Журналистика. 1 курс
Журналистика как социокультурный феномен
31 августа 2018
Преподаватель: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

5 сентября. Журналистика как социокультурный институт. Понятие института, статуса и роли в гуманитарных науках. Социокультурный статус журналистики. Журналистика как форма самопознания общества. Журналистика как форма бытия национальных культур. Взаимосвязь журналистики и СМИ с элементами культуры. Взаимосвязь журналистики и СМИ с социальной структурой.

12 сентября. Социокультурная эволюция журналистики. Культурные традиции и новации в журналистике. Урбанизация и массовая культура как факторы развития коммуникации и журналистики. Понятие медиаполиса. Социокультурные основания журналистской деятельности в условиях доминирования массовой культуры. Социальные параметры культурного развития аудиторий СМИ.

19 сентября. Журналистика как институт формирования ценностей. Ценность как мировоззренческая константа. Ценности в системе социокультурных взаимодействий. Принцип «отнесения к ценностям». Ценности, ценностные ориентации в социальных группах. Национальная история и культура как ценности. Роль журналистики в национальной интеграции и консолидации и в формировании национального характера.

26 сентября. Социокультурные основания исследования личности в медиапространстве. Интерпретации категории «антропология» в научной традиции. Антропология в системе социальных наук. Культурная антропология. Социальная антропология. Концепция аккультурации о роли журналистики в культурных трансляциях и межкультурных коммуникациях. Концепция кросс-культурных исследований об особенностях развития и функционирования журналистики в различных культурах.

3 октября. Эволюция социальной и культурной антропологии. Мифологическая концепция о роли социальных мифов и символов в журналистике. Антропология как учение о природе (сущности) человека. Философская антропология как особое направление в философии и как философский метод. Влияние антропологизма на общественные науки: концепции символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, экзистенциализма. Исследование проблемы человека в различные исторические эпохи.

План семинарских занятий

10 октября. Социокультурный статус журналистики. Литература для обсуждения: Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

17 октября. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. Литература для обсуждения: Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие: Монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

24 октября. Журналистика массового общества. Литература для обсуждения: Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с фр. Е. А. Самарской. – М.: «Республика», «Культурная Революция», 2006.

31 октября. Медиаполис как социокультурное явление. Литература для обсуждения: Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012.

7 ноября. Ценности в профессиональной деятельности журналиста. Литература для обсуждения: Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред..-сост. В. А. Сидоров. – СПб: Петрополис, 2012.

14 ноября. Ценности и антиценности в журналистике. Литература для обсуждения: Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / Под общ. ред. В. А. Сидорова. – СПб.: Роза мира, 2009.

21 ноября. Ценность рационального познания в журналистике. Литература для обсуждения: Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. – M.: Московская школа политических исследований, 2003.

28 ноября. Экоантропоцентрическая модель коммуникации. Литература для обсуждения: Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2.

5 декабря. Автор, герой и адресат журналистского произведения и типы взаимоотношений между ними. Литература для обсуждения: Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И. Ю. Алексеевой и А. Ю. Сидорова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

12 декабря. Ролевой анализ журналистики. Литература для обсуждения: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

19 декабря. Журналистика и культура повседневности. Литература для обсуждения: Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Прогресс, 1986.

26 декабря. Феномен медиакультуры. Литература для обсуждения: Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006.

Литература для обсуждения может корректироваться в зависимости от направлений подготовки магистерских диссертаций и тематики курсовых работ по дисциплине.

Семинарские занятия ведет: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика как социокультурный институт. Понятие института в гуманитарных науках.

2.    Социокультурный статус журналистики. Журналистика как форма самопознания общества.

3.    Функции журналистики в этнокультурном взаимодействии. Журналистика как форма бытия национальных культур.

4.    Социокультурная эволюция журналистики. Культурные традиции и новации в журналистике.

5.    Урбанизация и массовая культура как факторы развития коммуникации и журналистики.

6.    Понятие медиаполиса. Социокультурные основания журналистской деятельности в условиях доминирования массовой культуры.

7.    Социальные параметры культурного развития аудиторий СМИ. Взаимосвязь журналистики и СМИ с социальной структурой.

8.    Журналистика как институт формирования ценностей. Ценностно-образующая функция СМИ.

9.    Ценность как мировоззренческая константа. Ценности в системе социокультурных взаимодействий. Принцип «отнесения к ценностям».

10.    Понятия ценности и ценностной ориентации. Ценности и ценностные ориентации в социальных группах.

11.    Национальная история и культура как ценности. Роль журналистики в национальной интеграции и консолидации и в формировании национального характера.

12.    Аксиология журналистики как направление анализа массмедиа. Определение, объект и предмет аксиологии журналистики.

13.    Ценностный анализ как метод изучения журналистики. Журналистский дискурс как ценностная категория и субъект формирования ценностей.

14.    Ценности и антиценности в журналистике.

15.    Социокультурные основания исследования личности в медиапространстве.

16.    Антропология в системе социальных наук. Концепция аккультурации и кросс-культурных исследований в изучении журналистики.

17.    Эволюция социальной и культурной антропологии.

18.    Экоантропоцентрическая модель коммуникации.

19.    Автор, герой и адресат журналистского произведения и типы взаимоотношений между ними.

20.    Понятие статуса и роли в гуманитарных науках. Ролевой анализ журналистики.

21.    Журналистика и культура повседневности.

22.    Феномен медиакультуры. Определение, этапы становления м взаимосвязь с журналистикой.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается – 30 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 36% (2% за занятие), выступления на семинарских занятиях – 36% (3% за занятие); результаты ответа на вопросы к экзамену – 28%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Для получения оценки «отлично» по итогам внутрисеместровой работы необходимо: посетить не менее 80% занятий и регулярно выступать с отчетами на семинарских занятиях;

Все остальные оценки выставляются с учетом ответа на экзамене.

Оценки «отлично» (65 баллов и выше) заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» (55-64 балла) заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» (40-54 балла) заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» (39 баллов и ниже) выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Форма проведения экзамена – письменная (по билетам).

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред..-сост. В. А. Сидоров. – СПб: Петрополис, 2012.

2.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

2.    Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005.

3.    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования / Пер. с англ. – М.: Academia, 2004.

4.    Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1992.

5.    Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие: Монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

6.    Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с фр. Е. А. Самарской. – М.: «Республика», «Культурная Революция», 2006.

7.    Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 1999.

8.    Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Прогресс, 1986.

9.    Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. – M.: Московская школа политических исследований, 2003.

10.    Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. – М.: Праксис, 2011.

11.    Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

12.    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

13.    Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. – М.: Издательство «Логос», 1999.

14.    Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2.

15.    Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И. Ю. Алексеевой и А. Ю. Сидорова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

16.    Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

17.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

18.    Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006.

19.    Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. А. Коммуникационная свобода личности: субъекты и гарантии / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012.

20.    Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство-СПб», 2000.

21.    Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.

22.    Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. – М.: Кучково поле, 2007.

23.    Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002.

24.    Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Издательство АСТ, 2002.

25.    Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / Под общ. ред. В. А. Сидорова. – СПб.: Роза мира, 2009.

26.    Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992.

27.    Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. – М.: АСТ, 2008.

28.    Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., пер. и предисл. Д. Сильвестрова. – СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.

29.    Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. – М., – СПб.: Медиум. Ювента, 1997.

30.    Чапля Т. В. Аксиология информационного взаимодействия: теоретико-методологический анализ. – Новосибирск: Наука, 2006.

Перечень иных информационных источников

При подготовке к семинарским занятиям используются материалы СМИ, посвященные актуальным событиям в мире культуры, соответствующие тематике занятия и предмету обсуждения.

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 329 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru