Журналистика. 1 курс
Введение в методологию и историю науки
4 сентября 2018
Преподаватель: Кашеваров Анатолий Николаевич, доктор исторических наук, профессор
Кафедра: истории журналистики

План лекционных занятий

5 сентября. Введение в проблематику и структуру курса. Обзор источников и литературы.

12 сентября. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность.

19 сентября. Структура научного знания. Основания науки. Научная картина мира (ее возникновение и функции). Эмпирическое и теоретическое знание. Методология и методы научного исследования.

26 сентября. Научные сообщества. Исторические типы научных сообществ. Становление институциональных форм научной деятельности. Формирование междисциплинарных сообществ науки.

План практических занятий

3 октября. Источник как носитель информации. Классификация источников. Проблемы повышения информационной отдачи источника.

10 октября. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая наука и техника Нового времени (ХVII – ХIХ вв.). Неклассическая наука (конец ХIХ – первая половина ХХ вв.).

17 октября. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-технического прогресса. Этические проблемы науки в начале ХХI в.

24 октября. Научные традиции и научные революции. Понятие научных традиций. Научные революции как перестройка оснований науки.

31октября. Наука и экономика. Наука в условиях глобализации.

7 ноября. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

14 ноября. Наука и экология. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

21 ноября. Наука и религия: противостояние или соработничество.

Вопросы к экзамену

1. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность.

2. Структура научного знания. Основания науки. Научная картина мира (ее возникновение и функции).

4. Эмпирическое и теоретическое знание.

5. Методология и методы научного исследования.

6. Научные сообщества и их исторические типы. Становление институциональных форм научной деятельности.

7. Типология современных российских православных СМИ.

8. Методология и методы научного исследования.

9. Источник как носитель информации. Классификация источников. Проблемы повышения информационной отдачи источника.

10. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

11. Научные традиции и научные революции.

12. Наука и экономика. Наука в условиях глобализации.

13.Наука и экология. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

14. Наука и религия: противостояние или соработничество.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – устная. На подготовку ответа магистранту дается 15 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если магистрант имеет полное представление об основных процессах, определявших ход развития науки, может рассказать о ее ведущих тенденциях, проблемах и перспективах.

Оценка «Хорошо» ставится, если магистрант имеет полное представление об основных процессах, определявших ход развития науки, может рассказать о ее ведущих тенденциях, проблемах и перспективах; допускает незначительное количество фактических ошибок (названия, даты и т.д.).

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если магистрант имеет общее понимание основных процессов, определявших ход развития науки; может рассказать об основных ее тенденциях.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если магистрант не демонстрирует указанного выше понимания, не может ответить на вопросы из билета и на дополнительные вопросы.

Список основной литературы

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1965.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI - ХIХ вв. М.. 1984.

Виргинский В.С. , Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (1870 – 1917 гг.). М.. 1988.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины ХV в.). М., 1993.

Жмудь Л.Я. Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении. СПб., 1995.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.. 1997.

Кедров Б. Классификация наук. М., 1985.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1994.

Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки: историографический аспект проблемы. М.. 1982.

Кун Т. Структура научных революций. М.. 1975.

Лишевский В.П. Охотники за знаниями. Рассказы о творцах науки. М., 1990.

Микулинский С.Р. Очерки развития и истории научной мысли. М., 1988.

Наука и техника: Вопросы истории и теории. СПб., 2000.

НТР: анализ и перспективы. М.. 1991.

Попер К. Логика и рост научного знания. М.. 1983.

Развитие естествознания в России. М.. 1977.

Старостин Б.А. Становление историографии науки (от возникновения до ХVIIIв.).М, 1990.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.. 1981.

Список дополнительной литературы

Басин Я.З. Творцы и мастеровые. М.. 1988.

Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. М., 2009.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

Вопросы науки и техники: Сб. статей. СПб., 2008.

Горюнов В.П., Гура В.А., Ксенофонтов В.И. История и философия науки. Гуманитарные и социально-экономические науки. СПб., 2009.

Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.. 2003.

История и философия науки. Часть 1. История науки: Учеб. Пособие. СПб., 2006.

Капица П.Л. Научные труды. Наука и современное общество. М., 1998.

Ошарин А.ВУ., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М, 1998.

Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.. 1981.

Шмонин А.В. Некоторые аспекты истории зарождения технологий и представлений о них (первобытнообщинный строй – античность) //История науки и техники. 2005. № 5. С. 45 – 52.

Шмонин А.В. Развитие средневековых технологий и представлений о них //История науки и техники. 2005. № 6. С. 46 -0 54.

Шмонин А.В. Развитие технологий Нового времени и последующих периодов и предпосылки становления понятийного аппарата //История науки и техники . № 7. С. 37 – 46.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 222 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru