Журналистика. 1 курс
Современный научно-познавательный фильм: виды и жанры
12 сентября 2018
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

Занятие 1. История становления и развития научно-популярного фильма. Период немого кино: просветительский фильм; 1930-е – 1950-е гг.: научно-популярный фильм; 1960-80-е гг. – научно-познавательный фильм; 1990-2000 гг.; телевизионный научно-познавательный и познавательно-развлекательный фильм. Виды и жанры научно-познавательного фильм. Научный, учебный, инструктивный и рекламно-презентационный фильм как разновидность научно-познавательного фильма. Основные жанры научно-познавательного фильма, адресованного широкому зрителю.

Занятие 2. Выразительные средства научно познавательного фильма. Использование средств и приемов игрового и документального фильма, анимации. Телепрограммы с участием известных ученых.

Занятие 3. Особенности драматургии научно-познавательного фильма. Способы динамизации зрительского интереса. Использование законов дидактики при популяризации научных знаний в научно-популярном и учебном фильме. Институт научного консультирования.

Занятие 4. Наиболее популярные темы современного научно познавательного фильма: биология, история, психология, футурология. Способы трактовки познавательного материала. Научное и псевдонаучное в современных познавательных фильмах.

План семинарских занятий

Занятие 1. Просмотр и анализ фильмов, созданных в жанре фильма-лекции, фильма-беседа и фильма-размышления. Сходство и отличие данных жанров. Эволюция фильма-лекции. Научно-познавательная беседа на телевидении. Авторское начало в фильме размышление.

Занятие 2. Телевизионное эссе как жанр научно-художественной публицистики. Сходство и отличие эссе от фильма-размышления. Анализ драматургического построения передачи или фильма, созданных в жанре эссе. Создание студентами заявки на фильм-эссе.

Занятие 3-4. Фильм-исследование. Способы имитации научного поиска. Эксперимент как структурообразующий элемент фильма-исследования. Эксперимент с животными и эксперимент социальных психологов с людьми. Понятие чистоты эксперимента. Анализ фильмов Лобкова из цикла «Научный детектив». Сравнительный анализ фильма «Я и другие» и его современного ремейка. Анализ методов съемки фильма-эксперимента. Анализ представленных магистрантами заявок на создание фильма-эссе. Задание – подготовка сценария собственного фильма (до 15 мин.).

Занятие 5. Просмотр и анализ фильмов о природе. Выявление методов съемки. Анализ выразительных средств и приемов. Просмотр и обсуждение отснятого и подобранного видеоматериала.

Занятие 6-7. Просмотр и анализ фильмов на историческую тему и фильмов об искусстве. Драматургия, нарративная структура и выразительные средства фильмов на историческую тему. Анализ способов использования иконографии, фильмотеки и видеотеки. Место «художественной реконструкции» в структуре фильма на историческую тему. Утверждение монтажного сценария.

Занятие 8-10. Монтаж фильма. Подготовка к публикации. Обсуждение.

Внутрисеместровый контроль

Включает в себя контроль посещаемости занятий, учебной активности, выполнения письменных заданий.

Промежуточная аттестация

Форма проведения зачета – письменная, по набору письменных работ, подготовленных к семинарским занятиям (1 сообщение, 2 рецензии).

Критерии оценки: «зачтено» - магистрант выполнил все письменные работы, «незачет» - магистрант не выполнил все письменные работы.

Список обязательной литературы

1. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения. Дис. док. фил.н., М., 2012.

2. Константинова Е.Г. Научно-популярное телевидение: специфика функционирования и перспективы развития. Дис. канд. фил.н., М., 2010.

3. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистки МГУ// mediascope.ru

Список дополнительной литературы

1. Болхонцева С.К. Научно – популярное кино//Сб. научных статей. – Л., 1991.

2. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно – популярного кино. – М.: Искусство, 1982.

3. Васильков И. Идея и тема в научно-популярном сценарии. — М.:ВГИК, 1977.

4. Васильков И.А. Научно – популярное кино и современность: Задачи и проблемы. – М., 1982.

5. Гинзбург В.Л. Еще раз к вопросу о популяризации науки//Наука и религия. – 2007. - №8. – С. 24

6. Дедюхина А. Как они делают это на канале «Дискавери»//Эксперт. – 2003. – № 44.

7. Жирков Г.В. Просветительская миссия журналистики: к 300-летию русской печати // Сб. статей. Вып. 3. – СПб, 2004.

8. Золотухина А.Н. Научно – популярное кино и специфика его пропаганды. – М.: Знание, 1985.

9. Капица С.П., Викторов В.Л., Николаев Н.Л. Между очевидным и невероятным. – М.: Искусство, 1985.

10. Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2002

11. Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007.

12. Лутаенко В.С. Эстетическая культура и научное кино. – Киев: Мыстэцтво, 1989.

Научно – популярное кино: Проблемы. Размышления. Споры. – СПб.: ВНИИИ, 1991.

13. Познин В.Ф. Выразительные средства научно-познавательного фильма. Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения.

14. Пронин А.А. Сценарий документального фильма. СПб., 2010.

Перечень иных информационных источников

Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 95 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru