Журналистика. 1 курс
Дизайн периодических изданий
10 сентября 2018
Преподаватель: Бертельс В.Д., старший преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

Тема1 (2 часа).

Закономерности визуального восприятия и принципы графического дизайна.Понятие о визуальном языке и его составляющих: форме, цвете, линии и композиции. Связь семантической структуры и визуального представления публикации.

Тема 2 (2 часа). Цветовая композиция в дизайне СМИ. Основные цветовые модели и принципы сочетаемости цветов. Ассоциативное и функциональное значение цвета.

Тема 3 (2 часа). Буква и слово как графический объект. Выразительные и функциональные возможности типографики. Взаимосвязь шрифта и изображения: отношения подобия и контраста.

Пропорционирование и модульное проектирование периодических изданий.

Тема 4 (2 часа). Семиотический потенциал дизайна в СМИ. Основные направления, стили графического дизайна: подходы к соотношению формы и содержания.

Тема 5 (2 часа). Основные отечественные школы дизайна (исторический аспект). Эволюция подходов к визуальной организации графического продукта.

Тема 6 (4 часа). Графический дизайн на современном этапе. Основные направления и тенденции.

Тема 7 (2 часа). Ведущие отечественные профессиональные объединения и международные мероприятия, посвященные дизайну. Достижения и открытия современных дизайнеров-графиков.

План практических занятий

Тема1 (2 часа).

Закономерности визуального восприятия и принципы графического дизайна. Понятие о визуальном языке и его составляющих: форме, цвете, линии и композиции.

Тема 2 (4 часа). Цветовая композиция в дизайне СМИ. Разработка обложки периодического издания.

Тема 3 (4 часа). Выразительные и функциональные возможности типографики. Практикум по созданию шрифтовой композиции.

Тема 4 (2 часа). Разработка композиционно-графической модели тематического периодического издания.

Тема 5 (2 часа).Современные подходы к макетированию периодического издания. Разработка визуальной архитектуры страницы.

Тема 6 (4 часа). Графический дизайн на современном этапе. Основные направления и тенденции. Практикум по проектированию периодического издания с учетом современных тенденций

Тема 7 (2 часа). Ведущие отечественные профессиональные объединения и международные мероприятия, посвященные дизайну. Достижения и открытия современных дизайнеров-графиков.

Тема 8 (4 часа).

Пропорционирование и модульное проектирование периодических изданий.

Верстка журнального разворота с применением модульного проектирования.

План лабораторных занятий

Тема1 (4 часа).

Разработка композиционно-графической модели журнала.

Тема2 (4 часа).

Дизайн полосы печатного периодического издания.

Тема3 (2 часа).

Разработка визуального брендового комплекса периодического издания.

Промежуточная аттестация

В качестве формы текущего контроля по дисциплине предусмотрен коллоквиум..Форма проведения коллоквиума - собеседование по вопросам, обозначенным в билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора билета, на подготовку ответа студенту дается 45 мин, на сам ответ – 15-20 мин.

Список вопросов к коллоквиуму

1.    Принципы верстки многостраничного издания

2.    Подходы к модульному проектированию периодического издания.

3.    Принципы составления шрифтового расписания

4.    Виды цветового контраста в дизайне печатных СМИ

5.    Принципы разработки логотипа

6.    Методы разбивки полосы периодического издания

7.    Основные подходы к пропорционированию

Критерии оценки

Оценка «Зачет» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы. Так же оценка «Зачет» ставится, если студент испытывает затруднения при ответе на один из вопросов, но в состоянии представить общее понимание стоящей за ним проблемыили уверенно отвечает на вопрос дополнительный. Эта же оценка ставится в случае, если студент способен детально осветить один из вопросов, однако очень слабо ориентируется во втором; при этом способен ответить на два дополнительных вопроса. Во всех остальных случаях ставится «незачет».

Предполагаемая продолжительность проведения коллоквиума – в расчете 1 час на одного человека.

Вопросы к экзамену

1.    Закономерности визуального восприятия и их связь с принципами графического дизайна.

2.    Визуальный язык и его составляющие: форма, цвет, линия и композиция.

3.    Связь семантической структуры и визуального представления публикации.

4.    Роль цветовой композиции в дизайне СМИ.

5.    Основные цветовые модели и принципы сочетаемости цветов.

6.    Ассоциативное и функциональное значение цвета.

7.    Буква и слово как графический объект.

8.    Выразительные и функциональные возможности типографики.

9.    Взаимосвязь шрифта и изображения на полосе периодического издания.

10.    Методы пропорционирования в модульном проектировании периодических изданий.

11.    Семиотический потенциал дизайна в СМИ.

12.    Основные направления, стили и школы графического дизайна: подходы к соотношению формы и содержания.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – собеседование по вопросам, обозначенным в билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора зачетного билета, на подготовку ответа студенту дается 45 мин, на сам ответ – 15-20 мин.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы. Оценка «Хорошо» ставится, если студент испытывает затруднения при ответе на один из вопросов, но в состоянии представить общее понимание стоящей за ним проблемыили уверенно отвечает на вопрос дополнительный. «Удовлетворительно» ставится в случае, если студент способен детально осветить один из вопросов, однако очень слабо ориентируется во втором; при этом способен ответить на два дополнительных вопроса.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – в расчете 1 час на одного человека.

Список обязательной литературы

1.    Лидвелл У.    Универсальные принципы дизайна-СПб, Питер. -2014. -272 с.

2.    Луптон    Э.    Графический дизайн: от идеи до воплощения - СПб, Питер. – 2013 – 184 с.

3.    Шервин    Д.    Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера - СПб, Питер. - 2013. -208 с.

4.    Эйри    Д.    Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. - СПб, Питер. - 2014. - 208 с.

5.    Элам    К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция.- СПб, Питер. 2014. - 112 с.

Список дополнительной литературы

1.    Самар Т. Эволюция дизайна. От теории к практике. - М.: 2009.

2.    Райн Х. Самый полный справочник. Графический дизайн. - М.: 2008.

3.    Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: 2008.

4.    Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб.пособие. - М. 2007. С.119

5.    Элам    К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция.- СПб, Питер. 2014. - 112 с.

 просмотров: 108 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru