Журналистика. 1 курс
Творческие студии: Фотожурналистика
10 сентября 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович,старший преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План практических занятий

1 Занятие. Введение, обзор курса. Роль Фотографии в СМИ. Классификация в фотожурналистике: новости, документальная фотография, пресс-фото, иллюстрация. Формы фотографических публикаций. Перспектива развития средств визуальной информации. Основные направления и тенденции в современной фотожурналистике. Каким должен быть фоторепортер. Профессиональные обязанности фотожурналиста в периодических изданиях. Сумма составляющих: художественная, изобразительная, техническая. Разделение в фотожурналистике. Литература и фильмы по теме Фотожурналистика, обучение. Составляющие прогресса в творчестве фотожурналиста, бильдредактора, исследователя: образование, самообразование, практика, критика. Работа фоторепортера в современных условиях. Принципы нравственного поведения фотожурналиста.

Задание: поиск темы для фотоистории, фотокниги.

2 Занятие. Поиск информации, агентства, информационные порталы. Селекция событий. Визуальная привлекательность. Форматы изданий, информационный повод, репортаж, документальная фотография и пресс-фото. Работа журналиста на съемке. Аккредитация, работа в пуле, коллективная работа на событии.

3 Занятие. Юридические аспекты в работе фоторепортера. Авторские права имущественные и неимущественные. Договоры с фотографами и фоторепортерами лицензиар, лицензиат. Права автора и редакции. Модел-релиз. NPPA и «Кодекс фотожурналиста в цифровую эпоху». Правовые нормы, принятые в различных структурах СМИ, регламентирующие возможности обработки изображений.

4 Занятие. Поиск темы для лонгрида, мультимедиа, фотоистории. Утверждение темы.

5 Занятие. Практическая фотография. Факты и интерпретация. Вымысел и реальность. Организация работы отечественных и западных фотографов. Фото архив. Пленка и цифра. Хранение цифровых фотографий. Создание и работа с архивами, атрибутирование. Примеры их журналистской практики. Российские и зарубежные фотомастера. Фотожурналистика сегодня. Конвергенция в журналистике. Мультимедиа.

6 Занятие. Основы графической обработки цифровых оригиналов. Смешанные аналогово-цифровые процессы. Программы для обработки фотоизображений – «просмотровики» и «редакторы»: Photoshop, ACDSee, FastStone, Picasa, Photostation, Photo Mechanic, их использование, преимущества и особенности. Правовые и этические критерии, обуславливающие возможность редактирования исходного файла в фотожурналистике.

7 Занятие. Тоновая и цветовая коррекция. Понятие тоновых диапазонов. Гистограмма. Команда «Яркость/контраст». Команда «Уровни». Команда «Кривые», понятие градационной кривой. Цветовая коррекция. Фильтр нерезкого маскирования. Ретушь старых изображений, основные приемы исправления технических дефектов. Что разрешено и что запрещено фотожурналисту в обработке фотоизображения.

8 Занятие. Два пути дальнейшего развития СМИ – офлайн и онлайн. Будущее журналистики – сочетание онлайн и офлайн контента. Принципы разделения на онлайн и офлайн – что лучше размещать и где.

9 Занятие. Практические примеры работы фоторепортера для СМИ. Разбор репортажа. Встреча с фоторепортером (коллега из агентства или газеты).

10 Занятие. Проблемы достоверности цифрового изображения. Понятие о файле-оригинале. Способы идентификации оригинала. Метаданные и как с ними работать. Этические проблемы обработки изображений в цифровую эпоху.

11 Занятие. Фотография в традиционных электронных СМИ. Использование фотографии на телевидении. Фотография как способ подачи новостей на телевидении. Фотография в онлайновых версиях традиционных СМИ и в Интернет-СМИ. Особенности верстки интернет-изданий. Слайд-шоу и интерактивные мультимедийные приложения и другие дополнительные возможности новых технологий.

12 Занятие. «Народная» фотожурналистика. Фотография в социальных сетях и блогах, фото хостинги Flickr, Яндекс-фотки и т.д. Фотография в Facebook, LJ, VK, возможность размещения и использования.

13-14 Занятие. Новые методы репрезентации в современной фотожурналистике.

Фотоблоги и фотосайты. Выразительные возможности современных мультимедийных технологий репрезентации фотоизображений. Flash как интерактивная среда создания мультимедийного контента. Альтернативные Flash-технологии. Современная фотожурналистика в качестве новых медиа. Проект Mediastorm, Readymag и другие. Персональные сайты фотографов, новая документалистика и арт.

Коллоквиум

15 Занятие. «Кризис фотожурналистики» и пути его преодоления. Обсуждение кризиса фотожурналистики. Портал «Photographer.ru», статья Грации Нери «Фотожурналистика сегодня». Сдача практических работ. Обсуждение работ коллег.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – собеседование с обсуждением работ за семестр и по выполненной работе – фотоистория, фотокнига, лонгрид

На подготовку ответа студенту дается 15 минут

Оценка «Зачет» ставится, если сделаны и сданы все текущие фотоработы по заданиям в семестре и фотоистория. Пропуск занятий не более четырех.

Оценка «Незачет» ставится, если пропущено более четырех занятий и не приняты 3 и более задания, или не сдана фотокнига.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа

Номер задания    Название задания    Балл за выполнение задания без нарушений    Балл за выполнение задания с нарушениями

Задание 1.    Поиск темы для фотоистории    При выполнении 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Задание 2.    Фоторепортаж с события    При выполнении 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Задание 3.    Фотопортрет героя    При выполнении 10    Задержка более чем на неделю – 5

Задержка более чем на две недели – 0

Задание 4.    Подготовка и обработка фотографий для публикации    При выполнении 10    Задержка более чем на неделю – 10

Задержка более чем на две недели - 0

Задание 5.    Создание фотокниги в выбранном формате    При выполнении 30    Задержка более чем на неделю – 5

При рейтинге свыше 60 баллов – оценка «отлично», в диапазоне 40-60 - «хорошо», 30-50 – допуск к зачетам.

Список основной литературы

1.    Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2.    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

3.    Беленький А. И. Практическая фотография: учебное пособие для студентов высш. уч. заведений – СПб., 2013. – 7,5 п.л.;

4.    Беленький А. И. Фотосъемка в сложных условиях. - СПб., 2012. - 128 с.

5.    Никитин В. А. Вторая реальность: Сб. Статей. Вып. 2. под ред. В. А. Никитина. СПб. 2008 184 с.

6.    Сонтаг С. О фотографии. – М. ООО «Ад Маргинем Пресс» 2014 - 272 с.

7.    Стигнеев В., Липков А. Мир фотографии М., 1989

8.    Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. – СПб.: Лимбус Пресс, «Издательство Тублина», 2010. – 416 с.

Список дополнительной литературы

1.    Иттен И. Искусство цвета. М, 2002.

2.    Кандинский В. О духовном в искусстве (любое издание).

3.    О'Квин Д. Допечатная подготовка. Руководство дизайнера. М., 2000.

4.    Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978.

5.    Оформление периодических изданий / Под ред. А. П. Киселева. М., 1990.

6.    Практические руководства по программам, Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Acrobat (современные версии).

7.    Стигнеев В., Липков А. Мир фотографии М., 1989

8.    Фрост, Крис. Дизайн газет и журналов. М., 2008.

9.    Хеждкоу, Джон. Как делать фотографии Нi-класса: Практическое руководство. Пер. с англ. М., 2004.

10.    Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. – СПб.: Лимбус Пресс, «Издательство Тублина», 2010. – 416 с.

11.    Херлберт, Аллан. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг. М., 1982.

12.    Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016. – 456 с.

13.    Чихольд, Ян. Облик книги. М., 1980.

14.    Шлихт Г. Ю. Цифровая обработка цветных изображений. М., 1997.

15.    Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий: Пер. со словац. Л. Ф. Широковой под ред. и с коммент. Е. Б. Адамова. М., 1982.

16.    Angela Farris Belt .The Elements of Photography.Understanding and Creating Sophisticated Images. Focal Press. 2008, copyright: Elsevier Inc.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.photographer.ru

2.    http://www.photographer.ru статья Грации Нери «Фотожурналистика сегодня».

3.    Digital Journalist. www.digitaljournalist.org

4.    Студия MediaStorm. mediastorm.org

 просмотров: 98 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru