Журналистика. 1 курс
Социокультурные аспекты информационного общества
5 сентября 2018
Преподаватель: Байчик Анна Витальевна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

5 сентября. Социальные и культурные практики в дописьменный период и социальные последствия развития письменной и печатной культуры. Трансформация социальных и культурных практик под влиянием массмедиа.

12 сентября. Основные теории информационного общества. Сущностные черты информационного общества. Трансформация социальных и культурных практик под влиянием массмедиа.

19 сентября. Информационная революция и глобализация. Сущность процесса глобализации. Роль информационного фактора в процессах глобализации.

26 сентября. Информационное общество как общество потребления: культурная сущность современных потребительских стратегий. Трансформация социального контроля в условиях общества потребления. Аномия и отчуждение в обществе потребления.

3 октября. Социальные сети и социальный капитал в информационном обществе. Эволюция социальных сетей в условиях «дигитальной» революции. Трансформация социального капитала в информационном обществе.

10 октября. Сущность информационного общества в теориях и практиках постмодерна. Вездесущность коммуникации и преодоление пространственной определенности. Виртуализация социальной реальности в ситуации постмодерна.

План практических занятий

17 октября. Социокультурная сущность информационного общества: радикализация модерна или постмодерн? Информационное общество в дискурсах модерна и постмодерна (Ю.Хабермас, Н.Луман, В.Беньямин, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, др.).

24 октября. Социальная структура в информационном обществе: информационное неравенство. Социологические теории социального неравенства; статусообразующие признаки и критерии социального неравенства в информационном обществе. Трансформация каналов социальной мобильности и поддержание неравенства в информационном обществе;

31 октября. Семья и структуры повседневности в информационном обществе. Трансформация семьи в различных типах социальности: патриархальные, нуклеарные и «ненуклеарные» семьи.

7 ноября. Трансформация повседневной жизни в информационном обществе: вещественная среда, личные коммуникации, мобильность. Трансформация религиозных традиций в информационном обществе. Эволюция религиозных традиций в различных типах социальности. Диалектика секуляризации в обществах модерна и постмодерна.

14 ноября Экономические стратегии в информационном обществе. Эволюция форм производства и потребления в информационном обществе. Транснациональные корпорации, крупный, средний и мелкий бизнес в информационном обществе.

21 ноября. Трансформация политики в информационном обществе. Кризис идеологий и трансформация политической жизни в условиях дигитальной революции. Политические манипуляции в условиях дигитальной революции. «Партия телевидения» и «партия интернета» в современной России. «Электронная демократия»: проблемы и перспективы.

29 ноября. Влияние дигитальной революции на культурные ценности, производство смысла и культурные практики. Функционирование продуктов искусства в условиях дигитальной репродукции.

6 декабря. Современное медиапространство и его эволюция. Трансформация печатных медиа в условиях дигитальной репродукции. Трансформация ТВ и его функций в условиях дигитальной репродукции. Интернет как среда социальной активности, динамика его аудитории в России.

13 декабря. Социальная активность в пространстве online: от web 2.0 к web 3.0. Перспективы монетизации социальных сетей и «клубная мотивация». Анализ сообществ сетей третьего поколения.

20 декабря. Цивилизационно-культурное разнообразие и цивилизационно-культурные идентичности в информационном обществе: столкновение или диалог цивилизаций и культур в информационном обществе?

27 декабря. Основные проблемы и противоречия информационного общества. Информационное общество как общество риска.

Вопросы к экзамену

1.    Влияние развития медиа на трансформации социальных и культурных практик.

2.    Признаки «новой социальности» в пространстве online.

3.    Основные теории информационного общества.

4.     Сущностные черты информационного общества.

5.     Трансформация социальной структуры в информационном обществе.

6.    Трансформация экономических практик в информационном обществе.

7.    Трансформация политической сферы в информационном обществе.

8.    Трансформация духовной жизни в информационном обществе.

9.     Религиозные традиции в информационном обществе.

10.     СМК в социодинамике культуры информационного общества (модель А.Моля).

11.     СМК в поддержания системной стабильности информационного общества (модель М. Де Флюэра).

12.     Информационно-коммуникационная сущность глобализации.

13.     Основные теории глобализации.

14.     Мир-системная теория И.Валлерстайна и ее критика.

15.     Сетевая концепция М.Кастельса.

16.     Локальные культуры в условиях глобализации.

17.     Информационное общество как общество потребления. Ж. Бодрийяр о потребительском обществе.

18.     Трансформация социального контроля в условиях общества потребления.

19.     Распространение инноваций и поддержание социального неравенства в потребительском обществе.

20.     Особенности становления потребительского общества в современной России.

21.     Трансформация социального капитала в информационном обществе; факторы, способствующие его накоплению и растрате.

22.     Теории и практики постмодерна как реакция на социальные и культурные трансформации информационного общества.

23.     Духовная жизнь в условиях распада социальных идеалов и «больших нарративов» в ситуации постмодерна.

24.     «Виртуализация» социальной реальности в информационном обществе, ее пределы и последствия.

25.     Проблемы и противоречия информационного общества. Информационное общество как общество риска.

26.     Цивилизационно-культурное разнообразие и цивилизационно-культурные идентичности в информационном обществе: столкновение или диалог цивилизаций и культур.

Критерии оценки    

Форма проведения экзамена – устный ответ на два вопроса в билете. На подготовку ответа студенту даётся 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент даёт правильные определения, верно использует термины, ориентируется в изученных социологических теориях, точно определяет принципиальные различия между ними, а также факторы, повлиявшие на их появление.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент допускает незначительные неточности в определениях, не может четко обозначить основные положения различия между изученными социологическими теориями, допускает некоторые неточности в соотнесении социологических теорий с реальной социальной практикой того или иного периода.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент допускает значительные неточности в определениях, неправильно использует термины или заменяет их единицами обыденного языка, излагает основные положения изученных социологических теорий, но не может определить факторы повлиявшие на их появление.

Оценка «Неудовлетворительно ставится, если студент не может дать точных определений, не может дать характеристику изученных социологических теорий, не может пользоваться соответствующим терминологическим аппаратом.

Основная литература

1.     Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

2.     Белл Д., Иноземцев В. Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире ХХI века. М., 2007.

3.     Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

4.    Мак-Люэн, М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. М., 2003.

5.    Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. Изд-во Моск. Ун-та, 1999.

6.    Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Дополнительная литература

7.    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

8.    Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.

9.     Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

10.     Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

11.     Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХI века. М., 2004.

12.     Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

13.     Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма. В кн.: Философия эпохи постмодерна. Минск. 1996.

14.     Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М., 2010.

15.    Иноземцев В.Л. Потерянное десятилетие. М., 2013.

16.    История зарубежной журналистики (1945 — 2008): хрестоматия. М., 2008.

17.     Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

18.     Киттлер Ф. Оптические медиа. М., 2009.

19.     Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб, 1998.

20.     Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

21.     Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000.

22.     Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2008.

23.    Современная зарубежная журналистика. Глокализация в практике западноевропейских СМИ / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

24.    Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

25.     Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997.

Текущий контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1.    посещаемость занятий – 50 баллов;

2.    презентации и устные выступления, обсуждение подготовленных материалов в рамках практических занятий – 30 баллов;

Каждый студент должен подготовить три устных выступления (хотя бы одно из устных выступлений должно сопровождаться презентацией, выполненной в формате PowerPoint). Время выступления – не более 15 минут.

Условия для получения оценки «отлично» автоматом:

•    посещаемость занятий составила 90% и более;

•    за подготовку материалов и работу в рамках коллоквиумов студент набрал 30 баллов и более.

Текущая аттестация

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем во время практических занятий.

 просмотров: 543 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru