Журналистика. 1 курс
Журналистика сферы досуга
31 августа 2018
Преподаватель: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

05 сентября. Понятие досуга. Обыденное понимание досуга. Проблема научного определения досуга. Функции досуга. Виды и формы досуговой деятельности. Научное изучение проблематики досуга в мировой социально-гуманитарной мысли (этапы и направления исследований, теоретические модели и концепции).

12 сентября. Социокультурные характеристики досуга. Досуг как репрезентант социокультурной специфики общества. Досуг как показатель социально-экономического уровня развития общества. Досуг как социальный маркер. Досуг как область формирования и выражения идентичности индивида и/или социальной группы. Возрастные, гендерные, социально-статусные, этнокультурные особенности проведения досуга.

19 сентября. Историческая эволюция и современное состояние сферы досуга. Досуг в контексте культурно-исторической динамики общества. Досуговые возможности и особенности в различные исторические эпохи. Современные тенденции в развитии досуговой сферы: омассовление, коммодификация, приватизация, консумеризация, коммерциализация досуга. Досуг и стиль жизни в обществе потребления. Индустрия досуга.

26 сентября. Досуговые СМИ: общая характеристика. Понятия досуговой журналистики и досуговых СМИ как дискуссионная проблема. Место досуговых СМИ в общей системе средств массовой информации и их социокультурная роль в жизни общества. Типология досуговых СМИ. Функции досуговых СМИ. Отечественные досуговая журналистика и зарубежная журналистика развлечения (entertainment journalism). Профессионально-творческая специфика досуговой журналистики.

03 октября. Аудитория досуговых СМИ. Типология аудитории досуговых СМИ. Структура аудитории досуговых СМИ. Социальные, культурные, психологические характеристики аудитории досуговых СМИ. Особенности взаимодействия досуговых СМИ и аудитории.

План семинарских занятий

10 октября. Теоретические основы изучения досуговой деятельности. Собеседование в группе с привлечением материалов лекций и рекомендованной литературы.

17 октября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: досуг социально незащищенных категорий населения. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

24 октября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: реабилитационный досуг лиц с девиантным поведением. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

31 октября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: досуговые возможности населения периферийных регионов; этнокультурные особенности досуга. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

07 ноября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: этнокультурные особенности досуга. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

14 ноября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: гендерная специфика досуга. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

21 ноября. Досуговые практики различных социальных групп и их освещение в СМИ: возрастная специфика досуга. Представление самостоятельно подготовленных докладов с последующим обсуждением в группе.

28 ноября. Дискурс развлечения и просвещения в досуговой журналистике. Дискуссия в группе с привлечением рекомендованной научной литературы и текущих материалов СМИ.

05 декабря. Журналистика «Life style» и потребительская культура общества. Дискуссия в группе с привлечением рекомендованной научной литературы и текущих материалов СМИ.

12 декабря. Феномен игры в культуре и игровые стратегии в досуговой журналистике. Дискуссия в группе с привлечением рекомендованной научной литературы и текущих материалов СМИ.

19 декабря. Портрет мастера. Анализ творческого опыта любого представителя досуговой журналистики на выбор студента (автора, ведущего, создателя или редактора издания, канала и т.п.).

26 декабря. Творческий проект. Представление каждым магистрантом группы самостоятельной разработки любого жанра и формы в области досуговой журналистики.

Семинарские занятия ведет: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Обязательными требованиями к учащимся являются:

•    посещение лекционных и практических занятий;

•    выполнение домашних заданий к семинарам;

•    подготовка и представление на семинаре творческого проекта.

Вопросы к зачету

1.    Обзор литературы по курсу «Журналистика сферы досуга».

2.    Досуг как объект изучения. Основные этапы исследования досуга.

3.    Проблема определения досуга.

4.    Формы проведения досуга. Понятия «серьезного» и «обычного» досуга.

5.    Социокультурные характеристики досуга.

6.    Историческое развитие сферы досуга.

7.    Современные тенденции в развитии досуговой сферы.

8.    Особенности и проблемы освещения в СМИ досуговых практик различных социальных групп.

9.    Досуговая журналистика как объект научного изучения.

10.    Функции досуга и досуговых СМИ.

11.    Типология СМИ, функционирующих в сфере досуга.

12.    Роли журналистики в качестве источника информации о досуге, организатора досуга, специфической формы досуга.

13.    Аудитория досуговых СМИ: типология, структура, социальные характеристики.

14.    Взаимодействие досуговых СМИ с аудиторией.

15.    Потребительский контекст досуга и его журналистское отражение.

16.    Просвещение и развлечение в журналистике сферы досуга.

17.    Игровые стратегии в досуговой журналистике.

18.    Методы творческой деятельности в журналистике сферы досуга.

19.     Жанровые и стилевые особенности журналистики сферы досуга.

20.    Профессиональная культура и этика журналиста, работающего в сфере досуга.

Критерии оценки

Посещаемость занятий – 18 баллов, выступления на практических занятиях – 39 баллов; результаты ответа на вопросы к зачету – 43 балла. Максимально возможный результат слушателя за изученный курс составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 75 баллов) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять задания, предусмотренные программой практических занятий, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины.

Оценка «Незачет» (менее 75 баллов) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

К зачету допускаются студенты, выполнившие предусмотренные программой практические задания на семинарских занятиях. Семестровые задания сдаются на проверку преподавателю в течение семестра.

Форма проведения зачета – устный ответ на два вопроса в билете.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Список обязательной литературы

1.    Воскресенская М. А. Культуротворческий потенциал журналистики // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2012.

2.    Журналистика сферы досуга: Уч. пос. / под общ. ред Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.

3.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Акимова Л. А. Социология досуга. М., 2003.

2.    Акинфиев С. Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: Автореферат… канд. филолог. наук. М., 2008.

3.    Анненкова И. В. «Массовый человек» как адресат гедонистического дискурса современных СМИ // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2011.

4.    Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII–ХХ вв. / Отв. ред. Е. В. Дуков. СПб., 2006.

5.    Бутенко И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7.

6.    Волобуева Л. Н. Досуг в структуре образа жизни: Философско-культурологические аспекты. М., 2004.

7.    Гуцал Е. А. Реалити-шоу на современном российском телевидении: Автореферат. Екатеринбург, 2008.

8.    Доронкина Е. Г. Проблема осознания сущности досуга // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М., 1996.

9.    Доронкина Е. Г. Теоретические основы досуга // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М., 1997.

10.    Досуговая журналистика в России / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2009.

11.    Дубчак И. Е. Дискурс досуговых субкультур в интернет-пространстве // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2010.

12.    Дюмазедье Ж. Культурная революция свободного времени (реферат книги) // Культура в современном мире. М., 1991. Вып. 2.

13.    Зверева В. «Все как в жизни»: Реальные шоу на российском экране // Объять обыкновенное. Повседневность как текст по-американски и по-русски. М., 2004.

14.    Зверева В. Реальность «Дома-2» // Искусство кино. 2007. № 2.

15.    Куличкина Г. В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности. Пермь, 2008.

16.    Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2012.

17.    Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.

18.    Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.

19.    Орлов А. С. Социология рекреации. М., 1995.

20.    Познин В. Ф. От научно-познавательного к познавательно-развлекательному дискурсу // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2011.

21.    Понукалина О. В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология. Вып. 1.

22.    Самелюк М. М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: Диссертация… канд. социолог. наук. М., 2006.

23.    Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7.

24.    Федотова Н. А. Особенность реализации рекреационных потребностей аудитории в СМИ // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2009.

25.    Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. СПб., 2011.

26.    Функционирование СМИ в сфере досуга / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2010.

27.    Хренов Н. А. Мифология досуга. М., 1998.

28.    Ценностное содержание журналистики: Культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие в обществе / Под ред. В. А. Сидорова, Г. С. Мельник. СПб., 2009.

29.    Яценко Е. П. Концепции видов и функций досуга в монографии Роже Сю «Досуг» // Культура в современном мире. М., 1995. Вып. 3.

30.    A Handbook of Leisure Studies / Ed. By Chris Rojek, Susan M. Show and Antony J. Veal. Houndmills, UK: Palgrave Macmillan, 2007.

Перечень иных информационных источников

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 361 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru