совокупность письменных текстов, оформленных в виде лонгрида. Лонгрид включает три раздела: 1) пресс-кит об учёном; 2) пять (5) оригинальных примеров трансформации научного текста в научно-популярный; 3) пять (5) авторских научно-познавательных медиатекстов, написанных магистрантами в разных жанрах.

Каждый из разделов оценивается в баллах, по пятибалльной системе. Минимальное количество баллов, достаточное для получения зачёта, – 9 (минимум 3 балла по каждой из позиций). Лучшие из лонгридов будут предложены для печати.

Список обязательной литературы

1.    Акопов А. И. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований. : RELGA. 2011. № 3. URL: www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa

2.    Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. М., 1978.

3.    Хорган Джон. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.

Список дополнительной литературы

1.    Алексеев М. Н. Сущность популяризации // Просто о сложном. М., 1977.

2.    Балашова Ю. Б. Публичная дискуссия о популяризации науки: риторика деструкции // Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума / отв. Ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015.

3.    Холдейн Дж. Как писать научно-популярную статью? // Природа. 1969. № 8.

4.    Blum, Deborah, Knudson, Mary, and Henig, Robin Marantz. 2006. A Field Guide for Science Writers. New York: Oxford University Press.

5.    Bowater, Laura, and Yeoman, Kay. 2013. Science Communication: A Practical Guide for Scientists. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell.

6.    Gregory, Jane, and Miller, Steve. 1998. Science in Public. Communication, Culture, and Credibility. Cambridge, MA: Basic Books.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 116 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru