Журналистика. 1 курс
Курсовая работа «Журналистика как социокультурный феномен»
31 августа 2018
Преподаватель: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

График работы над курсовой работой

Первая неделя. Определение темы, объектов и предмета курсового исследования в сфере культуры. Определение круга источников информации, методов сбора информации.

Вторая неделя. Определение эмпирической базы курсового исследования. Систематизация теоретических и эмпирических источников курсового исследования.

Третья неделя. Определение актуальности, проблемной ситуации и цели курсового исследования. Описание методологии курсового исследования.

Четвертая неделя. Представление модели организации курсового исследования. Применение методик анализа документальных источников в курсовом исследовании.

Пятая неделя. Определение круга экспертов курсового исследования. Структура работы.

Шестая неделя. Описание типов и характеристик аудитории СМИ, представленных в курсовом исследовании. Применение опросных методик в курсовом исследовании.

Седьмая неделя. Текст актуальности темы исследования и обоснования его проблемы. Степень разработанности темы. Теоретическая и эмпирические базы исследования.

Восьмая неделя. Хронологические рамки исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Методология и методика исследования.

Девятая неделя. Представление введения курсовой работы как программы исследования.

Десятая неделя. Применение методик типологического и статистического анализа в курсовом исследовании.

Одиннадцатая неделя. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Апробация результатов исследования.

Двенадцатая неделя. Интерпретация и операционализация. Корреляционный, факторный, кластерный, типологический виды анализа и возможности их использования.

Тринадцатая неделя. Правила, требования и графические формы публикации результатов. Обработка и представление эмпирических данных курсового исследования.

Четырнадцатая неделя. Отчет по курсовой работе. Анализ информации, полученной в ходе исследования.

Рекомендуемые темы курсовых работ

Направления курсового исследования предполагают уточнение и детализацию в соответствии с темами магистерских диссертаций.

1.    Журналистика как форма самопознания общества. Журналистика как форма бытия культуры.

2.    Культурные традиции и новации в журналистике.

3.    Социальные параметры культурного развития аудиторий СМИ.

4.    Журналистика как институт формирования ценностей

5.    Национальная история и культура как ценности в журналистском отражении.

6.    Журналистика как фактор национальной интеграции и консолидации.

7.    Аксиология журналистики как направление анализа массмедиа.

8.    Ценности в профессиональной деятельности журналиста.

9.    Ценности и антиценности в журналистике.

10.    Журналистика в формировании общественных идеалов и образов будущего.

11.    Эстетические и этические ценности в журналистике.

12.    Роль журналистики в культурных трансляциях и межкультурных коммуникациях.

13.    Концепция кросс-культурных исследований об особенностях развития и функционирования журналистики в различных культурах.

14.    Мифологическая концепция о роли социальных мифов и символов в журналистике.

15.    Экоантропоцентрическая модель коммуникации.

16.    Коммуникационная свобода личности, свобода журналиста и массовой информации.

17.    «Коммуникативная личность», «медийная личность», «человек журналистики» как антропологические типы.

18.    Типология сетевого поведения личности.

19.    Идентификационная модель: социальные статусы и виртуальные роли.

Критерии оценки

Форма аттестации – письменное курсовое сочинение.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование, предметом которого является анализ произведений политической журналистики. В работе следует продемонстрировать знание теоретических источников, текущей исследовательской практики и умение использования методов анализа и сбора информации. Курсовая работа должна быть написана по теме и плану, утверждаемым преподавателем. Отчетность по курсовому исследованию производится поэтапно, во время отведенное по расписанию.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится имеющий определенную научную ценность глубокий анализ избранной проблематики, а также показавший всестороннее, систематизированное и глубокое знание вопросов теории, свободное владение эмпирическим материалом. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Оценка «Отлично» ставится, если студент показал отличное владение теорией вопроса, глубокую самостоятельную разработку предмета исследования, продемонстрировал владение методами исследования, предъявил для защиты должным образом подготовленную работу.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится научный анализ избранной проблематики, а также показавший систематизированное знание вопросов теории, уверенное знание эмпирического материала. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Оценка «Хорошо» ставится, если в курсовой работе отмечаются достаточное для проведения исследования знание теории, хорошо проанализированная эмпирика и сделаны несущие в себе новизну выводы, а также наличествует не вызывающее замечаний оформление курсовой работы.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится логически последовательный разбор избранной проблематики, показавший определенное знание вопросов теории и эмпирического материала. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности при написании курсовой работы, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если в курсовой работе присутствует попытка теоретического обоснования исследования, собрана достаточная для анализа эмпирическая база, сделаны некоторые носящие объективный характер умозаключения, оформление работы сделано не по стандарту.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, или не подготовившему в установленные сроки курсовую работу, или допустившему в ее написании принципиальные ошибки, показавшему незнание теории и эмпирического материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если в курсовой работе отсутствует понимание теории избранной для анализа проблематики и не собрана доказательная эмпирическая база, а также, если работа выполнена несамостоятельно.

Список обязательной литературы

1.    Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред..-сост. В. А. Сидоров. – СПб: Петрополис, 2012.

2.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

2.    Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005.

3.    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования / Пер. с англ. – М.: Academia, 2004.

4.    Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1992.

5.    Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие: Монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

6.    Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с фр. Е. А. Самарской. – М.: «Республика», «Культурная Революция», 2006.

7.    Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 1999.

8.    Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Прогресс, 1986.

9.    Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. – M.: Московская школа политических исследований, 2003.

10.    Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. – М.: Праксис, 2011.

11.    Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

12.    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

13.    Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. – М.: Издательство «Логос», 1999.

14.    Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2.

15.    Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И. Ю. Алексеевой и А. Ю. Сидорова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

16.    Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

17.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

18.    Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006.

19.    Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. А. Коммуникационная свобода личности: субъекты и гарантии / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012.

20.    Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство-СПб», 2000.

21.    Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.

22.    Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. – М.: Кучково поле, 2007.

23.    Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002.

24.    Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Издательство АСТ, 2002.

25.    Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / Под общ. ред. В. А. Сидорова. – СПб.: Роза мира, 2009.

26.    Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992.

27.    Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. – М.: АСТ, 2008.

28.    Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., пер. и предисл. Д. Сильвестрова. – СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.

29.    Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. – М., – СПб.: Медиум. Ювента, 1997.

30.    Чапля Т. В. Аксиология информационного взаимодействия: теоретико-методологический анализ. – Новосибирск: Наука, 2006.

Перечень иных информационных источников

В курсовой работе обязательно используются материалы СМИ, посвященные актуальным событиям в мире культуры, соответствующие тематике и используемые в качестве эмпирической базы исследования.

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 169 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru