Журналистика. 1 курс
Практическая фотография эпохи компьютера: создание и обработка цифровых изображений
10 сентября 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель, Крылова Лолита Анатольевна, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

Занятие 1 Многозадачность журналиста в современных медиа. Конвергентная журналистика. Фотожурналистика в цифровую эпоху. Цифровые технологии съемочного процесса. Особенности цифрового изображения. Современные цифровые фотокамеры и их возможности. Основные форматы записи цифрового изображения, используемые в журналистике, файлы JPEG, TIFF, RAW. Их основные характеристики, назначение, возможности и особенности.

Занятие 2 Обработка, передача и хранение цифровых изображений. Атрибутирование журналистских фотоснимков и создание цифровой фотографической базы данных – фотоархива. Основные программы для обработки фотоизображений – «просмотровики» и «редакторы» (Photoshop, Light room, Fast Stone и др.), их использование, преимущества и особенности. Правовые и этические критерии, обуславливающие возможность вмешиваться в исходный файл.

Занятие 3 Повествовательные возможности изображения. Одиночная фотография, серия, фоторепортаж, фотоистория, лонгрид – особенности визуального повествования. Поиск тем и сюжетов для медиа. Особенности работы фотожурналиста и подачи материала в агентстве, газете, информационном новостном портале, отраслевых изданиях. Мультимединый контент, его роль в современных цифровых медиа, в Интернете. Особенности создание и драматургия повествования. Каналы коммуникации.

Занятие 4 Фотография в современных СМИ: основная функция, жанры, технические и содержательные требования.

Занятие 5 Работа с одиночными карточками, фоторепортажем, фотоисториями. Обработка фотографий.

План практических занятий

(занятия ведет А.Беленький)

1 занятие. Поиск тем и сюжетов для медиа. Информационный повод. Особенности работы фотожурналиста и подачи материала в агентстве, газете, информационном новостном портале, отраслевых изданиях. Особенности работы над комплексом «фотография + текст». Основы композиции в фотожурналистике. Настройки камеры для разных условий фото и видео съёмок. Домашнее задание на композицию.

2 занятие. Поиск тем для лонгрида, фотоистории, мультимедиа. Задание по выбору своей темы.

(занятия ведет Л.А. Крылова)

Занятие 1.

Основные творческие приёмы фотографии. Работы с современной фототехникой, режимы работы цифровой репортажной фотокамеры, их применение в работе.

Д.З. №1: Подборка собственных фотографий (10-25 кадров), рецензия на фотовыставку (к занятию № 16-17).

Занятие 2.

Работа с техникой, выбор и уход. Типы фотокамер. Уход, чистка матрицы. Объективы и их характеристики: светосила, разрешающая способность. Объективы нормальные, широкоугольные, длиннофокусные, зуммы, фиксы.

Д.З. №2: Съёмка на тему «Уличная история».

Занятие 3.

Загрузка снятого материала в компьютер. Форматы: jpg, tif, raw, nef, dng. Создание архива. Метаданные или EXIF file info, caption.

Занятие 4.

Экспозиция. Получение качественного файла. Чувствительность. Выдержка-диафрагма, экспопара. Экспозамер, способы измерения. Экспозиция и экспокоррекция, работа в полуавтоматических режимах.

Д.З. № 3: Съёмка на тему «Натюрморт», эксперименты с композицией и светом.

Занятие 5.

Основы композиции. Специфика документального изображения, феномен достоверности. Специфика работы фоторепортера, теле- и киножурналиста. Сюжетный центр и равновесие. Правило третей, выбор фона и перспектива, ритм, решающее мгновение, информационные пики, точка съемки.

Д.З. № 4: Архитектурная съёмка: история одного дома.

Занятие 6.

Оптика и объективы. Формирование фотоизображения. Основы оптического построения изображения. Объективы и фокусное расстояние. Светосила, дисторсия, аберрация, глубина резкости.

Д.З. № 5: Съёмка репортажа на произвольную тему.

План лабораторных занятий (занятия ведет А.Беленький)

1 занятие. Обсуждение выбранных тем, корректировка и выбор формы повествования (лонгрид, мультимедиа). Особенности работы в Photoshop, основные допустимые в журналистике изменения в цифровых файлах: levels, curves, crop, file info,

2 занятие. Свет и цвет применительно к журналистской фотографии. Цветовая температура, тонкие настройки камеры. Глубина цвета. Параметры, определяющие объем графического файла. Цвет и модели цвета в компьютерных технологиях. Цветовые модели: RGB – аддитивная цветовая модель; CMYK – субтрактивная цветовая модель; HSB – традиционная цветовая модель. Модель LAB.

3 занятие. Практическая съёмка на пленере. Особенности работы на событии. Фоторепортаж с места события, пресс конференция, театр, концерт. Формирование взгляда на событие и задача журналиста. Панорама как снимать, ошибки и правила. Задание панорама. Практическая съемка панорамы. Задание: Фотосъемка простого предмета. Постановка задачи. Черное и белое, фон, градации тонов, тени, ракурс. Задание: обработка полученных снимков.

4 занятие. Обсуждение фотосъемки на пленере, критика и отбор. Обработка результатов съёмки в Photoshop, загрузка в базу данных.

5 занятие. Практическая съемка в студии. Студийный свет характеристики, особенности использования, примения. Основы работы в студии, как собираем свет, фоны. Флешметр. Предметная, портретная съёмки.

6 занятие. Обработка студийных снимков, в программе Lightroom, основные особенности.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие Консультация по созданию лонгрида, мультимедиа

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль (группа старшего преподавателя А. И. Беленького)

Включает в себя контроль посещаемости занятий, выполнения заданий и иных внеаудиторных работ.

Задание 1.    Переименование файлов, создание архивов из фотографий, заполнение полей exif.     При выполнение в срок 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Плагиат - 0

Задание 2    Фотосъемка на пленере    При выполнение в срок 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Плагиат - 0

Задание 3    Обработка файлов в Photoshop загрузка в базу данных    При выполнение в срок 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Плагиат - 0

Задание 4    Обработка файлов в Lightroom экспорт с различными параметрами     При выполнение в срок 10    Задержка на неделю – 5

Задержка более чем на неделю – 0

Плагиат - 0

Задание 5    Рейтинговое задание: проект лонгрид с текстом, оформленные в InDesign или pdf или размещенные на портале les.media или tilda.ws

При выполнение в срок 50     Задержка более чем на неделю – 5

Задержка более чем на две недели – 0

Всего 90 баллов. При рейтинге 80 баллов и выше – возможна экзаменационная оценка «отлично», в диапазоне 70-80 - «хорошо», 50-70 – допуск к зачетам, экзамену.

Описание процедуры письменного экзамена

Письменный экзамен проводится по экзаменационным билетам, где сформулированы два вопроса. На ответ дается 30 минут. Учащийся отвечает письменно в объеме не менее 500 знаков (один лист формата А4). Полный ответ включает в себя раскрытие содержания по вопросу и предоставления выполненных в ходе обучения в семестре заданий, включая рейтинговое.

•    В случае полного ответа на оба вопроса и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «отлично».

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 - оценка «хорошо»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «хорошо»

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 баллов – оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «неудовлетворительно»

При сотрудничестве с порталом и газетой «1 Линия», городскими или районными СМИ, выдающимися результатами в выполнении заданий, проектов, экзаменационная оценка повышается на 1 (один) балл

Вопросы к экзамену

1.    Экспонометрия в цифровых фотокамерах. Методы замера. Фотографическая ступень. Экспокоррекция когда, как и зачем.

2.    Фотография в цифре, особенности цифрового изображения, форматы файлов, виды, достоинства и недостатки.

3.     Работа фотографа с цифровыми носителями, атрибутирование. EXIF

4.    Создание фотоархива и работа с ним. Пленка, цифра, базы данных. EXIF

5.    Основы композиции построение на плоскости. Основные элементы, приемы.

6.    Экспозиция. Гистограмма. Динамический диапазон.

7.    Основные программы для обработки изображений сходство и отличия.

8.    Основные допустимые в журналистике изменения в цифровых файлах.

9.    Основы обработки фотоконтента в Photoshop

10.    Основы обработки фотоконтента в Lightroom

11.    Цвет. Основные характеристики. Цветовая температура. Цвет и модели цвета в компьютерных технологиях.

12.    Фоторепортаж, фотоистория, лонгрид, мультимедиа Основные задачи форматов повествования, различия.

13.    Принципы создания мультимедиа

14.    Звук, изображение и нарратив в мультимедиа

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 15-20 минут

Оценка «Отлично» ставится, если студент уверенно отвечает на все вопросы билета и на вопросы экзаменатора, связанные с проблематикой, затрагиваемой в билете. Оценка «Хорошо» ставится, если студент не очень уверенно отвечает на вопросы билета, но в состоянии ответить на дополнительные вопросы преподавателя, позволяющие понять его уровень знания предмета. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент не может ответить на один из вопросов билета, и отвечает не на все дополнительные вопросы. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не может внятно ответить на оба вопроса билета и путается в ответах на большинство дополнительных вопросов

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 10-15 мин.

Методическое обеспечение учебной дисциплины

1.    Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974. – 393 с.

2.    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994. – 352 с.

3.    Беленький А. Цифровая фотография. Школа мастерства. 2011, ООО Издательский дом «Питер», иллюстрированное издание, 2 издание

4.    Беленький А. И. Практическая фотография. Учебное пособие СПБГУ ВШЖМК 2013

5.    Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ. Метод. Пособие СПбГУ ВШЖМК 2016. 88 с.

6.    Ефремов. А. Фотография и Photoshop Секреты мастерства. 2005 ООО Издательский дом «Питер», иллюстрированное издание

7.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М.,1974. 323 с.

8.    Лапин.А Фотография как… М изд. Эксмо 2011. 306 с.

9.    Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. – Л., 1991 – 222с.

10.    Сонтаг С. О фотографии. – М. ООО «Ад Маргинем Пресс» 2014 - 272 с.

11.    Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / Выпуск 2 . СПб., 2008.

12.    Сонтаг С. О фотографии М., 2015

13.    Фриман М. Фотоочерк: искусство создания ярких визуальных историй. - 2013

14.    Использование фотографических коллекций из архивов кафедры и персональных архивов преподавателей.

Дополнительная литература

15.    Барт Ролан, Camera Lucida, 2011, ООО Ad Marginem, 272 с.

16.    Базен А. Что такое кино? М., 1972. - 275 с.

17.    Бергер Джон Искусство видеть изд. Клаудберри, 2012.-184 с.

18.    Картье-Брессон А. «Воображаемая реальность» Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина 2008, 128 с.

19.    Килпатрик Д. Свет и освещение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 223 с.

20.    Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973

21.    Стигнеев В. Т. «Фотография. Проблемы поэтики», Издательство: Либроком 2011, 296стр

22.    Хеджкоу Джон «Практическое руководство по фотосъемке», изд. Омега, 2004

23.    Scott Celby Photoschop SC5 Справочник по обработке цифровых фотографий М., Издательский дом “Вильямс”, 2011 400 с.

24.    Scott Celby Adobe Photoshop Lightroom 3. Справочник по обработке цифровых фотографий. – М., Издательский дом “Вильямс”, 2011, 480 с.

25.    Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016. – 456 с.

26.    Стил Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика: фотографии / Э. Стил. - М. АРТ-Родник, 2007.

 просмотров: 61 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru