Журналистика. 1 курс
Социально-культурная проблематика в СМИ
31 августа 2018
Преподаватель: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

05 сентября. СМИ и культура: общность генезиса. Теоретико-методологические подходы к определению понятия «культура». Культурная инфраструктура мегаполиса. СМИ в ракурсе материальной и духовной культуры. Динамика ценностей в системе культуры. Субкультуры мегаполиса: религиозная, молодежная, детская, этническая в контексте диалога культур. СМИ в контексте культурной социализации.

12 сентября. СМИ в контексте социокультурных коммуникаций. Специфика информации в социокультурных коммуникациях. Генезис научных аксиологических парадигм общества. Концептосфера общества массовой культуры. Динамика СМИ в условиях глобализации: внедрение общих стандартов коммуникации и специфика трансляции информации.

19 сентября. Особенности освещения культурной жизни в СМИ. Культурологический аспект освоения действительности журналистом. Специфика создания медиа текста в зависимости от типологии СМИ: журналистика в лицах. Место СМИ в формировании семиотики городского пространства.

26 сентября. Тематические доминанты современных СМИ как отражение социокультурной динамики. Дифференциация социокультурной проблематики и специфика ее освещения в СМИ. Образцы кич-, мид-, арт-культуры в СМИ. Деятельность СМИ по сохранению культурного и природного наследия. Исторический город как объект наследия, а журналистика его популяризатор.

03 октября. Ценностные ориентиры общества, их актуализация в СМИ. Теоретико-методологические основы категории «ценность». Журналистская деятельность как аксиологическое осмысление действительности. Эстетические и нравственные ценности, транслируемые современными СМИ: стиль жизни и нравы. Семиотика мегаполиса и ценностные ориентиры ее освещения в СМИ.

10 октября. Культурные вызовы техногенной цивилизации. Культура как механизм мотивации деятельности современного общества, тенденции развития культурной инфраструктуры. Драматургия игры как способ презентации действительности в средствах массовой информации. Виртуализация культуры мегаполиса и ее мультимедийность: социокультурная динамика. Информационные технологии как доминанты современного культурного ландшафта.

План семинарских занятий

17 октября. Формирование семиотики городского культурного пространства средствами массовой информации. Теория и практика семиотики. Специфика предметного мира мегаполиса и ее освещение в СМИ. Европейский город культуры как бренд. Компьютерный дизайн в оформлении городского пространства. Продвижение гедонистических ценностей путем виртуализации жизни: интернет-услуги. Семиотика торгово-развлекательных центров: журналистский контекст. Анализ СМИ (по выбору слушателей), формирующих семиотику города.

24 октября. Стиль жизни мегаполиса в СМИ. Нравы и эстетика современного города. Интерактивность социальных институтов. Игра как инструмент социализации. Участие СМИ в формировании образцов социальной престижности. «Сетевое искусство» в культурном пространстве. Продвижение компьютерных арт-проектов средствами массовой информации. Уличное искусство. Обзор СМИ, формирующих современный стиль жизни (презентация). Характеристика ценностных приоритетов медиапространства.

31 октября. Перформативность в понимании городской культуры: журналистский контекст. Трансформации городов: урбанистическая и социальная теории. Креативные индустрии современного города. Интерактивность оформления выставок и уличного пространства. Массмедиа о классике и авангарде в залах музеев. Шопинг как вариант досуга. Специфика освещения культуры досуга в СМИ. Анализ журналистских публикаций заявленной тематики по выбору обучающегося.

07 ноября. Мир искусства в средствах массовой информации. Взаимодействие массового и классического искусства в медиапространстве. Новые художественные направления в искусстве, их популяризация в СМИ. Виртуальное искусство: видеополиэкраны, лазерная светотехника, компьютерная поддержка, анимация, инсталляция, хэппенинги, перформансы в городском пространстве, их актуализация в СМИ. Арт-журналистика о культурных событиях. Создать портрет журналистов, которые пишут о культурной жизни общества (отчет в форме текстового документа и презентации).

14 ноября. Информационные технологии в современном городе и их популяризация в СМИ. Специфика информации в социокультурных коммуникациях. Культурные вызовы техногенной цивилизации, их продвижение в СМИ. Световые и лазерные технологии в оформлении городского пространства. Реклама в контексте информационных технологий современного города. Информационные технологии в создании праздничного настроения мегаполиса: аналитическая работа в форме презентации.

21 ноября. Тематические доминанты современных СМИ о культуре. СМИ как ведущий популяризатор культурной жизни общества. Особенности освещения социокультурной проблематики с учетом специфики СМИ: общественно-политические, специализированные, массовые. Систематизировать специализированные издания о художественной культуре. Представить журналистику в лицах: персонификация журналистики о культуре (обобщения в форме презентации).

28 ноября. Игра как способ презентации социокультурной проблематики в СМИ. Теория игры: театр и СМИ. Социолог массового общества Ирвин Гофман о теории игры: техники презентации, ролевая дистанция в повседневной жизни и в масс медиа. Ток-шоу как феномен современного социокультурного пространства. Проанализировать использование данного жанра в журналистской деятельности. Выбор СМИ осуществляют слушатели. Аналитика представляется в форме текстового документа и презентации.

05 декабря. СМИ в контексте продвижения театральной концепции коммуникации мегаполиса. Исторические реконструкции: практика проведения и освещения в СМИ. Квест как форма организации досуга: журналистский контекст. Написать журналистские материалы об этих видах межкультурной коммуникации. Актуализация в СМИ деятельности специалистов, создающих социальные образы и формирующие впечатление: стилисты, модельеры, дизайнеры, косметологи, политтехнологи, PR-специалисты.

12 декабря. Фестивали и форумы как форма межкультурной коммуникации: специфика освещения в СМИ. Традиции фестивального движения: мировой и отечественный опыт. Новаторство Санкт-Петербурга в организации фестивалей. Подготовить к публикации журналистский материал о фестивале, в котором принимали личное участие. Сделать обзор освещения в СМИ фестиваля «Солженицынское пространтво: мультимедийное измерение», Международного театрального фестиваля «Александринский» и музыкального фестиваля «Серебряная лира» в контексте межкультурных коммуникаций Санкт-Петербурга. Предложенный список слушатель может расширить (отчет в форме презентации или журналистского текста для СМИ, в том числе, электронных ресурсов).

19 декабря. Новые коммуникационные каналы культурной информации: диалогичность взаимодействия. Переход от традиционных СМИ к новым. Электронная журналистика: перспективы развития направления о культуре общества. Феномен «цифровой» культуры. Проанализировать специфику современной трансляции социокультурной информации (отчет в форме презентации или фоторепортажа с размещением на конкурсной основе на сайте ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета).

26 декабря. Субкультуры современного города: взгляд журналиста. Субкультуры мегаполиса: специфика освещения в СМИ. Молодежная субкультура, этническая, детская и религиозная. Участие журналистов в формировании толерантности социокультурного пространства мегаполиса. Жанровое своеобразие освещения субкультур: массовые, общественно-политические, деловые, детские СМИ. Презентация освещения одной из субкультур в СМИ (по выбору обучающегося).

Семинарские занятия ведет: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Данный вид работы не предусмотрен.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется с применением условно-зачетной системы (максимальное количество баллов – 100). Учитывается количество посещенных культурных мероприятий (5 баллов – за одно мероприятие, максимально – 50 баллов; 10 баллов – за опубликованную работу, в том числе, интернет-ресурсы, 5 баллов – за неопубликованный материал).

Форма отчетности – творческие работы в количестве 5-8 (жанр по выбору слушателя) о посещении культурных учреждений Санкт-Петербурга и знакомства с уличным искусством города. Материалы о занятиях в культурном пространстве Санкт-Петербурга: музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры генеральные репетиции Александринского театра, участие в городских фестивалях, праздниках в форме отзывов, рецензий, фоторепортажей на конкурсной основе размещаются на сайте Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, рубрика «Арт-клуб».

Пропущенные аудиторные и выездные занятия на площадках городских учреждений культуры компенсируются презентацией по заявленной теме.

Вопросы к зачету

1.    Ценности художественной культуры в СМИ.

2.    Эстетические и нравственные ценности, пропагандируемые современными СМИ.

3.    Участие СМИ в формировании позитивного имиджа учреждений культуры мегаполиса.

4.    Тенденции развития культуры повседневности в СМИ: эстетика быта, гастрономическая культура, домашнее хозяйство.

5.    Стиль жизни, мода в СМИ.

6.    Актуализация мирового искусства средствами массовой информации.

7.    Поведенческие изменения среды мегаполиса под воздействием СМИ.

8.    Социальная сфера общества и ее освещение в СМИ.

9.    Религиозная журналистика мегаполиса: тенденции развития.

10.    Садово-парковая культура пригородов Санкт-Петербурга.

11.    Субкультуры мегаполиса: специфика освещения в СМИ.

12.    Детская пресса в условиях глобализациии.

13.    Молодежная субкультура в СМИ.

14.    Мир искусства в средствах массовой информации.

15.    Особенности освещения материальной, духовной и художественной деятельности в СМИ.

16.    Журналистская деятельность по сохранению культурного и природного наследия.

17.    Семиотика мегаполиса и специфика ее формирования средствами массовой информации.

18.    Влияние СМИ на развитие рынка культурных услуг.

19.    Виртуализация культуры мегаполиса как феномен техногенной цивилизации.

20.    Культурные традиции отечественного детского телевидения.

21.    Специфика формирования политической культуры общества средствами массовой информации.

22.    Экономическая проблематика в СМИ.

Критерии оценки

Зачет проводится в устной форме. Студент может получить зачет по итогам внутрисеместровой (текущей учебной) работы при достижении следующих результатов:

•    посещаемость занятий, участие в групповой работе на занятиях с элементами активных (интерактивных) форм обучения с последующей отчетностью в форме творческих работ о посещении учреждений культуры – 50 баллов;

•    выступление на семинаре с докладом в форме презентации: не менее двух раз – 20 баллов или публикационная активность – 50 баллов;

Если по итогам внутрисеместровой работы студент набирает менее 100 баллов, проводится устный опрос на зачете. Количество вопросов варьируется от 1 до 3 (в зависимости от дискуссионной, творческой, публикационной активности, своевременной отчетности о проделанной работе в течение семестра):

•    1 вопрос – до 80 баллов: оригинальные творческие работы, опубликованные в СМИ, в том числе, в интернет-изданиях;

•    2 вопроса – до 50 баллов: активность в посещении учреждений культуры, оригинальные творческие работы;

•    3 вопроса – свыше 30 баллов: низкий уровень творческих работ, отсутствует дискуссионная и публикационная активность.

На подготовку ответа предоставляется 20 -25 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа. Монография. СПб.: SCIENTIA, 2016.

2.    Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия. Львов: ПАИС, 2013.

3.    Основы журналистики: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. – М.: КНОРУС, 2016.

4.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог. фак-т, 2012.

5.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология /пер. с англ. Г. К. Ольховикова под ред. Д. Ю. Куракина. М., 2013.

2.    Бурдье П. О телевидении и журналистике: пер. с фр. М., 2002.

3.    Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4.    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2002.

5.    Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

6.    Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала 21 века). Чита, 2009.

7.    Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

8.    Журналистика. Общество. Ценности: колл. монограф. / ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб., 2012.

9.    Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2003.

10.    Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.

11.    Корконосенко С. Г. Медиаполис: новая среда для медиаличности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания; сост. Е. И. Кузьмин А. В. Паршакова. М., 2013. С.146-156.

12.    Культурология: история мировой культуры: учебник для студ. вузов / под ред. Н. О. Воскресенской. 2-е изд., стереотип. М., 2008.

13.    Лихачев. Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.

14.    Лотман Ю.Н. Тезисы к семиотическому изучению культур // Семиосфера. СПб., 2002.

15.    МакКуэйл Дэнис. Журналистика и общество. Учебник для журналистов. / Пер. с англ. М.: МедиаМир, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. 2013.

16.    Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие. СПб., 2008.

17.    Марьина Л. П. Социокультурная динамика СМИ: поиск новой эпистемологии // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: материалы 53-й межд. Научно-практ. конф., СПб., 2014.

18.    Марьина Л. П. Игровые технологии в современной журналистике: профессия и образование. Сб. материалов междунар. н.-пр. конф. «Проблемы гуманитарного образования в России: Филология. Журналистика. История // Под ред. Т. В. Стрыгина Пензенский гос. ун-т, 2016 № 4. С. 96-101.

19.    Марьина Л. П. Арт-журналистика в современном социокультурном пространстве: pro et contro // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сб. материалов межд. научно-практ. конференции. М., 2014.

20.    Марьина Л. П. Культурология журналистики: генезис современной науки // Sciences of Europe. Praha, Czech Republic, 2018, № 29/3. С. 3-8.

21.    Петров М. А. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М., 2010.

22.    Постмодернизм: энциклопедия. Минск, 2001.

23.    Российский гуманитарный энциклопедический словарь. СПб., 2002.

24.    Семиотика. Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М., 2001.

25.    Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.

26.    Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. 2004.

27.    Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М., 2011.

28.    Mariyna L. P. Dynamics of mass media in the context of global communications // Proceedings of the 7-th International conference on Eurasian scientific development. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015.

29.    Maryina L. P. Talk show as a modern cultural phenomenon// Global Sciences of Europe, Praha, 2016, p. 90-91.

30.    Maryina L. P. Global communications and mass media performativity of epistemology// Sciences of Europe, Praha, Czech Republic, 2017, VOL. 2, № 21. P. 3-5.

Перечень иных информационных источников

1.    Журнал социологии и социальной антропологии (ЖССФ). URL:// http jourssa.ru

2.    Научная библиотека им. Горького СПбГУ: library.spbu.ru.

3.    Научная электронная библиотека e-library.URL: http// elibrary.ru.

4.    Социологический журнал. URL: http// isras.ru/Sociological-magazine.html

5.    Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL:http://ecsocman.hse.ru.

6.    Историческая психология и социология истории. URL: http:// elibraryru.

7.    Официальный сайт «Художественного журнала» xz.gif.ru

8.    Официальный сайт журнала «Наше Наследие» www.nasledie-rus.ru

9.    Официальный сайт журнала «Искусство» www.iskusstvo-info.ru

10.    Официальный сайт журнала «Третьяковская галерея» www.tg-m.ru

11.    Официальный сайт петербургского журнала «Собака.ru». www.sobaka.ru

12.    Официальный сайт издательского дома «Коммерсантъ» www.kommersant.ru

13.    Официальный сайт газеты «Московский комсомолец» spb.mk.ru

14.    Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» www.aif.ru

15.    Официальный сайт газеты «Метро» www.metronews.ru

16.    Официальный сайт газеты «Петербургский дневник» www.spbdnevnik.ru

17.    Официальный сайт специализированного китайского журнала: xwdk.chinajournal.net.cn

 просмотров: 620 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru